ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЛОШАДЬМИ — различия между версиями
Delphin (обсуждение | вклад) |
Delphin (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
(нет различий)
|
Текущая версия на 12:18, 5 января 2015
Автор(-ы): Борис Батыршин
01 февр. 2008 года.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОШАДЕЙ НА ИГРЕ.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЛОШАДЬМИ
На «Осаде Монсегюра — 2004» мы надеемся исполнить свою старую мечту — использовать лошадей в полевых играх. Надо сказать, что это отнюдь не первая попытка — на некоторых регионалках случались прецеденты. Лучший же пример тому, это массовое использование лошадей в шоу 1812-го года «Бородино» и на буржуйских фестивалях, причем за все годы серьезных травм как-то не случалось — по крайней мере, при стычках конницы и пехоты. Надо же и нам когда-то начинать? Благосостояние игроков неуклонно растет (для многих уже сейчас потратить три сотни баксов на игру — не есть что-то из ряда вон выходящее). Степень реализма — тоже, и я предвижу времена, когда игроки будут привозить на игры своих коней, или же заранее брать для игры одну-две лошади, а то и много больше, в каких-нибудь близлежащих хозяйствах, как это делают бородинцы. Со своей стороны готов дать совет: ищите постоянный полигон где-нибудь в районе Можайска, где таких хозяйств, привыкших давать коней бородинцам-реконструкторам — пруд пруди.
Надоела игровая кавалерия с флажками. Дух исторических эпох, дух многих фэнтезийных романов сплошь и рядом непосредственно связан с конником — а мы пока что лишены этого. Хочется видеть поле боя, истоптанное копытами, хочется носиться по полигону вскачь, хочется привязать коня у коновязи трактира перед хорошей гулянкой, напоить его пивом из шлема…. Здесь таится целый пласт игрового «фана», с которым нам еще предстоит познакомиться. Причем это относится и к верховым и к пешим. Поверьте, у простонародья и пехоты КАРДИНАЛЬНО изменится само восприятие сеньора и воина, если он будет видеть его в седле… не говоря о том, что массовое применение конницы (хотя бы по десятку у каждой воюющей стороны) резко и навсегда изменит тактику игровой войны — в сторону большего соответствия реалиям.
Я уже не говорю о том, что оценить целесообразность многих вещей или, к примеру, оружия из исторически достоверного антуража, можно только сев на лошадь. Попробуйте — и вы на себе, не из книг поймете, почему вышли из употребления кулачные большие щиты, почему полы средневековых кольчуг имеют разрезы СПЕРЕДИ и СЗАДИ а не сбоку, зачем нужен темляк у сабель, и почему, наконец, ремни , на которых крепятся ножны, должны быть длинными, а верхняя кромка панциря или ламмелляра не может доходить до горла.
Речь, впрочем идет уже не столько об антураже, сколько о сути наших игровых моделей. Лошадь в значительно большей степени определяет «дух героических эпох», чем одежда из натуральных тканей, бронзовое литье, аутентичные шлема или ручная вышивка. Это то, что проводило грань между воином и простолюдином, между слугой и хозяином, между жизнью и смертью. Конь, как оружие, как и вера, задавали способ мышления и весь стиль жизни…
- * *
Многие скажут — это дорого, хлопотно, это понты голимые, без этого можно обойтись. И они правы, конечно — обойтись можно без многого. Ну, например, без костюмов, заменив их на занавески и скатерти, без кольчуг, картонными панцирями, без крепостей и построек, ограничившись веревочками. Да и без игр многие обходятся — и ничего, живут….
Пожалуй, прозвучат слова о том, что кони на игре — еще один шаг к «имущественному» расслоению игроков. Ну так и что? Оно и без того идет семимильными шагами. Не думаю, что полный комплект на XIV-й век или антураж по-настоящему детализированного викинга стоит намного меньше коня, а на сами выезды — пиры, шатры, обстановку — давно уже тратят очень серьезные деньги. Конечно, не всем это по карману. Ну так во все эпохи конь был отнюдь не у каждого воина.
Но, что характерно, от наличия коней выиграют не только сами всадники— выиграет вся игра, ее реализм, и, следовательно, выиграет, в итоге, каждый игрок..
Лошади на игре — это новый, еще предстоящий нам шаг в построении воображаемого мира игры вокруг себя и для себя. Когда-то таким шагом стали историчные костюмы. Когда-то — переход на пластик и дюраль почти что копийного оружия. Задолго до этого — чипобол и бесхитовка. Пневматика и пиротехника «техногенок». Да мало ли таких примеров... Многие не поверят, но когда-то историческое моделирование такой простой вещи, как обувь считалось невообразимым на играх!
Сложность и реалистичность игр неуклонно растет. И, чтобы в полной мере ощутить себя рыцарем, монголом, эльфом-витязем, странником-приключенцем, нам скоро понадобятся лошади...
Естественно, возникают вопросы, связанные с безопасностью при использовании лошадей, а так же с некими игровыми условностями.
Прежде всего, надо помнить следующее:
лошадь, специально не обученная для действий против людей (например, милицейские или каскадерские кони), НИ ЗА ЧТО сознательно не собьет человека с ног и не наступит на него. В худшем случае, она толкнет человека или наступит на ногу, а это опасно лишь на асфальте.
Травмы, связанные с лошадьми, конечно, возможны. Лошадь может укусить, может лягнуть, особенно, если ее сильно ударить или сознательно разозлить. Но надо понимать, что вероятность этих травм КУДА НИЖЕ, чем тех травм, которые несет с собой игровое оружие, и особенно — луки. Так что ничего нового или особо опасного лошади играм не несут — если, конечно, подойти к этому вопросу разумно и ответственно.
Во время игры те или иные игроки могут оказаться рядом с лошадью, захотят ее погладить, покормить, покататься В этом случае ВСЕГДА спрашивайте разрешения у всадника и ТОЧНО следуйте его словам.
Несколько практических моментов:
НИ В КОЕМ РАЗЕ не трогай круп лошади и по возможности не подходи к ней сзади!!!!!
Если лошадь прижимает уши — эта лошадь злится и может цапнуть или ударить;
Если лошадь пятится и косится назад — держись от нее подальше;
Если лошадь всхрапывает и визжит — держись от нее подальше;
Если две лошади начали выяснять отношения — держись от этого подальше и предоставь разбираться всадникам;
Если лошадь без всадника идет не туда — достаточно просто напугать ее взмахами палки или рук или резким криком. При этом она может развернуться и попытаться ударить задами — так что держитесь подальше от задних копыт.
Не пытайтесь героически бросаться наперерез идущему галопом всаднику. На рыси он всегда сумеет отвернуть в сторону или затормозить, а вот на галопе может и не поспеть. Впрочем, такой совет сродни запрету переходить улицу перед близко идущим транспортом. Лошадь весит не меньше иного автомобиля!
Помните, конь — быстрое, но не особенно маневренное животное, это не белка и не заяц. Однако при существенном весе, габаритах и скорости, это вовсе не проблемы коня...
Лошадь не понимает игровых условностей. Поэтому бить ее оружием нельзя НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ — она может ответить, и дай бог, чтобы это был ленивый «пинок» копытом по надоевшему двуногому. Поэтому правила игры не должны предусматривать применение ЛЮБОГО оружия против лошади. Применять оружие следует только против всадника. Особо бояться, впрочем, тоже не следует — лошади довольно сложно причинить боль, поэтому большинства игровых ударов она просто не заметит.
Удары оружием с седла, при определенном навыке, ничуть не более травмоопасны и даже легче контролируемы, нежели удары пешком. Это относится и к клинкам, и к пикам.
При рубке пешего всегда есть повышенный риск попадания в голову. Поэтому следует либо ограничиваться противниками в шлемах, либо использовать смягченное ударное оружие. Впрочем, тенденция последних лет такова, что шлем и без того становится обязательным игровой элементом экипировки.
Трюки со стаскиванием всадника с коня, запрыгиванием на круп лошади хороши только в фильмах. В играх это приведет лишь к травмам.
- * *
Предвижу возмущенный хор на тему «как же так! Коней ведь убивали!». А так вот. Во-первых, в описываемый период, это считалось недопустимым, что у арабов, что у европейцев. Даже оружия подходящего (длинномерные пехотные пики и алебарды) не имелось, а плотные порядки лучников для отстрела конницы на английский и монгольский манер массово еще не применяли. Во-вторых учтите, что у всадника имеется масса возможностей изничтожить пехотинца и помимо оружия — копыта и таранный удар конской грудью куда страшнее любого меча или там копья. Именно эти средства являются основным оружием конницы против пехоты. Любой поздний кавалерийский устав предписывал кавалерии наносить первый удар по пехоте именно сомкнутой массой лошадей, а отнюдь не оружием. А в третьих, причинить ЗАМЕТНЫЙ вред коню, не имея специально приспособленного для этого оружия ОЧЕНЬ сложно. Чтобы наверняка убить коня нужно принять его на пику или штык — при том, что сам боец при этом почти наверняка смертник, а удары мечами, скорее всего, просто оставят глубокие и не особо опасные порезы.
Остаются стрелы. Что ж, арабские и раннеевропейские луки — штука сомнительная и их стрелы коня сразу не завалят. Далеко еще и до Бату-хана и до Кресси...
Для тех, кто верит, что можно вспороть брюхо лошади, подобравшись под оное, замечу — конечно, же это возможно. Но будьте уверены — ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРОЩЕ растоптать такого храбреца коваными копытами всмятку. Мы же это НИКАК не моделируем? Вот и давайте пойдем на РАЗУМНЫЕ ограничения.
На самом деле, я прекрасно понимаю, что эти «исторические» рассуждения не стоят и выеденного яйца. Поскольку, если уж говорить об исторических реалиях, конница должна быть и с той и с другой стороны, и сражаться она должна по большей части, друг с другом — пехоты на тогдашних полях сражений вообще не так-то много. Ну что ж, остается надеяться, что это на наших играх когда-нибудь случится... скажем, на 20-летии осады Монсегюра. Но ведь сейчас мы делаем первые шаги, так что будьте, господа, снисходительны. Вспомните, КАКИЕ протесты вызвали первые стеклотекстолитные клинки, которых, к слову сказать, на той же первой «Осаде» еще и в помине не было…
Надо четко уяснить себе, что некоторые приемы боя верхом никогда не будут моделироваться на играх. Это и таранный удар всей массой лошади, и слитная атака сомкнутым конным строем против пехоты, и удар копьем-лэнсом на рыцарский манер. Поэтому реальными приемами остается использование короткого и метательного оружия , а так же легких пик, удерживаемых лишь кистью руки. Это относится и к боям всадников против пехоты, и к конным стычкам. На игре у конницы, видимо, судьба быть вспомогательным родом войск — разведка, патрулирование, верховые стрелки, поддержка атаки пехоты с флангов и тыла, партизанщина, рубка рассыпного строя и бегущих. В ПЛОТНОМ, тесном рукопашном ИГРОВОМ бою с пехотой у остановившегося всадника практически нет шансов. Повторюсь — самое грозное оружие кавалериста — это его конь, а именно эти приемы боя мы не будем моделировать НИ ПРИ КАКИХ обстоятельствах. Мораль — игровой кавалерист ЗНАЧИТЕЛЬНО слабее реального кавалериста, и имеет ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше возможностей.
Любой, кто попробует рубить тяжелым клинком с коня как положено (привстав на стременах и с маху), или же рискнет подставить щит или меч под такой удар, сразу поймет, что он НАМНОГО сильнее аналогичного удара пехотинца — даже если конь стоит или идет шагом. Если же всадник идет на рыси или галопе, приподнимается на стременах и рубит с оттяжкой, с лету, всей массой корпуса, удержать такой удар невозможно вообще. Он попросту неотразим ничем, кроме щита. Отвести подобный удар в сторону клинком немыслимо, а увернуться куда сложнее, чем от удара пешего бойца — скорость клинка значительно выше, а целиться куда легче. Но мы же не можем позволить кому-либо на игре наносить такие удары, их не выдержит ни один шлем… не говоря о ключицах. Поэтому естественный и единственный способ сделать игровую кавалерию эффективной, (следовательно, лишний раз поощрить конницу на играх) не переходя границ безопасности — удвоенный урон любым оружием, кроме стрел. Как дополнительные хиты — бонус за красивый и антуражный комплект защиты, так и удвоенный урон — заслуженный бонус для тех, кто не пожалеет времени и денег, научиться ездить и сражаться верхом, привезет с собой коня.
И вот еще что. Надо признаться, что большинство лошадей вообще НЕ ИДЕТ на человека с любой палкой в руках — упирается, крутится, и заставить ее крайне сложно. Куда проще направить коня на другого всадника. Так что рассуждения о нюансах боя всадника и пехоты увы, более чем умозрительна….
Итак, «ЛОШАДИНЫЕ ПРАВИЛА»:
Кавалеристы ни при каких условиях не атакуют лошадью пешего игрока. Это значит, что они не предпринимают действий, прямо угрожающих тем, чтобы сбить человека с ног и не направляют коня ПРЯМО на человека иначе, как шагом.
Кавалеристы не атакуют противника на крупном галопе.
Кавалеристы пользуются метательным оружием (лук, арбалет, дротик) наравне с другими игроками. Из обычного оружия - длинномерный кистень и легкая пика, удерживаемая кистью руки, а так же облегченная сабля для арабов. Контроль оружия проводится мастерами особо.
Кавалерист атакует пехотинца коротким оружием (кистень, сабля) только в том случае, если пехотинец САМ нападает на кавалерию. В этом случае кавалерист может атаковать не только этого пехотинца, но и всех бойцов, участвующих в нападении. В остальных случаях конник ограничивается метательным оружием и пикой.
Кавалерист вообще старается не приближаться первым к пехотинцу ближе, чем на два метра. Если пехотинец и сокращает это расстояние, то лишь по собственной инициативе.
Кавалерист ни при каких обстоятельствах не пытается пробиться вглубь сомкнутого строя, либо останавливаясь перед строем, либо ограничиваясь схваткой с рассыпанной пехотой. Полагаю, не надо объяснять, что такое строй.
Кавалерись должен убавить аллюр или свернуть не далее, чем в 5 м. от строя, буде он все же демонстрирует атаку на строй галопом или крупной рысью. Остальные атаки - только с шага или учебной (короткой) рыси.
При первом же "неадекватном" поведении коня в схватке (свечки, попытки отбить и т.д.) всадник выходит из боя и удаляется в свой лагерь.
Пешие игроки не наносят нарочитых ударов по коню, не хватают за упряжь, за одежду и руки-ноги всадника.
Всадник ограничивается доспехом 3 хита и не более. Любое попадание всадника любым оружием снимает с противника 2 хита.