Подготовка и проведение семинара на конвенте

Материал из Ролевая Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск

Автор: Денис Муравлянский (Дионис),г. Новосибирск

Статья была опубликована в в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru.

Введение

Всё изложенное в статье является личным мнением автора, основанным на его опыте проведения и участия в семинарах на ролевых конвентах . Статья написана для людей, которые хотят провести семинар , круглый стол или мастер-класс. Далее всё это многообразие будет называться просто " семинар " - для краткости.

Особенности

Проведение семинара на конвенте отличается от проведения семинара в учебных заведениях и бизнес-семинаров. Семинары на конвенте всегда проходят в условиях жесткой конкуренции. Одновременно с вашим семинаром могут идти отборочные бои для турнира, показ ролевого кино или бал. Если участнику семинара покажется, что здесь ему неинтересно, он встанет и уйдет в другое место, возможно, не дождавшись самого захватывающего момента в вашем мероприятии. С другой стороны, обычно на семинар нет никакого входного ценза - человеку не надо за него платить, не надо выкраивать время в своем расписании, не надо даже ходить на предыдущие семинары . Он может зайти, увидев интересное название в расписании или просто за компанию с заинтересовавшимся товарищем. В итоге у вас на семинаре может присутствовать очень разношёрстная аудитория, с которой вы, к тому же, еще и незнакомы. Чтобы, несмотря на все эти трудности, провести семинар , автор предлагает свои рекомендации.

Формат

Основные форматы, в которых в данный момент проводятся информационные мероприятия на конвентах , это:

  • Семинар - основан на одном, реже нескольких докладах. После зачитывания доклада происходит обсуждение. Используется для информационных или обучающих целей. Может быть использован для обсуждения проблемы, которую раскрывают доклады.
  • Круглый стол - основан на свободном высказывании мнений всеми участниками на намеченную тему. Используется для собирания мнений и для обсуждения актуальных вопросов, которые знакомы и понятны всем присутствующим.
  • Мастер-класс - предназначен для передачи практических навыков и умений. Обычно включает демонстрацию умений и навыков специалистом, подробное объяснение для аудитории и применение аудиторией (либо отдельными желающими из аудитории) полученных знаний на практике. Используется для обучения или информирования по вопросам практического свойства.

Формат, как и название, следует определить на самых ранних этапах, так как от него зависит, как именно вы собираетесь общаться с аудиторией и, соответственно, что вам для этого понадобится.

Пример: чтобы показать, как в полевых условиях делать прически, целесообразно провести мастер-класс с демонстрацией. А вот по вопросам изготовления щитов оправдана семинарская форма, так как изготовление щита за короткое время крайне затруднительно. Цель Проводящий семинара должен понимать, для чего вообще он это делает - то есть, как минимум, определить цель своего выступления: будет ли это обучение аудитории, обсуждение какой-то проблемы или же сбор мнений и фактов о конкретном вопросе. Структура семинара , название, формат и другие частности должны вытекать из цели. Например: если ставится цель собрать мнения о структуре мастерской команды, то логично заявить круглый стол с названием "Мастерская команда - варианты и мнения".

Название

Название семинара крайне важно, так как многие из пришедших будут знать только его. С помощью названия вы можете создать рекламу или, наоборот, использовать его как фильтр от лишних, по вашему мнению, участников. Из названия семинара должна быть понятна затрагиваемая область. Это необходимо, чтобы вы смогли привлечь к семинару интересующую вас аудиторию.

Пример: "Секс и Экономика" - рекламное название; "Бугурт на исторических играх" - отфильтрует тех, кому неинтересны модели боевых столкновений на исторических играх.

Подготовка

Подготовка полностью зависит от ваших целей и выбранного формата. Далее перечислены этапы подготовки:

  1. Составление структуры семинара

Необходимо в любом случае, причем не только для подготовки, но и во время проведения мероприятия. Для семинара план удобно строить как последовательность блоков, в каждом из которых раскрывается часть темы. Для круглого стола - последовательность обсуждаемых вопросов. Для мастер-класса план непосредственно следует из той деятельности, которую будет демонстрировать ведущий.

  1. Написание регламента

Необходимо в том случае, если вы опасаетесь, что можете не уложиться в отведенное время. Важно помнить, что семинар не стоит делать дольше часа, иначе участники и вы сами попросту выдохнетесь. Составленный для семинара и мастер-класса регламент описывает, когда вы будете отвечать на вопросы и сколько времени на это потратите. Регламент круглого стола определяет, сколько времени даётся говорящему и как определяется порядок выступающих.

  1. Приглашение участников

Этап необходим для круглого стола, чтобы гарантировать присутствие представителей разных точек зрения. Для мастер-класса и семинара необязателен, но может быть полезен, так как повысит доброжелательность аудитории и уровень её участия.

  1. Подготовка сопроводительных материалов

Этап необходим для мастер-класса, чтобы демонстрировать практическую деятельность. Для семинара и круглого стола носит рекомендательный характер. Самые простые сопроводительные материалы - плакаты с тезисами или регламентом. Некоторые предпочитают рисовать иллюстрации во время доклада. Это добавляет живости, но отнимает время, к тому же, далеко не все иллюстрации, нарисованные в спешке на семинары , легко читаемы. Возможно также использование проекторов или музыкального сопровождения - эти средства презентации становятся всё более распространёнными в последнее время. Для семинаров и круглых столов может быть полезным размещение материалов по теме на сайте, чтобы участники заранее могли ознакомиться с тематикой, чтобы более продуктивно работать. Для подготовки плодотворного обсуждения этот метод кажется автору необходимым.

Проведение

При проведении семинар стоит обратить внимание на некоторые мелочи:

  • Возьмите с собой ручку и блокнот. Если используете плакаты, то прихватите маркер.
  • Если вы будете много говорить, то не забудьте взять воду.
  • Если вы ведете круглый стол, то, что логично, составьте столы кругом, чтобы все присутствующие могли видеть друг друга.
  • Для отслеживания времени полезно положить перед собой часы.
  • Нетрезвых личностей, которые мешают, просите удалиться. Если они упорствуют - не стесняйтесь позвать охрану.
  • Если завязалось обсуждение, не относящееся к теме семинара , - сворачивайте его.
  • Если человек во второй или третий раз берет слово, чтобы сказать то же самое, - отбирайте слово без стеснения.
  • При отслеживании регламента лучше проявить некоторую жесткость, чем позволить обсуждению превратиться в перепалку или базар.

Подведение итогов

Крайне важная, но, к сожалению, часто игнорируемая часть семинара - это подведение итогов. В конце семинара нужно подвести итог, еще раз повторив центральные тезисы и основные высказанные мысли. Это поможет и вам, и участникам, во-первых, собрать воедино весь материал, а во-вторых, увидеть было ли обсуждение результативным. Полезным бывает подведение промежуточных итогов после блока обсуждения. Заключение Подготовка и проведение семинара трудоемкое, но вполне подъемное занятие. Автор выражает надежду, что эта статья окажет помощь тем, кому интересны ролевые игры и кто готов обобщать опыт и искать новые подходы в РИ.

Удачных семинаров!