Православие и католичество — различия между версиями
Анка (обсуждение | вклад) |
Анка (обсуждение | вклад) |
||
Строка 101: | Строка 101: | ||
[[Категория:Антураж]] | [[Категория:Антураж]] | ||
[[Категория:Исторические игры]] | [[Категория:Исторические игры]] | ||
+ | [[Категория:Игроку]] |
Текущая версия на 21:53, 12 февраля 2012
Автор: Андрей Ляндзберг (Дэл)
Статья была впервые опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru"
…Завтра утром священник даст мне маленькое,
кругленькое, тонкое, холодное и безвкусное печенье.
К.С. Льюис «Боль утраты. Наблюдения» («Горе изнутри»).
Было нашим оружие слово –
Мы его омочили во вражьей крови…
Л. Бочарова, «Inquisitia»
Это сводная таблица различий православия и католичества. Здесь показаны только основные, «видимые» различия – то есть те, о которых может знать (и с которыми может столкнуться) обыкновенный прихожанин.
Конечно, у православия с католичеством существует множество других расхождений. От принципиальных, как пресловутый догмат о «Filioque», до мелких, почти смешных: например, мы никак не можем договориться, пресный или квасной (дрожжевой) хлеб следует использовать в таинстве Причастия. Но такие различия, прямо не влияющие на жизнь прихожан, в таблицу не включены.
Критерий сравнения | Православие | Католичество |
---|---|---|
Глава церкви | Сам Христос. Земной церковью управляет патриарх, но серьезные решения принимаются Синодом (собранием митрополитов), а самые важные, особенно по вопросам веры, – Собором (собранием священников-делегатов от всей Церкви). | Папа, «vicarius Christi», т.е. наместник Христа. Обладает полной едино-личной властью, причем как церковной, так и вероучительной: его суждения по вопросам веры принципиально верны, неоспоримы и имеют догматическую силу (силу закона). |
Отношение к заветам древней Церкви | Их надо выполнять. Потому что это способ духовного роста, который да-ли нам святые отцы. Если обстоятельства изменились и заветы не работают – их разрешается не выполнять (см. следующий пункт). | Их надо выполнять. Потому что это законы, которые установили святые отцы. Если обстоятельства изменились и законы не работают – их отменяют (см. следующий пункт). |
Как решаются сложные и спорные вопросы | Священник (архиерей, Собор) принимает решение для данного конкретного случая. Предварительно помолившись Богу о ниспослании разума и открытии воли Божией. | Священник (архиерей, Собор, Папа) ищет соответствующий закон. Если подходящего закона нет – священник (архиерей, Собор, Папа) принимает новый закон для данного случая. |
Совершение церковных Таинств и роль священ-ника | Таинства совершает Господь. Священник просит за нас перед Господом, и по его святым молитвам Господь снисходит к нам, совершая Таинства силою Своею. Главное условие действительности Таинства – искренняя вера приступающих. | Таинства совершает сам священник: он имеет в себе «запас» Божествен-ной силы и оделяет ею в Таинствах. Главное условие действительности Таинства – его правильное совершение, т.е. выполнение в точности по канону. |
Безбрачие священников (целибат) | Обязательно для монахов и архиереев (высших священников). Обычные священники могут быть как монаха-ми, так и женатыми. | Безбрачие обязательно для всех священнослужителей (и монахов, и священников всех ступеней). |
Отношение к разводу, возможность развода мирян | Развод – это разрушение Таинства, признание греха разводящихся и ошибки Церкви (раз она прежде благословила их брак). Поэтому развод допускается в исключительных случаях, по особым обстоятельствам, с разрешения архиерея, и только для мирян (т.е. для женатых священников развод запрещен). | Развод был бы разрушением Таинства, признанием греха разводящихся, ошибки священника (см. выше про совершение Таинств) и всей Церкви. Это невозможно. Поэтому развод невозможен. Однако в исключительных случаях возможно при-знание брака недействительным (dispensatio) – т.е. как будто бы брака вообще не было. |
Организация богослужения:
а)Язык б)Пение в)Длительность г)Поведение верующих |
а)Служба идет на родном языке или его древнем варианте (как церковно-славянский). Язык близок, в основном понятен. Верующие молятся вместе и являются соучастниками богослужения.
б)Используется только живое пение. в)Службы длинные, тяжелые. г)Верующие стоят. Это требует усилий. С одной стороны, не дает расслабляться, с другой – человек быстрее устает и отвлекается. |
а). Служба идет на латыни. Язык не понятен большинству присутствующих. Верующие следят за ходом службы по книге, но молятся индивидуально, каждый сам по себе.
б)Используются органы. в)Службы средней продолжительности. г)Верующие сидят. С одной стороны, так легче сосредоточиться (не мешает усталость), с другой – сидячая поза провоцирует расслабиться и просто наблюдать за службой. |
Правильное построение молитвы | Молитва «умно-сердечная», то есть спокойная. Запрещено представлять себе всякие образы и, тем более, специально «распалять» чувства. Даже искренние и глубокие чувства (как раскаяние) не следует выражать демонстративно, при всех. В целом, молитва должна быть благоговейной. Это обращение к Богу мыслью и духом. | Молитва горячая, эмоциональная. Рекомендуется представлять себе видимые образы, подогревать свои эмоции. Глубокие чувства можно выражать внешним образом. Как результат – молитва эмоциональная, экзальтированная. Это обращение к Богу сердцем и душой. |
Отношение к греху и заповедям | Грех – это болезнь (или рана) души. А заповеди – предупреждения (или предостережения): «не делай того-то, а то сам себе навредишь». | Грех – это нарушение законов (заповедей Божиих и установлений Церкви). Заповеди – это и есть законы (т.е. запреты): «не делай того-то, а то будешь виноват». |
Прощение греха и смысл исповеди | Грех прощается через покаяние, когда человек приносит Богу искреннее раскаяние и просьбу о прощении. (И намерение впредь бороться с грехом, конечно.) Кроме дарования прощения, задача исповеди – определить, почему человек согрешил и как помочь ему избавиться от греха. | Грех прощается через «сацисфакцио», т.е. искупление Богу. Раскаяние необходимо, но может быть не глубоким; главное же – потрудиться (или понести наказание) и таким образом «отработать» Богу грех. Задача исповеди – определить, как именно человек согрешил (т.е. что нарушил) и какое наказание должен понести. |
Посмертие и судьба грешников | Умершие проходят через мытарства – «полосу препятствий», где испытываются в грехах. Святые проходят легко и восходят в рай. Подверженные грехам задерживаются на мытарствах. Великогрешники не проходят и низвергаются в ад. | Умерший оценивается по сумме земных дел. Святые сразу попадают в рай, великогрешники – в ад, а «обычные» люди – в чистилище. Это место скорби, где душа какое-то время несет наказание за грехи, не искупленные при жизни |
Помощь умершим | По молитвам родных, знакомых и Церкви часть грехов душе грешника может быть прощена. Поэтому молитва облегчает прохождение мытарств. Мы верим, что по горячим молитвам Церкви и святых отцов возможно даже освобождение души из ада. | Молитва облегчает тяжесть мучений в чистилище, но не сокращает их срок. Сократить срок можно за счет святых дел других людей. Это возможно, если Папа Римский передаст их «лишние» заслуги грешнику (так называемая «сокровищница заслуг»), например с помощью индульгенции. |
Отношение к младенцам | Младенцев крестят, миропомазывают и причащают. Православные верят, что благодать Господня дается и младенцам, и помогает им, даже если они пока еще не понимают высокого смысла Таинств. | Младенцев крестят – но не миропомазывают и не причащают до сознательного возраста. Католики считают, что человек должен стать достойным Таинств, т.е. вырасти и осознать, какую благодать при этом получает. |
Отношение к единоверцам | «Все люди – братья». Православные склонны к общинности (кеновии). | «Каждый ценен сам по себе». Католики склонны к индивидуализму (идиоритмии). |
Отношение к Церкви | Церковь – это семья, где главное – любовь. | Церковь – это государство, где глав-ное – закон. |
Итог | Православие – это жизнь «от сердца», т.е. в первую очередь – по любви. | Католичество – это жизнь «от головы», т.е. в первую очередь – по закону. |
Примечания.
- Заметим, что в определенные моменты православной службы (например, при дли-тельных чтениях) прихожанам разрешено сидеть.
- Если посмотреть на построение молитвы, то видно, что у «сердечных» православных молитва «умная», а у «умных» католиков – «сердечная». Это (кажущееся противоречие) можно объяснить так: мы молимся не тем, чем живем в повседневности. Поэтому православное обращение к Богу – «умное», православная молитва – трезвая, «в православной мистике нужно очистить ум и потом свести его в сердце» (не строго богословская, но довольно точная формулировка С. Калугина). У католиков же наоборот, обращение к Богу – «сердечное», молитва – эмоциональная, в католической мистике нужно сначала очистить свое сердце, а потом из него всецело проникнуться духом Божественной любви.
- Миропомазание – Таинство Церкви, в котором человеку дается благодать Святого Духа путем помазывания особым святым маслом, миром. Совершается один раз в жизни (кроме царей в прежние времена, которых также помазывали на царство). У православных Миропомазание соединено с Крещением, у католиков совершается отдельно.
- Вообще, отношение к младенцам – очень показательный пример разницы между православием и католичеством. Ведь и православные, и католики согласны, что младенцы (дети до 7 лет) – безгрешны. Но выводы мы делаем прямо противоположные. Православные считают, что раз младенцы безгрешны, их можно (и нужно!) миропомазывать и причащать: это не будет оскорблением Богу, а младенец получит Его благодать и помощь. Католики же считают, что раз младенцы безгрешны, их не нужно миропомазывать и причащать: ведь они же и так безгрешны, по определению!