Как сыграть волевого персонажа — различия между версиями
WikiSysop (обсуждение | вклад) (Новая страница: « == '''Как сыграть волевого персонажа''' == Однажды в процессе осуждения одного семинара, б…») |
WikiSysop (обсуждение | вклад) |
||
(не показана одна промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 98: | Строка 98: | ||
Если у вас возникнут какие-то, вопросы или замечания по предложенной вашему вниманию работе пишите мне по электронному адресу [mailto:otshel-nik@yandex.ru otshel][mailto:otshel-nik@yandex.ru -][mailto:otshel-nik@yandex.ru nik][mailto:otshel-nik@yandex.ru @][mailto:otshel-nik@yandex.ru yandex][mailto:otshel-nik@yandex.ru .][mailto:otshel-nik@yandex.ru ru], по мере возможности постараюсь ответить. Искренне ваш, Николай Оленин. | Если у вас возникнут какие-то, вопросы или замечания по предложенной вашему вниманию работе пишите мне по электронному адресу [mailto:otshel-nik@yandex.ru otshel][mailto:otshel-nik@yandex.ru -][mailto:otshel-nik@yandex.ru nik][mailto:otshel-nik@yandex.ru @][mailto:otshel-nik@yandex.ru yandex][mailto:otshel-nik@yandex.ru .][mailto:otshel-nik@yandex.ru ru], по мере возможности постараюсь ответить. Искренне ваш, Николай Оленин. | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Николя Красноярский]] |
Текущая версия на 15:39, 6 января 2022
Как сыграть волевого персонажа
Однажды в процессе осуждения одного семинара, было высказано следующее суждение – игрок может сыграть роль персонажа обладающего меньшей силой воли, чем сам игрок, но ни один игрок не сможет сыграть роль человека более волевого, чем он есть «по жизни». То есть игрок, обладающий достаточно твердым характером и большой силой воли при желании легко сыграет роль труса или безвольного рохли. Но вот если игрок – человек по жизни застенчивый и робкий, ему ни за что не справиться с ролью человека жесткого и непоколебимого. Отсюда и появление на играх «королей», которыми помыкают все подряд, «палачей», которые тушуются перед лицом недовольной «жертвы», и многое другое. И самое неприятное – бороться с этим бесполезно. Если человек не может на игре проявить волю в силу слабости характера или закомплексованности – это уже не лечится. Этот тезис показался мне слишком категоричным, зато навел на некоторые мысли, каковые и будут изложены далее. Итак:
Аксиома – часть ролевиков не является людьми с твердой волей и сформировавшимся характером. Причин может быть множество, но результат один – некоторые игроки в настоящее время не способны вести себя достаточно жестко и, как следствие, обычно имеют проблемы в повседневной жизни. Именно для этих людей и написана данная статья.
Гипотеза – ролевые игры могут помочь человеку сформировать характер и привить некоторые полезные шаблоны поведения. Если и не в жизни, то хотя бы в рамках отыгрыша соответствующей роли на игре.
Итак, исходная ситуация: вам (человеку не то чтобы слабохарактерному, скорее застенчивому) досталась роль, ну скажем, «короля». Почему именно «короля»? Во-первых, потому что эта роль всегда на виду, в центре внимания, что уже само по себе является непросто и может вызывать ощущение дискомфорта у некоторых игроков. Во-вторых, эта роль по умолчанию подразумевает высокий уровень ответственности за жизнь своих подданных и за государство в целом. А подобная ответственность также является стрессом. В третьих, роль короля является, своего рода, центром взаимодействия многих игроков, а значит на «короля», скорее всего, будет постоянно оказываться давление со стороны придворных, послов других государств, военных, различных религиозных деятелей, представителей торгового сословия и, даже, представителей простого народа. Со всех сторон запугивают, просят, делают многозначительные намеки, умоляют и настаивают на своем. В таком положении особенно тяжело сохранить свою независимость.
Усложним задачу — вам надо сыграть не просто роль «стандартного короля», а как минимум Тирана и Деспота. Характера вздорного, нрава сурового, с понятием гуманизма в принципе незнакомого, да и о ценности прав человека слыхом не слыхавшего. Единственный авторитет – свой собственный. Единственный достойный советчик – был, да весь кончился. Когда на кол посадили. К тому же бремя ответственности за государство гнетет, и тревога за судьбу Отчества гложет. Кругом одни воры, болваны, лизоблюды и заговорщики. Положиться-то не на кого. Вот примерно такой загруз выдал вам мастер, и радостно убежал раздавать вводные другим игрокам. Готовы сыграть? Причем так, чтобы другие игроки потом долго и с удовольствием вспоминали, как им жилось при жесточайшей диктатуре имени вас любимого? Если да – бросайте читать всякие глупости и бегите шить прикид и готовиться к игре! А вот если червячок сомнения пошевелил где-то глубоко внутри холодным скользкими кольцами, то можно и дальше почитать. Хуже от этого ведь не станет, правда?
Небольшое лирическое отступление. Чем хороша ролевая игра для развития личности и, в частности, для отработки определенных непривычных моделей поведения? Всем!
- Ролевое движение – это очень благоприятная среда. Оглянитесь! Нас окружают люди, которые (в большинстве своем) относятся к вам благожелательно! Это единомышленники и соратники. Они являются вашими сотоварищами и со-творцами. Они не меньше вас заинтересованы в том, чтобы вы идеально сыграли свою роль и позволили им сыграть свою, совершая Великое Таинство Игры. Вы всегда можете рассчитывать на дружескую поддержку (что далеко не всегда бывает в жизни). Не стоит бояться людей, которые вас окружают! Они всегда готовы придти вам на помощь, поддержать в трудную минуту, помочь советом, делом или просто поддержать взглядом. Просто так, по-человечески. И даже ваши явные противники по игре не перестают от этого быть вашими друзьями по жизни.
- Игра – она и есть игра. Не бойтесь действовать в роли, и все ваши действия будут восприняты совершенно адекватно (разумеется, если вы не перейдете разумную черту, но ведь вы тоже человек адекватный, не так ли?). Помните, ни один шаг вашего персонажа, не противоречащий его внутренней логике и логике мира игры, не вызовет «пожизненной» обиды других игроков. Не бойтесь кого-то случайно обидеть или задеть. Если так получилось, что вы по логике своего персонажа должны отправить некоего игрока на плаху, не стоит терзаться сомнениями по поводу поломанной игры и последующих обид. Вы поступили логично, а стало быть, и абсолютно правильно! Если ваш персонаж – тиран и деспот – неожиданно проявит совершенно неуместный гуманизм на суде по делу о государственной измене и попытке дворцового переворота – это, скорее всего, не лучшим образом скажется на всей игре в целом. И те игроки, которые готовили заговор с целью свержения вашей власти, но были разоблачены и схвачены, весьма вероятно тоже будут разочарованы. Революции нужны герои, Вера нуждается в мучениках, Двор не будет возражать против хорошего урока любви к законному монарху и освобождения ряда ключевых должностей, Обывателю необходимо с охами и ахами обсудить зверства жесткого короля в трактире, а шпионы короны должны тщательно записать эти охи и ахи и аккуратно подшить их к делу. Опасаясь сломать игру одному человеку, вы рискуете серьезно поломать игру многим другим. Если вы все же испытываете чувство вины перед «казненным» игроком, ничто не помешает вам проявить к нему особое, хотя и не обязательно длительное расположение, когда он выйдет из мертвятника. Скажем, назначив его нового персонажа на высокую должность при дворе (естественно не на ту же что он занимал перед смертью) или как-то иначе облагодетельствовать («дважды повешен, трижды повышен в звании» (с) Костюшкин). Это поможет сгладить возможный неприятный осадок.
С этим все ясно? Отлично! Тогда переходим к технике подготовки к роли.
- Тщательно изучите мир игры и личность своего персонажа. Во-первых, ознакомьтесь со всей информацией предоставленной мастерами. Мало? Не вырисовывается детального, ясного, «объемного» образа? Тогда начинаем его дорабатывать.
Шаг второй, если есть первоисточник по миру игры (книга, фильм, компьютерная игра) – с ним надо по возможности тщательно познакомиться. Не поленитесь сделать выписки всех моментов, так или иначе касающихся вашей роли. Все еще мало?
Делаем шаг третий – проводим аналогии. Так уж устроен человеческий мозг, что придумать нечто совершенно новое ему очень и очень не просто. Гораздо легче опираться на нечто уже знакомое. Возьмем для примера «Ведьмака» А. Сапковского. Любопытный мир, однако тщательно прописанным его не назовешь. Автор не стремиться детально расписать читателю все нюансы этого мира, но при этом он получается на удивление «живой». Причина кроется в том, что, читая описание этого фентезийного мира, мы видим по сути дела средневековую Польшу с поправкой на магов и василисков. И это видение дополняет авторский мир, заполняя пробелы, завершая недостающие штрихи. Также обстоят дела и с другими мирами. Практически всему, что придумал мастер игры или автор первоисточника можно найти аналогии. Главное удостовериться, что найденная вами аналогия соответствует представлениям мастера. Не стесняйтесь предлагать мастеру свое видение вашей роли и мира игры в целом. Именно предлагать, а не диктовать. Творческий подход и вклад игроков в создание игры обычно приветствуется мастерами, но насильно навязывать свою точку зрения все же не стоит.
Конечным результатом этой работы должно стать ваше представление о грядущей роли. Чем более подробным будет это представление, тем легче вам будет на игре. Это снижает вероятность того, что в какой-то момент вы окажетесь в ситуации, когда в быстро меняющейся обстановке вы будете вынуждены принимать решение «на ощупь», судорожно пытаясь себе представить, как ваш персонаж относится к тому или иному вопросу.
- Приготовьте соответствующий костюм. Звучит на редкость обыденно, но это и вправду помогает. Костюм – это не просто несколько метров ткани. Это часть вашего образа. Сделайте процесс облачения в костюм своеобразным ритуалом. А ритуал не терпит спешки и мелкой суеты. Каждая вещь одевается степенно, строго определенным образом, в свой черед и с чувством собственного достоинства. Представьте, что в этот момент за вами наблюдают толпы поклонников(поклонниц). Вы должны произвести впечатление на них. Этот прием дает забавный психологический эффект – в этот момент вы невольно производите впечатление и на себя.
Второй этап, постарайтесь уловить внутреннюю суть личности персонажа. Некий внутренний каркас, его структуру, то что движет им – его суть. Запомните это.
Третий этап – наложите персонажа на себя. Это наиболее сложная часть. Тут очень многое зависит от психологических особенностей игрока. Например, я кинестетик, но значительную часть информации о мире я предпочитаю получать за счет визуального наблюдения. Мне проще войти в образ в буквальном смысле слова. Все также с закрытыми глазами я зрительно представляю перед собой образ персонажа, делаю шаг вперед и совмещаю свое воображаемое «тело» с «телом» персонажа. Причем это ощущение я подкрепляю за счет воображаемых телесных ощущений. Я ощущаю поверх своей кожи его кожу, чувствую как мою спину расправляет непривычная надменная осанка, потому что только такая и характерна для моего персонажа. Я «облачаюсь» в персонажа как в костюм. И самое главное, я помещаю внутрь себя его сущность. Тугой горячий плотный комок из его чувств, желаний, порывов, мыслей, заполняющий меня изнутри. Я чувствую, как ЭТО рвется наружу. Это своего рода «кокон» моей будущей личности. Я вижу его. Я физически ощущаю его. Оно хочет жить, оно норовит управлять моим новым телом, потому что оно уже, по сути, не мое. Это тело персонажа. И в нем живет дух персонажа, его личность. ОНО хочет жить и принимать решения. В этот момент происходит слияние. В каждом из нас заложено очень много самого разного. Вы неизбежно найдете нечто общее между своей личностью и тем, что представляет собой ваш персонаж. И это совпадение позволит вам окончательно слиться в единое целое. Когда вы станете персонажем, проиграйте несколько различных сцен с участием вашего персонажа, как вы это делали раньше, но уже от первого лица. Сначала в воображении, а затем и в реальности.
- Самодур. Еще один способ сыграть роль независящего от окружения короля (да и не только короля) — это стать самодуром. Основная черта самодура — категоричное неприятие любого мнения кроме своего. Как это сыграть? Очень просто. Стоит кому-то из вашего окружения намекнуть вам, что неплохо бы сделать нечто весьма выгодное – не задумываясь отдавайте противоположный приказ. Или приказ оставить все как есть. Или приказ сделать нечто совершенно иное. А если какой-то наглец осмелится возражать против вашего самодурства – это уже как минимум подозрительно! Не иначе перед вами заговорщик, а с заговорщиками у нас разговор короткий! Здесь можно сорваться на «истерику» или «праведный гнев» в зависимости от типа персонажа.
- «Нет, нет и еще раз НЕТ». Одной из неотъемлемых составляющих образа человека волевого – это способность сказать решительное «нет» в ответ на любые попытки манипулировать им. Научитесь говорить слово «нет». Для начала наедине с самим собой просто произнесите это слово вслух (если есть возможность, запишите на диктофон). Прислушайтесь, как оно звучит. Достаточно решительно и уверено? Если нет – усиливаем громкость, меняем интонацию и тембр голоса. Продолжаем репетировать, пока не достигнем достаточно уверенного результата. Когда вы научитесь четко и непоколебимо произносить слово «нет», закрепите ваш успех, повторив это слово десятки, а если потребуется, и сотни раз, пока сам процесс произнесения именно такого варианта отказа именно с такими интонациями не станет для вас если и не естественным, то хотя бы привычным. Затем порепетируйте перед зеркалом, добавив к волшебному слову «нет» соответствующее выражение лица и твердый взгляд. После этого, имеет смысл попрактиковаться на людях. В любой ситуации, где надо будет ответить отказом, отвечайте своим коронным «нет». Причем совершенно неважно о чем идет речь — о предложении выпить пива на халяву или передать солонку за обедом. Какое-то время на вас будут странно коситься. Если вам это совсем уж не по душе, можете пояснить, что просто репетируете это волшебное слово. Друзья и родственники поймут. Ваша основная задача – научиться говорить «нет» в лицо людям. Если вам тяжело при этом смотреть им в глаза, сосредоточьте взгляд на переносице собеседника или (как советуют некоторые психологи) на его правой брови или, на худой конец, смотрите при этом сквозь человека на какую-то точку за его спиной. На первом этапе практике можно и вовсе отводить взгляд от человека, но в идеале вы должны научиться говорить свое решительное «нет», смотря в глаза собеседника твердым взглядом. При этом вы можете думать о вещах совершенно не связанных с текущей ситуацией.
Вместо послесловия
Так получилось, что на первой же своей игре я (достаточно неожиданно, в силу обстоятельств) воссел на трон. Сейчас, оглядываясь назад, я вижу насколько наивным и совершенно не приспособленным для этой роли «монархом» я был. Но время шло, и постепенно я находил способы, помогающие сыграть непростые для меня роли. И хотя я по-прежнему не могу назвать себя игроком высокого класса, определенный прогресс имеет место быть. Никогда не бойтесь того, что не сможете сыграть какую-то роль. Все зависит только от вашего желания и того, насколько серьезно вы отнесетесь к подготовке.
Если у вас возникнут какие-то, вопросы или замечания по предложенной вашему вниманию работе пишите мне по электронному адресу otshel-nik@yandex.ru, по мере возможности постараюсь ответить. Искренне ваш, Николай Оленин.