Предательство для чайников — различия между версиями

Материал из Ролевая Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск
м (WikiSysop переименовал страницу How to betray в Предательство для чайников)
 
Строка 392: Строка 392:
  
 
<div style="margin-left:0cm;margin-right:0cm;">С безграничным уважением, единственный безоговорочно надёжный, беззаветно верный, и до конца преданный ваш покорный слуга, Николай Оленин (Николя красноярский).</div>
 
<div style="margin-left:0cm;margin-right:0cm;">С безграничным уважением, единственный безоговорочно надёжный, беззаветно верный, и до конца преданный ваш покорный слуга, Николай Оленин (Николя красноярский).</div>
 +
 +
[[Категория:Николя Красноярский]]

Текущая версия на 15:41, 6 января 2022

Предательство для чайников

“Предательство - в меру, в потребное время, во благо всем!” - вот древний девиз нашего рода.
Андрей Белянин «Свирепый ландграф»


С точки зрения высокоморального человека предательство само по себе, безусловно, является поступком недостойным и изначально отрицательным. И в обычной жизни мало кто из нас готов на настоящее предательство.
Но игра имеет свои законы. На игре предательство – это один из множества механизмов взаимодействия между персонажами игры. И часто для создания интересного сюжета предательство просто необходимо.
К тому же ничто так не подчеркивает благородство положительных героев как нелицеприятные действия персонажей отрицательных. А по-настоящему гнусное предательство занимает далеко не последнее место в списке низменных человеческих поступков.
Порой кажется, что предательство – дело настолько лёгкое, что с ним без особых усилий может справиться любой. Но не все так просто. Действительно качественное предательство должно быть, во-первых, обоснованным. А во-вторых, не смотря на свою отталкивающую сущность, не лишено некоторого изящества. Именно поэтому я предлагаю немного поразмыслить об этой древней человеческой привычке.


Механизм предательства


«Предают только свои»
Французская поговорка


Что такое предательство? Упрощенно говоря, предательство – это нарушение верности кому-либо или неисполнение долга.
Однако говоря о предательстве, нельзя не затронуть такое понятие как верность, которое представляет собой свойство, определяющее характер поведения, при котором чьи-то интересы ставятся выше своих собственных. Что касается самого долга, то это всего лишь обязательство в самом широком смысле слова.
Иными словами, предательство – это разрыв связей вашего персонажа с чем-то внешним. С чем-то или кем-то, имеющим право что-то требовать от вашего персонажа. Откуда же взялись эти связи?
Дело в том, что мы живём в очень непростом мире, мире полном опасностей. И один из древнейших способов защитить себя – сбиться в стаю. Так появилось деление мира на своих и чужих.
Во враждебном мире свой всегда защитит, а чужой – представляет собой только угрозу. И даже если чужой не опасен, рассчитывать на его помощь и поддержку все равно не приходится. Он чужой и этим всё сказано. Если чужой в беде – это его личное дело, но своих бросать не принято. Обмануть врага – значит проявить смекалку, обмануть своего – совершить низменный и осуждаемый обществом поступок. Действия своих, как правило, оправдываются, таким же (причём даже ответным) действиям чужих оправдания нет.
Именно это деление и сделало в последующем возможным предательство как таковое. Настоящее предательство совершается только своими и только в интересах чужих. И никак иначе.
Если ваш персонаж изначально является агентом, засланным в стан противника – его действия не являются предательством, хотя и могут быть с ним схожи по внешним признакам. Он изначально чужой и действует в интересах чужой стаи. Поэтому эту категорию персонажей мы хоть и не отбрасываем (всё же с настоящими предателями у них довольно много общего в плане методов и способов работы), но основной акцент в этой статье будет сделан на настоящих предателях.
В рамках данного текста понятие «стая» является собирательным. Оно может обозначать одного человека (предательство друга, супружеская измена), группы лиц (предательство единомышленников, товарищей по несчастью), так и социальных институтов и идей (преданность государству, религиозные убеждения – понятно, что здесь важен не сам факт смены гражданства или изменения проводимых религиозных ритуалов, а сознательный переход из одной «стаю» в другую – и переход, как правило, ослабляющий бывшую «стаю» или ставящий её в менее выгодное положение).
Технически чужая «стая» может состоять даже из одного человека – самого предателя, противопоставляющего себя обществу. Но этот вариант я категорически не рекомендую, т.к. он автоматически значительно сокращает количество игровых возможностей и игровых моментов.
Чем большее количество людей своими действиями предаёт ваш персонаж, тем больший интерес для игры представляют его действия. Действительно качественное предательство должно задевать интересы как можно большего количества персонажей и создавая максимально возможное количество игровых моментов.
Так предательство любимой(ого) заденет вашего персонажа, персонажа с которым у вас была любовная связь и персонажа с которым возникнет новая связь. Плюс какое-то (как правило, не очень большое) количество свидетелей и сочувствующих, чья заинтересованность в том или ином исходе дела, обычно, не столь уж велика.
Конечно, возможны исключения из этого правила. Например, если речь идёт о политическом браке или «войне кланов», то казалось бы безобидная любовная интрижка может привести к далеко идущим последствиям. Но в этом случае меняется сама категория предательства от супружеской измены к предательству клана супруги(а).
А вот предательство целого народа или государства так или иначе может затронуть судьбы десятков, если не сотен персонажей как вашей старой, так и новой «стаи». Поэтому в интересах игры при прочих равных обстоятельствах я рекомендую вам выбирать наиболее масштабное из возможных предательств.
Гипотетически возможна ситуация, когда ваш персонаж предаёт одних своих ради других своих (например, патриот предаёт интересы государства ради интересов семьи, одного близкого человека ради другого, не менее близкого и т.п.). Но в таком случае мы просто имеем дело с моментом самоопределения персонажа в тот момент, когда он находится на распутье. В момент формирования или перестраивания иерархии ценностей вашего персонажа. Данная ситуация отличается пикантностью, ведь в связи с особой трагичностью (напомню: трагедия – это когда все правы) данный процесс может быть особенно болезненным. И, как правило, влечёт разрыв отношений с одной «стаей» ради другой. Не потому что сам предатель очень хочет разорвать эти связи. Вовсе нет, он был бы рад сохранить со всеми тёплые отношения. Но вот простят ли ему такое предательство…
Скорее всего, закономерным итогом внутренней борьбы будут либо бесконечные нравственные метания персонажа из одной крайности в другую. Или сработает механизм психологической защиты и ваш персонаж раз и навсегда перестроит свою пирамиду ценностей таким образом, что предаваемые либо опустятся ощутимо ниже тех, ради кого он предаёт, либо вовсе будут выброшены из системы ценностей персонажа как недостойные того, чтобы им сохраняли верность.
Отдельный вопрос – это возможность предательства лидером. Как правило, предательство подразумевает отклонение от некой общей «политики» вашей «стаи», в чём бы она ни заключалась. Отклонение от курса большинства обычно и называется предательством. Но что произойдёт если сам лидер(ы) изменит курс «стаи»? Можно ли будет назвать это предательством? Как ни парадоксально, в большинстве случаев утвердительный ответ дать не получится.
Лидер может предать свою «стаю» только в том случае, если:
А) «стая», не смотря ни на что, предпочтёт сохранять прежний курс в силу каких-то причин (верность традициям, устоявшие нормы нравственности, следование религиозным догматам и т.п.);
Б) если в результате смены курса «стая» окажется в более опасном положении, чем была до этого. Причём степень опасности должна быть настолько высока и очевидна, что вероятность спасения от возникшей угрозы будет ничтожно мала.
В прочих же случаях можно говорить о высокой политике, выборе более перспективных направлений развития и использовать прочие приёмы политической работы со «стаей». И почти наверняка предательством действия лидеров признаны не будут (хотя и могут получить самую нелестную эмоциональную оценку).
Поэтому если вы хотите поиграть именно в предательство, советую вам выбрать роль хоть и приближённую к лидерам вашей «стаи» (что облегчит реализацию планов), но не на самой вершине пирамиды власти. Иначе ваши действия могут расценивать сколь угодно нелестно, но предательством в прямом смысле слова вряд ли назовут.
Итак, немного разобравшись с механизмом предательства, переходим к практическому воплощению ваших чудовищных замыслов.
Для того чтобы красиво сыграть в предательство на ролевой игре необходимо придерживаться определённого плана. По-настоящему впечатляющее предательство (я имею в виду предательство, как серьёзную самостоятельную игру, а не как мимолётную пакость) – это триптих. Оно состоит из трёх взаимосвязанных этапов, на каждом из которых ставится своя задача и достигается своя победа.
Часть первая – назревают предпосылки предательства.
Часть вторая – собственно, предательство. Это основная часть игры в предательство. Сюда относятся все действия по подготовке и реализации предательства.
Часть третья, заключительная – предатель должен принять последствия своего предательства.

Итак, переходим к более подробному разбору нашего триптиха.


Часть первая, в которой назревают предпосылки


Виды предательства


«Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера»
Франсуа Ларошфуко «Максимы и моральные размышления»


По большом счёту все виды предательства можно подразделить на профессиональное и спонтанное предательство.
Профессиональное предательство предполагает, прежде всего, определенную мотивацию и особое отношение к делу. Предатель холоден, расчетлив и относится к своим действиям как к работе. Никаких лишних эмоций и переживаний. Есть поставленная кем-то задача и за её выполнение обещано неплохое вознаграждение. Возможно, такой профессионал даже будет испытывать сочувствие к жертвам своего предательства, но это никоим образом не повлияет на его поведение.
Спонтанное предательство куда интереснее в плане отыгрыша, поскольку всегда происходит в результате глубоких внутренних переживаний.
Нельзя забывать, что предательство – это всегда процесс осознанный (в противном случае оно деградирует до трагической, но всё-таки случайной и нелепой ошибки или проявления глупости). Поэтому на этом этапе необходимо создать все условия, для того чтобы ваш персонаж перешагнул некую черту и совершил предначертанное. Конечно, мотив можно заложить и до игры, но всё же куда интереснее сделать так, чтобы мотив для предательства появился непосредственно на самой игре.
Пускай ваш персонаж смертельно обидится на кого-то за совершённую им же ошибку. Пускай он загонит себя в долги. Пускай по своей или чужой вине потеряет что-то, чем очень дорожил. И приложить усилия для возникновения такой ситуации необходимо, прежде всего, вам. В таких делах лучше рассчитывать на свои силы, чем на удачное сочетание обстоятельств.
Казалось бы, если вашего персонажа настолько серьёзно обидят, что он окажется бессилен в сложившейся ситуации – это можно считать победой других игроков. Но на самом деле это будет ваша безоговорочная победа. Следуя своему плану и используя тонкие манипуляции другими персонажами, вы загоняете своего персонажа в тупик, из которого не будет иного выхода, кроме предательства. Вам это удалось? Поздравляю! Первый этап можно считать успешно пройденным.
Но не будем торопиться. Прежде всего, под предстоящее предательство необходимо подвести соответствующую эмоциональную базу. В качестве эмоциональной базы будущего предательства могут выступать:


1. Благие намерения – благие намерения могут выступать не только в качестве оправдания предательства совершенного по любым иным мотивам. Они действительно могут быть истинными причинами поведения вашего персонажа. Что ему остается делать, если он глубоко и искренне убеждён в своей правоте, но при этом не имеет возможности донести свое видение ситуации до остальных, и не имеет других рычагов изменения ситуации? Выход только один – предательство. Этот тип предателей можно обозначить как «предатель-идеалист». Искренняя вера в свою правоту – это прекрасное основание для сколь угодно чудовищных поступков.
Ну а что делать, если окружающие сами не понимают своего счастья и упорно не желают изменить жизнь к лучшему? Кем был бы Иисус, если бы не предательство Иуды? Рядовым проповедником, кои тысячами пропадают в безвестности.
Предатель данного типа видит себя непонятым и непризнанным, но героем. Иногда даже жертвующим собой ради блага окружающих.
2. Устранение препятствия – Всё не так уж и плохо. Ваш целеустремлённый персонаж уверенно идёт к решению поставленной перед собой задачи и успех уже близок. Но вдруг на его пути возникает препятствие. То, что разрушает его надежды и мечты. Да, любой благоразумный человек сначала перепробует цивилизованные методы устранения этого препятствия. Но если иного пути нет, сможет ли ваш персонаж наступить на горло собственной гордости и отказаться от своих планов? Или ему проще перешагнуть через тех, кто вздумал становиться на его пути?
3. Устранение опасности – когда вашему персонажу (или тем, кто ему дорог) угрожает опасность и единственный выход – это предательство, долго ли вы будете сомневаться? Долго ли ваш персонаж будет терпеть пытки? Устоит ли перед соблазном оклеветать другого человека, чтобы избежать того, что угрожает ему лично?
4. Отчаяние – полная растерянность, незнание что делать. Отчасти напоминает устранение опасности, но носит куда более запущенный, затяжной характер. Неприятная ситуация давно тяготит невыносимым грузом душу вашего персонажа. Это был долгий пути по спирали вниз, где на каждом витке разрушались все планы и надежды. Раз за разом неудачи и крах всех начинаний. Это та самая вода, что точит камень – медленно, но верно.
Разве что очень сильные люди не прибегают к данной категории предательства, но ведь не могут же все быть несгибаемыми героями? А в минуту слабости, как не пойти на поводу сладкоречивых обещаний, старательно гоня прочь неприглядные мысли и сомнения? Всего один маленький шаг – и все проблемы будут решены. Может быть, потом я всё исправлю. Ну конечно, всё будет даже лучше чем прежде! Просто сейчас мне необходимо переломить ситуацию. А потом всё будет хорошо. Всё обязательно будет хорошо…
5. Чувство вины или долг. Весьма парадоксальный, но вполне рабочий вариант. Если ваш персонаж кому-то должен и не в силах выплатить этот долг или чувствует вину перед своими, то это может рано или поздно заставить его обратиться против даже весьма близких людей. Постоянное ощущение долга и зависимости от окружающих порождает чувство неполноценности. А жить с таким чувством очень нелегко. Постепенно это чувство начинает вызывать неприязнь, а затем и ненависть к своим. Предатель начинает оправдывать себя и находить всё больше недостатков у окружающих, а затем и ненавидеть их. И эта парадоксальная ненависть вполне способна толкнуть на предательство людей определённого склада характера.
6. Желание самоутвердиться, демонстрируя своё превосходство над другими. Такой человек хочет, чтобы его персону обязательно заметили и высоко оценили. Если же ожидаемого не происходит, то возникает обида, подталкивающая к предательству.
7. Стремление доказать свою правоту – частный случай самоутверждения крепко замешанного на благих намерениях. Персонаж столь же отчётливо осознаёт свою правоту. Финальным аккордом такого предательства звучит фраза «А ведь я говорил (предупреждал)!». Что будет с окружающими и самим предателем после такого, как затихнут отголоски этого крика души, предатель, как правило, не задумывается.
8. Привлечение внимания – ещё один частный случай самоутверждения. Более всего к этому склонны женщины. С них станется пустить под откос жизнь целого государства только для того чтобы заявить о себе. Эмоциональной основой предательства данного вида служит тщеславие и неудовлетворённые амбиции.
Впрочем, предателем такого рода может быть и мужчина склонный к истерическому поведению и (или) отягощённый психологическими комплексами. Если ваш персонаж относится именно к данному типу людей – будьте готовы к такому характерному жесту. Мало что более ярко проиллюстрирует характер вашего персонажа, чем сладостное упоение в миг триумфа его коварства и вероломства. Именно к этому моменту он идёт всю свою жизнь. А средства не столь уж важны. Ему, по большом счёту, безразличны судьбы других людей. Он целиком и полностью сосредоточен на своих внутренних переживаниях и той реакции окружающих, что вызвали его действия.
9. Месть – Что может быть слаще мести за настоящие или мнимые обиды? Месть может стать результатом ревности, зависти и иных чувств, отравляющих существование вашего персонажа.
10. Зависть – отличное основание для предательства. Когда нечто столь вожделенное принадлежит кому-то из своих, а единственный путь обрести это – предательство, то ещё неизвестно какая чаша весов (на которых чувство долга и элементарная порядочность обычно уравновешивает алчность и страсть) окончательно перевесит в один прекрасный день.
11. Жажда власти – разве Власть – это не высшая цель, достойная вас? В конечном итоге именно к жажде власти сводятся практически все человеческие мотивы. Поэтому не надо отказывать себе в маленьких слабостях. Уж лучше на троне будете сидеть Вы, чем эта бездарность!
12. Обогащение – звон монет смягчил немало сердец. Как любил говорить папа Александра Македонского – «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость». А уж за целую бочку варенья, да целую корзину печенья…
Данное эмоциональное основание спонтанного предательства надо отличать от профессионального предательства, упомянутого выше. Профессиональный предатель холоден и расчётлив. Жаждущий обогащения предатель постоянно мечется между верностью, страхом разоблачения и жаждой наживы. В его душе постоянно кипят эти чувства, толкающие его из одной крайности в другую.
Как вариация на эту же тему – нежелание возвращать долг. Как говорится: нет человека, нет проблемы. Небольшое предательство и о неприятном долге можно будет смело забыть.
13. Сладострастие или запретная любовь. Это эмоциональное основание может служить не только поводом для супружеской измены. С начала времён для вербовки агентов самыми разными спецслужбами активно привлекались женщины. Именно роковая любовь к женщине (или мужчине, в зависимости от пола вашего персонажа) способна заставить его сделать тот самый последний шаг за грань, после которого ваши действия будут расценены как предательство.
Особую прелесть данному варианту развития событий придаёт то обстоятельство, что, скорее всего, объект вожделения лишь искусно изображает страсть и только до того момента, пока предатель не сделает своё чёрное дело. А когда дело сделано от «чувств» не остаётся и следа. Таким образом, и сам предатель оказывается преданным.
Впрочем, возможны варианты и с вполне искренней трагической любовью двух одиноких сердец разделённых линией баррикад.
14. Ошибка и страх разоблачения. Ваш персонаж оступился и об этом узнали чужие. Его судьба висит на волоске и тогда чужие предлагают ему (а может, с учётом того, что такого рода игру часто приходится строить своими силами, он и сам проявит инициативу) оказать небольшую услугу в обмен на молчание или помощь в исправлении содеянного.
А после первого, казалось бы почти безобидного поступка, появляется необходимость сделать ещё что-то, и ещё… И вот на нашего предателя давит груз не только собственной первоначальной ошибки, но и всех последующих шагов. И с каждым новым действием он всё больше запутывается в этой паутине, пока свершившийся факт его предательства не станет для него очевиден.
Этот пункт имеет смысл разбить на два подпункта. В первом случае чужие, узнав об ошибке или проступке будущего предателя угрожают сообщить об этом своим. Таким образом, чужие выступают не непосредственной угрозой, а лишь «спусковым механизмом», в то время как главная опасность исходит от своих, которые не простят оплошности.
Например, персонаж-казначей проиграл доверенную ему казну в кости, а на завтра назначена проверка, по итогам которой ему явно не сносить головы. И если об этом узнают чужие, она вполне могут начать шантажировать его этой информацией.
Во втором случае чужие не угрожают, а предлагают помощь. Если мы возьмём тот же случай с казначеем – чужие не только не угрожают ему. Они предлагают ему недостающую сумму, которую он может положить в казну и тем самым скрыть сам факт своего преступления. Естественно, такая любезность потребует небольшой ответной услуги…
Таким образом, в обоих случаях ваш персонаж вынужден пойти на поводу у чужих, опасаясь собственной «стаи».
Данный перечень эмоциональных оснований, естественно, не является исчерпывающим. Здесь перечислены лишь наиболее распространённые варианты. С учётом специфики игры и личности вашего персонажа вы можете взять в качестве эмоциональной базы любое иное основание или комбинировать сразу несколько оснований.
Ну что, предпосылки дозрели? Тогда переходим ко второму акту нашей трагедии.


Часть вторая, в которой кто-то кого-то предаёт


Средства


«— Лагерь пуст.
— Пуст? Я погиб…
— Нет, Ваше величество, Вас всего лишь предали»
к\ф «Мушкетёры двадцать лет спустя»


Упрощённо любой вид предательства можно определить как пассивное и активное.

Пассивное предательство наиболее распространено в связи с меньшей степенью ответственности и риска. Например, персонаж просто не совершает действий способных остановить чужих, хотя это и в его силах, и тем самым способствует их победе. Но часто доказать его вину при этом непросто. Слишком легко прикрыться тем, что не знал, не успел, не поверил, был занят чем-то более важным и т.д. Этот безопасный и откровенно скучный тип предательства прекрасно подходит для персонажей трусливых, осторожных и просто пассивных персонажей. Не интересно.
Если же ваш персонаж из другого теста, для него вполне приемлемо активное предательство. Т.е. совершение активных действий, которые будут вполне однозначно расценены любым судом или военным трибуналом.
Что, впрочем, ничуть не мешает маскировать эти действия благими намерениями. Например, можно увести из города все войска в завоевательный поход, точно зная, что именно в это время он будет осаждён и атакован армией соседнего государства.


Для совершения предательства чаще всего используют следующие средства и способы:
Предоставление сведений. Подчас для совершения предательства не надо никого убивать. Достаточно уронить пару слов в нужные уши, а всё остальное сделают за вас. Доносы и «стукачество» в ряде культур также рассматривается как предательство, даже если адресованы законной власти и направлены на поддержание порядка и стабильности в обществе. При этом власть предержащие выступают в качестве чужих, противопоставляемых своим, обычным гражданам этого общества.
Искажение правды. Сознательная дезинформация тоже неплохой способ достичь своих целей. Немного грязи на союзников, немного благостной лжи о врагах. И в результате всё складывается как нельзя лучше. Для вашего персонажа. И его новой «стаи», разумеется.
Предательство путём подмены человека. Долгий, изощренный, но порой весьма эффективный путь. Суть его сводится к тому, что есть Главный (начальник, правитель, предводитель), статус которого утвержден в общественном сознании, и это знают все остальные персонажи. При этом ваш персонаж «втирается» в доверие к Главному и постепенно «отрезает» Главного от его функций – он останется начальником, только на бумаге и в представлении людей, а все основные вопросы будут решаться в обход его.
Чем чаще вы будете исполнять его поручения, действовать от его имени и по его указаниям – тем быстрее все привыкнут к мысли, что ваши слова и поступки являются выражением воли Главного. И в решающий момент вам поверят и сделают то, что необходимо для вашего плана, искренне полагая, что выполняют волю Главного.
Использование репутации. Так или иначе у вашего персонажа и у других персонажей в процессе игры или до неё будет складываться какая-то репутация. И используя эту репутацию можно добиться определённых результатов.
В качестве примера рассмотрим эпизод из книги Стругацких «Трудно быть богом». Дон Рэба хочет отравить короля и прекрасно понимает, что король до конца не доверяет ему и не подпустит к себе никого из прислужников Рэбы (в том числе и самозванца-лекаря) с ядом. Поэтому он выжидает подходящий момент, когда за лекаря будет ходатайствовать Румата.
Положительная репутация Руматы в глазах короля делает предложенную кандидатуру лекаря достаточно подходящей. А тот факт, что Рэба, с учётом его (Рэбы) сомнительной репутации, удерживает лекаря в застенках, делает фигуру лекаря ещё более привлекательной. В результате король, полностью доверяя Румате и не доверяя Рэбе, приходит к столь желанному для последнего выводу о том, что этому лекарю вполне можно доверить своё здоровье. Здесь действует простой закон арифметики: «минус» на «минус» даёт «плюс».



Это яркий пример того как для достижения желаемого результата можно использовать и положительную, и отрицательную репутацию. Если ваш персонаж на хорошем счету – его рекомендация с высокой степенью вероятности будет услышана и принята. Если его репутация оставляет желать лучшего, то естественную симпатию и интерес будут вызывать те люди от которых он «пытается избавиться» и те обстоятельства, которые он «пытается скрыть».
Устранение препятствий. Естественно, если бы у чужих была возможность добиться своих целей без помощи вашего персонажа, он был бы никому не нужен. И разделил бы незавидную участь своих товарищей. Но, к счастью, без вас им не обойтись. Есть некие препятствия на их пути, и ваш персонаж вполне способен помочь, устранив возникшие проблемы. Например, открыв ворота крепости в определённый час. Или подсыпав щепотку яда в нужный бокал.
Создание предпосылок для успеха чужих в будущем. Одной из форм предательства является подготовка почвы для будущей измены. Отчасти этот способ схож с устранением препятствий, но является более тонким и в меньшей степени гарантирует успех.
Например, создание предпосылок может носить характер нагнетания определённой атмосферы в вашем обществе. Скажем, ваш персонаж ведёт открытую или скрытую агитацию в пользу чужих; организует (всячески поддерживает) религиозные секты и радикально настроенные политические общества, которые распространяют выгодные ему мысли и совершают соответствующие акции; заваливает органы правосудия ложными доносами, стимулируя массовые аресты и создавая дополнительную напряжённость в обществе; разрушает дипломатические связи с другими государствами, которые могут выступить в роли союзников и помещать осуществлению планов чужих и т.п.
Внешне такая деятельность может прикрываться любыми благими намерениями, но в сознании вашего персонажа причинно-следственная связь между этими действиями и будущей победой чужих очевидна.
Ввиду того, что данная деятельность если и приносит плоды, то, обычно, в отдалённой перспективе, имеет смысл дополнить её более активными видами предательства, описанными выше.
Активное участие в действиях чужих. Как правило, это завершающий этап предательства. Когда миг победы уже близок и нет необходимости скрывать свою истинную сущность. Когда враг в городе, наконец, можно сбросить опостылевшую благородную личину, и открыто встать в его ряды. Глядишь, под шумок удастся добиться и кое-чего для себя лично, помимо обещанных чужими благ.


Способы прикрытия


«Как! Ты принимаешь за чистую монету все только что сказанное мной и думаешь, что у меня слова соответствуют мыслям?»
Мольер. Каменный гость, V, 2


Чтобы вас не разоблачили слишком быстро, имеет смысл использовать различные способы прикрытия. Прикрыться можно другими людьми, действиями, правильно подобранными словами, образом или даже предательством.
Прикрыться другими людьми, значит попросту подставить их вместо себя. Здесь есть два пути: активное и пассивное использование других людей.
Активное использование означает, что человек осознавая это или нет, действует согласно вашему плану.
Часто ваши подчиненные или союзники могут не осознавать истинное значение своих действий и не видеть все возможные последствия. В этом случае они действуют в ваших интересах сами того не осознавая.
Для более эффективного использования этой тактики лучше разбить ваш план на простейшие действия, каждое из которых само по себе безвредно или даже может создавать исключительно положительное впечатление. Но когда кусочки мозаики сложатся в законченный рисунок, ваши невольные помощники удивятся, увидев, как много они сделали своими руками.
Чтобы не вызвать преждевременных подозрений каждая просьба, приказ или предложение должны быть четко аргументированы. Когда есть явное (и достаточно правдоподобное) объяснение происходящему, мало кто ищет второе дно. Ведь они могут видеть лишь то, что происходит на поверхности. А большая часть айсберга вашего вероломного плана до поры скрыта от их взора.
Но если дело выглядит подозрительным, лучше заранее заложить в него ложное второе дно. Скажем, кто-то из ваших марионеток-подручных заподозрил неладное и, естественно, попытается прояснить ситуацию, дабы не навлекать на себя возможные неприятности. Отведите его в укромный уголок для конфиденциальной беседы и заговорщицким шёпотом с многозначительными паузами посвятите его в страшную тайну. Оказывается, ваш собеседник облечён особым доверием и ему поручено невероятно важное дело, направленное на всеобщее благо. И своей проницательностью он только что подтвердил, что выбор сделан верно. Затем дайте ему заранее подготовленное «скрытое объяснение» его поручения. Естественно к вашему настоящему замыслу это объяснение не будет иметь никакого отношения, но люди устроены так, что нащупав второе дно, редко ищут возможное третье, четвёртое и т.д.
Скорее всего, ваши пояснения, объясняющие странности порученного дела + завуалированная или откровенная лесть об избранности вашего собеседника + ощущение причастности к тайне + получение подтверждения благородности целей, даже если на данном этапе приходится действовать не совсем благородными методами – всё это в совокупности обычно даёт не только успокоительный эффект. Вы получаете более надёжного и преданного союзника, действующего уверено и рьяно, с ощущение правоты и устранёнными сомнениями.
Если же вы задействуете людей в открытую, то вам имеет смысл использовать метод кнута и пряника. Т.е.:
#
Дать этим людям достаточно весомые причины для того, чтобы они выполнили всё, что от них требуется (т.е. создать для их предательства соответствующую эмоциональную базу – примеры смотри выше);
  1. Убедить их в том, что попытка выдать ваши планы или как-то иначе помешать вам добром для них не окончится.


В некоторых случаях второй этап (угрозы) является не обязательным. Например, если другой персонаж тесно связан с вашим (родственные, супружеские, этические и иные связи, заставляющие его нести груз ответственности и за судьбу вашего персонажа). Апеллируя к проблемам вашего персонажа и его бедственному положению также можно заставить близких вам персонажей сделать сознательный выбор с далеко идущими последствиями. С одной стороны, заинтересованность вашего персонажа как предателя в таком случае очевидна, но именно эта заинтересованность как раз и способна дать логичное оправдание его действиям. И способна подвигнуть других персонажей на активные действия в его интересах.
Например, если ваш персонаж в кругу семьи признаётся что стал предателем (здесь рекомендуется вставить душераздирающую историю, подчёркивающую, что он является невинной жертвой, но ситуация уже безвыходная) и ему катастрофически необходима помощь близких, то он автоматически ставит всю семью перед нелёгким морально-этическим выбором – сдать его, отречься или поддержать. И третий вариант не является таким уж редким выбором. Особенно, если предательство вашего персонажа в случае разоблачения автоматически бросает тень подозрения на всю семью. «Член семьи врага народа» – это не самое приятное клеймо, особенно если кто-то из вашей семьи занимает немаловажный пост или дорожит своим положением в обществе. В подобной ситуации часто проще поддержать «блудного сына» и, быть может, даже чем-то помочь в надежде, что всё само собой обойдётся. В любом случае это дополнительные игровые моменты, которые могут дать новый импульс сюжетной линии вашего предательства.
Кроме того, даже активным участникам вашего плана не обязательно знать все его подробности. Чем меньше они будут знать, тем меньше вероятность провала. Максимум конспирации. Используйте посредников. Используйте безличное общение (например, с помощью записок оставляемых в определённое время в определённых местах – довольно громоздкий, медленный и не слишком удобный способ связи на играх, но при определённых обстоятельствах приемлемый). Постоянно ссылаясь на вымышленное «руководство из Центра», создайте впечатление, что вы не организатор всего происходящего, а лишь мелкий исполнитель, который и сам мало что знает. Дополнительный плюс в том, что в случае провала ваших планов можно будет попытаться выторговать себе смягчение приговора в обмен на выдачу «высшего руководства заговорщиков», личности которых определяются из числа неугодных действующей власти.
В отличие от активного, пассивное использование других людей не предполагает их непосредственного участия в ваших планах. Обычно им отводится роль «козлов отпущения», для чего традиционно используются сфабрикованные улики.
Бросить тень подозрения можно в любой момент: как в самом начале вашей деятельности (для того чтобы компетентные органы вели свои поиски в другом направлении), так и после совершения предательства (как удачного, так и неудачного) для того чтобы выставить их истинными виновниками всего произошедшего.
Прикрытие словами. Вот для примера несколько стандартных выражений из лексикона предателя: «Условия разумные», «Перспективное направление», «Заманчивое предложение», «Гарантии стабильности», «Общая выгода», «Было бы весьма недальновидно отказаться от…», «Из двух зол надо выбирать меньшее», «Иногда приходится чем-то жертвовать ради высокой цели» и т.п.
Используя эти выражения, вы подталкиваете собеседника к принятию нужного решения, апеллируя к его собственным желаниям, страхам, или ссылаясь на объективную (или то, что вы пытаетесь выдать за таковую) внешнюю силу, бороться с которой бессмысленно и опасно. И, разумеется, любой умный человек понимает, что в этой ситуации проще пожертвовать малым, чем потерять многое, если не всё.
Обратите внимание, нигде не упоминаются интересы самого предателя. Он либо выступает «внутренним голосом» собеседника, озвучивая его интересы, либо просто отстраненно констатирует неприятные факты. Таким образом, предатель отводит от себя подозрения в личной заинтересованности (или хотя бы уменьшает вероятность их возникновения).
Что касается защиты образом, то данный приём заключается в том, чтобы создать в глазах других персонажей такой образ вашего персонажа, что его заподозрят в последнюю очередь. Для этого достаточно придерживаться одного из следующих вариантов:
1) патологический трус\человек крайне осторожный, у которого просто не хватит духу пойти на такой рискованный шаг как предательство;
2) человек благородный и упорно придерживающийся самых высоких нравственных идеалов;
3) человек недалёкий настолько, что у него просто не хватит ума для изощрённого предательства;
4) человека искренне ненавидящего чужих;
5) человека предельно равнодушного, которого абсолютно всё устраивает (правда, этот образ наименее надёжен, так как с молчаливого согласия равнодушных и совершаются самые чудовищные вещи, и многие об этом помнят).
Защита ошибкой. Никто в этом мире не совершенен. И любые ваши действия, которые пошли на пользу чужим всегда можно попытать списать на банальную ошибку. Недоглядели, переоценили, напрасно доверились, а то и просто не знали – и вот закономерный результат. Можно каяться, посыпать голову пеплом, умолять дать возможность исправить совершённую трагическую ошибку, пытаться «покончить с собой» изображая муки совести, изобразить потерянный вид потрясённого человека. Главное не утрировать.
Защита паранойей – это одна из самых старых известных защит. Предатель занимаю самую активную и непримиримую позицию в отношении мнимых «предателей» и чужих, коих преследует с похвальным рвением. Выискивая странности в поведении окружающих и проводя далеко идущие аналогии, предатель способен в любом поступке, в любых словах найти измену. Данная защита эффективно сочетается с зашитой образом.
Также можно использовать защиту предательством. Многие согласятся с тем, лучше хорошо знакомый враг, чем враг, о котором неизвестно ничего. Используя данную установку можно играть сразу на обе стороны. Причем возможны оба базовых варианта развития данной линии.
Первый – вы сразу признаетесь своим, что намерены «имитировать предательство», дабы разведать планы вероятного противника, а затем разрушить их. Признаваясь в намерении совершить мнимое предательство, вы заручаетесь поддержкой своих, и можете спокойно делать своё чёрное дело.
Вторая возможная линия – перевербовка. Если вас поймали за руку и отпираться нет смысла, можно предложить перевербовать вас и использовать для разрушения коварных замыслов чужих. Часто это предложение выглядит весьма разумным. Особенно, если вы будете достаточно убедительны и сможете доказать свою «обновленную» преданность, скажем, предоставив ценные сведения. В конце концов, лучше иметь дело и контролировать известного предателя, чем казнить его и гадать, кто же окажется следующим и откуда ждать нового удара.


Психологическая защита


«Цель оправдывает средства»
Классическое оправдание


Но мало защититься от подозрений других людей. Практически всегда предателю нужна и внутренняя защита. Даже самый безнравственный человек нуждается в подобном психологическом защитном механизме. Это оправдывает его в своих глазах и успокаивает совесть. Оправдание, даже откровенно надуманное, необходимо. И дело тут не только и не столько в моральных установках и воспитании. Предательство воспринимается как нечто порочное на биологическом уровне.
Как уже говорилось выше, человек – существо стайное. Предать «стаю» – значит совершить большую ошибку и поставить себя в крайне невыгодное и опасное положение. Это подсознательно понимает каждый человек независимо от того, к насколько развитой культуре он принадлежит.
И тогда он использует самый распространённый механизм такой защиты – перекладывание ответственности. Для этого он либо очерняет тех, кого предает, выискивая и приписывая им всевозможные, часто надуманные недостатки. Либо меняет «стаю» на новую, так что предательство перестаёт подсознательно восприниматься как угроза своей жизни – новая «стая» защитит.
Иногда бывает и так, что совесть всё ещё жива в человеке. Он осознаёт, что предал друзей, и испытывает крайне неприятные чувства. Человек устроен так, что в любой беде ищет виноватых. Но подчас предатель не в силах признать свою вину, особенно если речь идёт о спонтанном предательстве. И тогда он находит виновными тех, кого он предаёт. Именно они, по мнению предателя, своими действия или бездействием, словами или молчанием, но совершенно точно – это именно они подтолкнули его к предательству. И предатель начинает ненавидеть их за это. Чистой, незамутнённой иррациональной ненавистью. Несмотря на парадоксальность подобного отношения, чаще всего именно по такому сценарию развиваются события.
Запомните, предатель всегда чист и лишён недостатков. Те, кого он предаёт – непременно должны такими недостатками обладать. Запомните это, и возьмите на вооружение.
Вторая проблема психологического характера – это страх разоблачения. Как справедливо заметил Фазиль Искандер, душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает как начало возмездия. Жизнь в постоянном страхе – это очень частое явление для предателей. Вполне возможно, что и вам имеет смысл отыграть этот постоянный страх, видеть во всём признаки неотвратимого возмездия и реагировать соответствующим образом. И делать это достаточно отчётливо, чтобы вызвать вполне обоснованные подозрения. Этим вы дополните классический образ предателя, и создадите почву для возникновения дополнительных игровых моментов.


Гарантии


«Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу»
Тацит Публий Корнелий


Если предательство не является для вашего персонажа самоцелью или результатом эмоционального состояния, он невольно должен задуматься о своей дальнейшей судьбе.
Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин: «Благонадёжность – это клеймо, для приобретения которого необходимо сделать какую-нибудь пакость». Часто к предателям со стороны победителей можно наблюдать двойственное отношение. С одной стороны, они доказали свою полезность, с другой стороны – никто не может поручиться, что они не предадут новых хозяев. Да и так ли уж они нужны после победы? Ведь если все препятствия устранены, необходимость в их услугах отпадает.
Поэтому грамотный предатель заранее заботится о своём благополучии. Ведь, как известно, ничто так не укрепляет веру в человечество, как предоплата.
Кроме того, не все препятствия могут быть так просто устранены. Иной раз предатели могут поступить на службу победителям и принести немалую пользу.
Например, нетерпеливый наследник короля, вполне может взойти на престол не без помощи войск соседнего государства (ну погиб действующий правитель во время штурма, случается и такое). И в результате все довольны. С одной стороны – на троне законный наследник монарха, погибшего смертью героя, с другой – первым же указом нового правителя королевство вошло в состав империи или заключило союз на все времена на весьма своеобразных условиях. Местные войска вынуждены подчиняться новому законному королю, даже если у кого-то имеются нехорошие подозрения относительно причин его счастливого спасения при штурме замка и последующих блестящих дипломатических успехов.
Если ваше положение не столь выгодное, заранее обдумайте, какие рычаги воздействия обеспечат ваше безоблачное будущее. Что остановит победителей от устранения ненужного свидетеля и ставшего бесполезным помощника? Возможно, вам поможет классический шантаж? Быть может ваш персонаж примет иную веру? Вступит в семью не последнего человека из числа победителей? Своим рвением и беспощадностью к бывшим друзьям заслужит самое искреннее расположение победителей?
Но в любом случае, об этом стоит подумать заранее. Если и не до начала совершения предательства, то уж точно до его логического завершения.


Ставки


"Предателей нужно прощать...
но лишь тогда когда они повешены..."
Г. Гейне


Как это ни парадоксально, и как бы это не противоречило всему выше сказанному, я хочу сказать пару слов и о ставках в вашей игре.
На протяжении нескольких лет я играю мирные роли (многие из которых были с «двойным дном»), и всё чаще замечаю, что для победы мне становится скучно просто добиться своих целей так, чтобы никто не разоблачил моего персонажа.
Да, признаться, меня практически никогда и не разоблачали. На играх часто просто отсутствуют сколь-нибудь эффективные механизмы получения сведений. В таких условиях сохранить свои действия в тайне гораздо проще, чем то может показаться на первый взгляд. И со временем я понял, что такие «безопасные» игры мне не интересны. Мне не хватает адреналина. Уверенность в собственной неуязвимости приводит к скуке.
И я нашёл способ бороться с этим недугом. Для того чтобы пережить действительно сильные эмоции от своей игры надо всего лишь поднять ставки.
Для этого, во-первых, я отягощаю свои деяния, многократно увеличивая возможную расплату. Если уж и предавать, то с таким размахом и такими методами, чтобы в случае провала ни один судья в здравом рассудке не смог бы найти оснований для помилования.
А во-вторых, я разбрасываю подсказки, оставлю намёки, допускаю оговорки, «по рассеянности» забываю уничтожить улики и т.д. Игра должна быть острой. И если в результате моих действий на меня падёт подозрение, предательство становится куда более интересной игрой. По сути, при этом я получаю ещё одну игру – игру с теми, кто пытается меня разоблачить.
Так что мой вам совет – поднимайте ставки, дамы и господа. Поднимайте ставки.


Часть третья, заключительная


Итак, самое интересное уже произошло – предательство свершилось. И предатель, как водится, должен принять последствия своего предательства.
Здесь есть два основных варианта: предатель торжествует и предатель страдает.
Первый вариант весьма скучен и банален. Он не несёт дополнительно сюжетной нагрузки. Формально это можно считать победой, но победа получается очень уж предсказуемая и пресная. Все цели достигнуты и желать больше нечего. Остается чахнуть над златом и бесцельно убивать время в ожидании окончания игры. Скучнейший вариант, уверяю вас.
Гораздо интереснее второй вариант. Практически во всех историях предатель, даже достигший на каком-то этапе своих целей неизбежно получает расплату за свои злодеяния. Этот этический сюжетный ход является логичным завершением большой игры в предательство и задаёт предпосылки для дальнейшей игры.
Лично я рекомендую вам остановиться на втором варианте. Да, внешне он будет выглядеть как проигрыш. Но только для тех, кто не знает что на самом деле это часть вашего плана. Плана по завершению сюжета игры канонической концовкой с классической моралью – в меру трагической, в меру назидательной.
Т.е. в какой-то момент, даже в случае вашего полного и безоговорочного успеха, имеет смысл организовать для своего персонажа момент расплаты.
Путь у него неожиданно проснётся совесть, и он с ужасом осознает, к чему привели его поступки.
Пускай попытается спасти однажды преданных своих и поставит их перед непростым этическим выводом – достоин ли он прощения, а если нет, то что с ним теперь делать?
Пусть он предаст (или чем-то ещё вызовет серьёзное неудовольствие) чужих и будет схвачен и казнён ими.
Пускай он «расслабившись» подставится под праведный удар кого-то из бывших друзей, горящих жаждой мести. Между прочим – не такое уж простое дело. Им ещё надо суметь подбросить оружие и организовать момент встречи так, чтобы ваша смерть была: а) у всех на виду, и б) выглядела достаточно ярко, эффектно и трагично. С агонией, запоздалым раскаянием или предсмертным проклятьем по вашему вкусу.
Например, вы через третьих лиц (загадочные доброжелатели, мечтающие о том, чтобы вашего персонажа постигала давно заслуженная кара) подбрасываете в камеру, где томятся ваши бывшие друзья игровой нож. При этом имеет смысл тщательно выбирать в качестве вашего «орудия возмездия» наиболее деятельных, активных и смелых игроков. Не все игроки могут оправдать ваши ожидания, потому порой имеет смысл продублировать эту схему с несколькими персонажами.
Как только оружие передано будущему мстителю все заинтересованные лица собираются в публичном месте, где ваш персонаж, упиваясь своим предательством и своей победой, начинает публично унижать бывших товарищей, заодно выслуживаясь перед новыми хозяевами. Дальше остаётся только дать мстителю возможность приблизиться к вам на расстояние удара (например, заставить его лизать вам сапоги и т.п.) и эффектно подставиться под удар. Вы, гнусный предатель, бесславно погибли от руки благородного героя? Мои поздравления! Теперь большую игру в предательство можно считать безупречно проведённой и успешно завершённой.


Вот, собственно, и всё, что я хотел вам сегодня рассказать о предательстве. Если у вас возникнут какие-то вопросы или замечания по предложенной вашему вниманию статье, пишите мне по электронному адресу otshel-nik@yandex.ru. По мере возможности постараюсь ответить.
С безграничным уважением, единственный безоговорочно надёжный, беззаветно верный, и до конца преданный ваш покорный слуга, Николай Оленин (Николя красноярский).