Современная нейро-психология — различия между версиями
Анка (обсуждение | вклад) |
Анка (обсуждение | вклад) |
||
(не показана одна промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
''Доклад состоялся в рамках секции футурологии на Комконе-6 в 2011 году.'' | ''Доклад состоялся в рамках секции футурологии на Комконе-6 в 2011 году.'' | ||
+ | |||
+ | '''Анонс:''' | ||
+ | |||
+ | Современные науки о мозге человека далеко ушли... От чего? Что именно неверно в наших старых представлениях о том, как работает "межушной нервный узел"? О чём мы даже, возможно, и не подозреваем? | ||
+ | Как вы думаете, на сколько процентов работает ваш, персонально Ваш мозг? А хотели бы, чтобы работал на 100%? Или, может, вы в курсе, что даже при тяжелейших эпилептических припадках работает меньше, чем сто процентов мозга? | ||
+ | Вы ещё верите, что "нервные клетки не восстанавливаются"? Что ж, не хотите - не восстанавливайте. Да и развивать мозг тоже далеко не каждому нужно. Ведь это ж сколько недель пройдёт, пока закрепятся новые системы нейронных связей, или, тем паче, образуются новые нейроны! А сколько усилий приложить придётся... | ||
+ | И всё равно - возможности мозга куда шире, чем могут показаться на первый взгляд. Ещё в 70-е года прошлого века один энтузиаст при помощи не слишком-то хитрых устройств научил слепых видеть... Кожей! И пошло-поехало... | ||
+ | Очень многие современные достижения в области развития мозга (в том числе, скажем, лечения аутизма) выглядят весьма и весьма примитивно - скажем, задания на различение двух звуков - однако они базируются на глубоком понимании принципов (само)организации мозговых структур. Как это ни парадоксально, но порой без ЯМР-томографа и многих десятилетий научных изысканий со сложнейшей аппаратурой никак не догадаться, как с помощью всего лишь зеркала избавить человека от фантомных болей, при помощи простейших упражнений сохранить интеллектуальные способности в старости или развить в юности. | ||
+ | Сегодня практические плоды научных изысканий о мозге порой кажутся настолько простыми, что совершенно не воспринимаются в связи с современным сложнейшим оборудованием и грандиозными национальными проектами (вроде "Коннектома"), и вообще не принимаются всерьёз. Но они работают, и работают прекрасно. | ||
+ | Остаётся лишь немного разобраться, что к чему... | ||
+ | |||
+ | '''Тезисы:''' | ||
+ | |||
+ | Современные представления о мозге. Пластичность мозга. Советская и западная школы, развитие представлений о пластичности. | ||
+ | Отмирание нейронов при взрослении. Миф: "нервные клетки не восстанавливаются". Стволовые клетки в головном мозгу. Сроки формирования новых нейронов. Восстановительное обучение и устранение последствий инсультов. | ||
+ | Понятие о когнитивных способностях. Миф про "мозг, работающий на 5%" (варианты: на 2%, на 10% и т.п.). Несостоятельность и происхождение мифа. Реальное положение дел: устройство мозга, 100% работа - эпилепсия. | ||
+ | Возможности мозга. Развитие способностей в рамках представлений о пластичности. Случайность формирования/потерь связей между нейронами. Основные "характерные сроки" обучения: формирование коллатерали аксона/дендрита, формирование нейронных ансамблей. | ||
+ | Рост IQ в мире. Эффекты насыщенной среды. "Инстинкт" исследовательской деятельности. "Инстинкт" языка: пиджины, "универсальная грамматика" Хомского. | ||
+ | Методы исследования мозга. Пространственное и временное разрешение. Локальный кровоток и электрическая (и магнитная) активность. Простые упражнения и использование фМРТ для оценки их эффективности. Когнитивные гимнастики. Гимнастика Патрика Келли. | ||
+ | Мозговое кровообращение и общая физическая активность. "В здоровом теле - здоровый дух". Представление о кинезиологии. Гимнастики "для ума" - как работает, в каких областях нужны. | ||
+ | Существующие проекты "воспроизведения мозга в железе". Проект "Коннектом". | ||
+ | Мышление как навык. Нужно ли знать о мозге всё, для того, чтобы развивать мышление? | ||
+ | Техногенная и "традиционная" тренировка мозга. Что эффективнее - существующие технические средства (электрическая стимуляция, светозвуковая стимуляция) или упражнения без технических ухищрений? | ||
'''Видеозапись:''' http://vimeo.com/21475293 | '''Видеозапись:''' http://vimeo.com/21475293 | ||
+ | |||
'''Презентация:''' http://www.alexander6.ru/files/498888/grigal_komkon_lecture.rar | '''Презентация:''' http://www.alexander6.ru/files/498888/grigal_komkon_lecture.rar | ||
Текущая версия на 21:54, 17 октября 2011
Автор: Павел Григал
Доклад состоялся в рамках секции футурологии на Комконе-6 в 2011 году.
Анонс:
Современные науки о мозге человека далеко ушли... От чего? Что именно неверно в наших старых представлениях о том, как работает "межушной нервный узел"? О чём мы даже, возможно, и не подозреваем? Как вы думаете, на сколько процентов работает ваш, персонально Ваш мозг? А хотели бы, чтобы работал на 100%? Или, может, вы в курсе, что даже при тяжелейших эпилептических припадках работает меньше, чем сто процентов мозга? Вы ещё верите, что "нервные клетки не восстанавливаются"? Что ж, не хотите - не восстанавливайте. Да и развивать мозг тоже далеко не каждому нужно. Ведь это ж сколько недель пройдёт, пока закрепятся новые системы нейронных связей, или, тем паче, образуются новые нейроны! А сколько усилий приложить придётся... И всё равно - возможности мозга куда шире, чем могут показаться на первый взгляд. Ещё в 70-е года прошлого века один энтузиаст при помощи не слишком-то хитрых устройств научил слепых видеть... Кожей! И пошло-поехало... Очень многие современные достижения в области развития мозга (в том числе, скажем, лечения аутизма) выглядят весьма и весьма примитивно - скажем, задания на различение двух звуков - однако они базируются на глубоком понимании принципов (само)организации мозговых структур. Как это ни парадоксально, но порой без ЯМР-томографа и многих десятилетий научных изысканий со сложнейшей аппаратурой никак не догадаться, как с помощью всего лишь зеркала избавить человека от фантомных болей, при помощи простейших упражнений сохранить интеллектуальные способности в старости или развить в юности. Сегодня практические плоды научных изысканий о мозге порой кажутся настолько простыми, что совершенно не воспринимаются в связи с современным сложнейшим оборудованием и грандиозными национальными проектами (вроде "Коннектома"), и вообще не принимаются всерьёз. Но они работают, и работают прекрасно. Остаётся лишь немного разобраться, что к чему...
Тезисы:
Современные представления о мозге. Пластичность мозга. Советская и западная школы, развитие представлений о пластичности. Отмирание нейронов при взрослении. Миф: "нервные клетки не восстанавливаются". Стволовые клетки в головном мозгу. Сроки формирования новых нейронов. Восстановительное обучение и устранение последствий инсультов. Понятие о когнитивных способностях. Миф про "мозг, работающий на 5%" (варианты: на 2%, на 10% и т.п.). Несостоятельность и происхождение мифа. Реальное положение дел: устройство мозга, 100% работа - эпилепсия. Возможности мозга. Развитие способностей в рамках представлений о пластичности. Случайность формирования/потерь связей между нейронами. Основные "характерные сроки" обучения: формирование коллатерали аксона/дендрита, формирование нейронных ансамблей. Рост IQ в мире. Эффекты насыщенной среды. "Инстинкт" исследовательской деятельности. "Инстинкт" языка: пиджины, "универсальная грамматика" Хомского. Методы исследования мозга. Пространственное и временное разрешение. Локальный кровоток и электрическая (и магнитная) активность. Простые упражнения и использование фМРТ для оценки их эффективности. Когнитивные гимнастики. Гимнастика Патрика Келли. Мозговое кровообращение и общая физическая активность. "В здоровом теле - здоровый дух". Представление о кинезиологии. Гимнастики "для ума" - как работает, в каких областях нужны. Существующие проекты "воспроизведения мозга в железе". Проект "Коннектом". Мышление как навык. Нужно ли знать о мозге всё, для того, чтобы развивать мышление? Техногенная и "традиционная" тренировка мозга. Что эффективнее - существующие технические средства (электрическая стимуляция, светозвуковая стимуляция) или упражнения без технических ухищрений?
Видеозапись: http://vimeo.com/21475293
Презентация: http://www.alexander6.ru/files/498888/grigal_komkon_lecture.rar