О женских ролях — различия между версиями

Материал из Ролевая Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск
м (выделение болдом)
 
Строка 67: Строка 67:
 
[[Категория:Сюжет]]
 
[[Категория:Сюжет]]
 
[[Категория:Игроку]]
 
[[Категория:Игроку]]
 +
[[Категория:2005-2009]]
 +
[[Категория:Женский вопрос]]

Текущая версия на 19:34, 25 марта 2014

Автор: Алина Немирова

Статья была впервые опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru

После того, как в «Моем королевстве» появилась статья Ели Каревой «Удачная женская роль», я сообразила, что проблема назрела. Во многом я согласна с мнением Ели, но могу добавить и кое-что свое.

Для меня в успешной игре активные (и логичные) действия сочетаются с созданием ярких образов и эмоциональными переживаниями. Соответственно, успешной я буду считать такую роль, свою или чью-то, которая обеспечивает все это.

Всякому игроку нужно начинать подготовку к игре с самоопределения примерно таким образом: чего я хочу от игры, чего данная игра хочет от меня, что я могу дать этой игре. Все три вопроса тесно взаимосвязаны, и порой ответ на один из них дает и решение остальных. Если ответ будет найден, роль очень трудно будет испортить. Это одинаково касается и женщин, и мужчин, но возможности интересно и успешно поиграть у первых сильнее зависят от тематики и жанра игры, чем у мужчин. В играх сказочных, фэнтезийных, толкиеновских одни пределы и перспективы, в исторических – совсем другие.

Главный вопрос: чего я хочу от игры?

Ответы типа «Хочу покрасоваться в богатом наряде» или «Хочу найти красивого мальчика» и т.п. обычно вслух не высказываются. Те, для кого подобные цели – основные, совершенно равнодушны к теме игры, к эпохе и т.п., чаще выбирают игры-пикники. Если эти цели существуют, но дополняются интересами творческими, хотя бы поверхностными, присутствие человека может и не испортить игру. Практически все желания, которые возникают у человека в жизни, можно удовлетворить и вне игры, но чаще всего это гораздо сложнее. Женщинам обычно важно самоутвердиться, осознать свои возможности. Когда в обществе преобладают мужчины, многим девушкам кажется, что это возможно только на мужских путях. Соответственно, желание самоутвердиться может реализоваться по разным сценариям.

  • «Женщина – друг человека». Согласно этому сценарию, женщины должны быть красиво одеты (чтобы радовать глаза суровых воинов, уходящих в бой и возвращающихся из боя), должны уметь врачевать раны означенных суровых воинов, варить им еду, петь и плясать для них… о прочем умолчим. В общем, извечный женский сценарий, в жизни миллионы женщин самоутверждаются таким образом. Но в играх, в силу искусственности создаваемых отношений, этот сценарий сводится к выполнению полезных и развлекательных функций, зрителей мало интересует, создают ли девушки какой-то образ, характер, или даже игрового своего имени не помнят. Чаще всего такая ситуация складывается в больших «воинских» клубах или командах; там девушкам представляется возможность стать либо суровым воином, либо обслуживающим персоналом. Многие из них даже не подозревают, что игры могут дать им больше. Мне как мастеру часто приходилось видеть, как привыкшие к такому сценарию девушки изумляются, обнаружив, что могут стать в игре чем-то самостоятельно значимым.
  • «Я – мужик». По этому пути идут волевые и энергичные девушки, усвоившие, что деятелем в любой жизни, любом мире может быть только мужчина. Отсюда – стремление к мужским ролям. Это стремление реализуется в нескольких вариантах. На полигоне появляются либо весьма женственные лорды (преимущественно эльфийские), либо «рубахи-парни», обученные воинским искусствам, пьющие водку и ругающиеся матом (основные признаки воина на многих играх). И те, и другие способны (увы, далеко не всегда) создать убедительные и запоминающиеся образы, вести игровое действие, собрать хорошие команды. Еще одна разновидность сценария – девушки на ролях пажей, оруженосцев, монахов, менестрелей, секретарей и т.п. мирных персонажей. Здесь часто требуются чисто театральные умения, но возможностей для активной игры и создания замечательных персонажей достаточно. Наконец, к этому же типу относятся всевозможные атаманши, пиратки, разбойницы, лучницы – берущие на себя мужские роли, но не называющиеся в игре мужчинами.
  • «Я – женщина, и у меня свои методы». Здесь существует большое множество вариантов, и реализация их зависит уже от второго вопроса – чего данная игра хочет от меня.

Игра по фэнтези (в том числе толкиеновской), а также сказкам, требует, помимо повышенной антуражности, понимания законов магии и волшебства, умения строить свое поведение и принимать решения в соответствии с фантастическими обстоятельствами и логикой, играть словами и предметами. Рекомендуется умение хорошо говорить и чувство юмора. Игра историческая хочет от нас прежде всего знания подлинных фактов, быта, культуры воспроизводимой эпохи – ведь иначе ни о какой историчности не может идти речи.

Тут замечу, что надеяться на успешность в играх фантастических или сказочных без увлечения книгами фэнтези и сказками, а в исторических – без уважения и интереса к истории, нельзя. Если вам все-таки хочется по личным причинам побывать на не подходящих играх, старайтесь выбирать роли, в которых отсутствие упомянутых чувств будет сказываться меньше и не помешает окружающим. Над этим редко задумываются девушки, для которых понятие «история» ограничивается обеспечением элегантного исторического костюма. Перед игрой по периоду альбигойских войн (XIII век) я как-то получила заявку с такими словами: «Ой, что же мне делать, ведь у меня нет бального платья!» Я попыталась напомнить, что эпоха не предполагает бальных туалетов с кринолинами, после чего переписка оборвалась – и очень хорошо: приехав на игру, такая участница только испортила бы ее для окружающих и сама осталась бы недовольна...

Соответственно, в играх по фэнтези женщина, при условии выполнения требований мастеров и законов данного мира, может играть практически любую роль, активную или пассивную, по собственной склонности и желанию. В играх второго типа законы истории резко ограничивают возможность женщин активно вмешиваться в события или заставляют брать на себя мужские роли. Соответственно, такая игра хочет от женщин современных, чтобы они примерили на себя стесненные обстоятельства истории, смирились с ними или сообразили, какими методами женщины прошлых эпох добивались влияния на события – после чего возврат к реальному миру, где женщина более свободна, окажется очень приятным.

На одной из исторических игр в нашу команду вошла молодая женщина, отлично тренированная физически, владеющая луком и мечом, с решительным и активным характером. В играх толкиеновских она обычно брала роли типа «эльфийская дева-воительница» и была в них органична и убедительна; ее действия и замыслы часто составляли лучшие из сюжетных ходов игры. Но вот мы попали в средневековую Францию, и по раскладке практических функций и исторических ролей ей пришлось стать одной из придворных дам среднего ранга. В первый же день игры она так затосковала, что мне понадобилось изобретать какие-то особые поручения, чтобы она не выпала из игры. Она отлично владела искусством вышивки, шитья, низания бисера, умела красиво говорить и обладала профессиональными актерскими умениями. Но, будучи дамой, она не могла по собственной воле покинуть замок, не могла гулять по городу без сопровождающих, зайти, например, в кабак, не могла уйти в лес, поупражняться с мечами и т.п. Главное – не только она, но и более высокопоставленная дама, которой она служила, не могли участвовать в выработке политических решений, в военных походах, решать судьбу незамужних родственниц и т.п. – все эти действия были доступны только мужчинам, и нарушение этого условия разорвало бы достоверность исторической картины.

Вот мы плавно перешли к последнему вопросу: что я могу дать этой игре. Предположим, мы уже определили, что тема и тип игры нам подходят, уже поняли, какой может потребоваться уровень информационной и материальной подготовки, и это нас не пугает. Теперь нужно оценить свои реальные возможности: выдержим ли мы в условиях игры активную роль или лучше ограничиться пассивной, хотим ли мы оказать заметное воздействие на события или предпочтем поддерживать командную игру.

При любом выборе игра может оказаться успешной, любой расклад может доставить вам удовольствие и заслужить уважение других игроков – главное, повторю еще раз, оптимальное соответствие ваших личных способностей, желаний и целей характеру и целям игры. Правильно рассчитав параметры, вы будете чувствовать себя на полигоне уверенно, станете нужны и будете замечены не только благодаря дивному платью или размерам бюста. Выбор очень богатый.

  • Если вы можете дать игре немножко информации или искусства, готовы много ходить и не состоите (не хотите состоять) в большой команде, станьте одиночным персонажем: сказительница, торговка, гадалка, менестрель, паломница, знахарка, бродячий студент (если законы мира позволяют – студентка). Такой персонаж имеет возможность увидеть все игровые поселения, переносить новости (по собственному почину или по заказу других персонажей), развлекать игроков песнями, сказками, танцами, настраивать на религиозный лад, смешить, пугать и т.д. Вы можете оказаться втянутыми в водоворот событий, можете просто бродить и созерцать – решайте самостоятельно. Положение одинокой, борющейся за выживание женщины обычно сильно переживается, а другим игрокам достается красивый и интересный образ. Я видела чудесные примеры таких персонажей: уже больше десяти лет помню девушку, игравшую студента-ваганта, который зарабатывал себе на жизнь пением немецких народных песенок и рассказыванием басен, слепую ирландскую флейтистку («Завоевание Рая», 1997 г.); на игре «Айвенго» молодая женщина играла роль монаха-летописца, причем сумела использовать даже свою излишнюю полноту – вышел очень убедительный пожилой, почтенный монах; на «Эквилибриуме» (2006 г.) важную роль сыграла девушка-разведчица из племени нольдор,; в «Дороге на север» (2008 г.) яркой фигурой стала молодая мать с двухлетним ребенком, ходившая продавать оладьи в город Тулузу… Мне самой приходилось примерять такой вариант – в частности, я играла бродячего антиквара на «Сумерках мира» (по книгам Олди).

Главная психологическая проблема одиночки – необходимость общаться с разными, совершенно неизвестными людьми, отсутствие защиты, опасность стать добычей разбойников, попасть в плен и т.п. Но в выживании в этих условиях и заключается главная приманка роли. Основная техническая проблема – где жить. На многих играх есть трактиры, постоялые дворы, близкие знакомые, у которых можно поселиться «по жизни». Однако если друзья играют таких персонажей, с которыми у вашего не может быть ничего общего, лучше все-таки придумать что-то другое. Например, не может еретичка-катарка селиться у доминиканцев или эльфийская менестрелька – у орков; а если может, значит, игра несеръезна.

  • Если вы можете помочь на игре с обустройством быта, не боитесь гнуть спину, не желаете далеко уходить от родного очага и палатки, вам следует избрать роль «полезного персонажа». Об этом много и хорошо сказано у Ели. В сущности, это – одна из исконных женских ролей, доступная в любую эпоху, в любой цивилизации, в том числе и в фэнтезийных мирах: мать семейства, кормилица, в общем, подательница благ. Роли такого рода дают в руки женщины немалую власть и право распоряжаться делами и временем других людей, мужчин и женщин (как «по жизни», так и в игре). Осуществлять эту власть приходится тактично, как верно заметила Еля, с упором на реальную полезность варки обеда, рубки дров и т.п. Но мне кажется, что люди, отказывающие в помощи женщине, которая всех кормит, не понимающие, что помощь нужна, просто инфантильные эгоисты, и кормежки, по большому счету, не заслуживают… так что при подготовке обеда друзья познаются не хуже, чем в беде.

Роли этого типа тоже разнообразны: мать большого семейства, хозяйка трактира, служанка (кухарка) в знатном доме, маркитантка в лагере наемников и т.п. Чтобы успешно сыграть, нужны хотя бы поверхностные сведения о том мире и веке, который играется, знание бытовых обычаев (или изобретение собственных), реальное умение хозяйствовать. Нужен костюм, соответствующий реалиями мира, но удобный для работы. Если в данной игре имеется экономика, иногда удается поучаствовать в этом пласте игры. Можно сыграть колоритно, впечатляюще, создать чувство родного дома для всех живущих в данном лагере или приходящих, тем самым испытать себя и самоутвердиться…

Примеров у меня тоже скопилось много. Повариха в Лориэне («Хранители» 1996 г.), ухитрявшаяся кормить все эльфийское население три раза в день, с цветком за ухом напевающая над котлом какие-то таинственные песенки, – чудесный образ волшебного быта; бойкая владелица парижской кофейни («Война и Мир», 2003 г.), благочестивая кухарка с графской кухни («Осада Монсегюра», 2004 г.), хозяйка трактира в городе Безье (там же) – всех не упомянешь. В четырех случаях подобные роли доставались и мне: однажды я была маркитанткой, потом, на одной украинской ХИ-шке, руководила маленьким трактиром в Арноре и с тремя помощницами кормила всех приходящих – хоть дунаданов, хоть орков, лишь бы денежки платили, заодно успела разыграть «домашнюю» интригу, поучаствовать в спасении княжеского сына и т.п. В монгольских степях (две «Великих степи») я была старшей женщиной в семье и вместе с невестками и дочерьми должна была обеспечивать едой весь род, а также оказывать необходимое гостеприимство гостям. На мое счастье, ни одной из девушек (да и парням, носившим дрова) не пришлось разъяснять, что такое субординация в патриархальной семье. Мы выучили все, что касалось бытовых обычаев этого народа, и нам удавалось воспроизвести их с почти этнографической точностью. Всю игру мы только и делали, что пекли лепешки, варили рис, заваривали и подавали чай и т.п., получали от этого удовольствие и не выходили из игровых образов, радовали воинскую половину племени…

Роли такого рода требуют умения организовывать работу, свою и других, не нарушая условностей игрового мира, требуют антуража. Одна и та же функция совершенно по-разному реализуется в разные эпохи у разных народов. Сыграть это непросто, зато интересно!

  • Если вам свойственна практичность и деловитость, вы можете стать активной участницей экономического пласта игры – «деловым персонажем». Тут не требуется глубокое вживание в мир и эпоху, потому что для торгового сословия во все времена и во всех мирах главное – выгода и прибыль. (Ну, конечно, если вам захочется вживания – каши маслом не испортишь.) Важно прежде всего знание политических и экономических отношений на данной игре и умение ими пользоваться. Антураж и костюм для ролей этого разряда нужны по тем же причинам, что дизайн и фирменная форма в современных магазинах: для привлечения клиентов. Без помощников, хотя бы одного-двух, в такой роли не обойтись, и это хорошее место для тех людей, которые хотят «посмотреть» на игру и не решаются по-настоящему входить в игровые образы. Торговые точки часто служат также для сбора и передачи игровой информации, так что можно, не сходя с места, быть в курсе многих событий. Продавать можно все, что угодно, лишь бы не выходило за рамки игрового мира: оружие, свечи, украшения, лекарственные травы, специи, пончики, амулеты, индульгенции, фрукты, носовые платочки, государственные тайны, конкурентов...

Мне случалось видеть девушек, сумевших создать запоминающиеся образы в этой сфере деятельности, например, на играх «Война и Мир» (2003 г.) и «Иерусалим» (2007 г.) После игры бывает любопытно оценить полученный опыт и решить, хотелось бы вам применить его в реальной жизни или нет.

  • Если вы чувствуете, что можете участвовать в игровой политике, руководить немалым числом подчиненных, вам стоит взяться за «властных персонажей». Подход к ним осложняется двумя препятствиями. Во-первых, такие персонажи для женщин попадаются сравнительно редко, особенно в исторических играх. Во-вторых, я недаром написала «вы чувствуете, что…». Очень часто это чувство оказывается ложным. Властные персонажи привлекательны, ведь это так здорово – взять в руки власть и играть ею! Все тебе будут кланяться, а ты будешь красоваться в роскошном туалете и… вот после «и» вдруг оказывается, что ничего не выходит. Мечты о «принцессах» и «королевах» часто посещают девушек лет восемнадцати, уверенных, что их природной миловидности и затраченных на антураж денег вполне хватит для успеха. Очень редко эти мечты сбываются. Чаще успех кажущийся – за спиной у такой правительницы посмеиваются и делают игру без нее. Еще хуже, когда итог игры – ссоры на уровне «чем ты лучше меня» или «вот если бы я была на твоем месте»… Прежде чем взяться за такого персонажа, не десять – двадцать раз подумайте, что вы действительно можете. Королева сказочная у вас может получиться, королева Виктория или царица Екатерина – нет…

Варианты этого типа ролей: королевы (правящие, либо супруги монархов), знатные дамы (со своей свитой), жрицы языческих богов, настоятельницы монастырей. Здесь право на власть задается исходной позицией, проявлять тактичность и деликатность к нижестоящим по игровой иерархии вовсе не обязательно. Носить дрова можно и упрашивать, стоять на страже и ходить в разведку нужно приказывать. Однако игровая власть, в отличие от власти поварихи, реальными трудами практически не подкрепляется, особенно когда игровые государства «сборные», состоят из ряда команд, имеющих своих «пожизневых» лидеров, и мало кто видел, как трудилась будущая королева, готовя своих подданных к игре. При этом функции поварихи отнюдь не соблазнительны для потребителей, а функции правительницы – ого-го! Потому вопрос «а чего она тут раскомандовалась, кто она вообще такая?» возникает частенько, когда «властная» женщина не обладает умением руководить, политическим чутьем и харизмой, а порой и когда обладает. Зависть, ревность и стремление скинуть владыку с трона моделируются сами собой, потому необходимость «играть королеву» нужно оговорить заранее, подчеркнуть, что вы не претендуете на особое положение «по жизни», перед игрой и после игры продемонстрировать свою демократичность, участвуя в хозяйственных или уборочных работах наравне со всеми. Можно также продумать моделирование «необидных» признаков проявления власти, например, систему рассаживания персонажей за обеденным столом или в тронной зале, помощь при одевании мантии и короны и т.п.

Тем персонажам, чей уровень власти, а значит и число подчиненных, меньше, установить порядок в своем кругу (знатном доме, замке, монастыре) несколько проще, но принципы остаются теми же. При этом иногда женщине бывает легче реализовать игровую власть над мужским коллективом, чем над женским.

Властные роли требуют максимальной информированности, понимания политической ситуации в игре, знания ритуалов и этикета, истории, географии данного мира, умения правильно расставить по местам подчиненных и контролировать их деятельность. Если учесть, что многочисленного административного аппарата игровые правители не имеют, степень нагрузки на короля/королеву очень высока, бывает некогда ни поесть, ни отдохнуть, «привлекательность» таких ролей несколько блекнет. Если вам важнее сходить на речку искупаться, чем принять посольство из другой страны, либо сумейте обыграть эту ситуацию, либо не беритесь за роль!

Зато при удачном стечении обстоятельств вы получите реальное представление, что такое власть, ответственность, научитесь ставить и решать сложные задачи – такой опыт всегда пригодится в жизни.

Роли этого типа мне доставались многократно. Четырежды я побывала в жреческих ролях, раз десять играла знатных дам XIII-го и XVII-го веков, в том числе двух разных королев Франции (1997, 2008 гг.). В играх фэнтезийного плана была Айз-Седай («Колесо Времен») и королевой сказочной страны («Альманах сказок»). В сказке жить было веселее всего, а жреческая, духовная власть, да еще при наличии магии, требовала наибольшего душевного напряжения при достаточной личной свободе. В исторических ролях преобладала политическая деятельность в рамках, заданных этикетом; главную трудность представлял подбор людей на роли придворных и служащих, установление правильных взаимоотношений между ними и мною: ведь я должна была обеспечить не только собственный образ, но и картину королевского, графского и т.п. двора. Очень сильное впечатление сохранилось от тех случаев, когда затеянные мною (разумеется, с участием многих помощников, посредников, друзей) интриги приводили к задуманному результату. Случавшиеся также неудачи заставляли задуматься и проанализировать причины – очень часто оказывалось, что ход событий сам собой складывался в соответствии с логикой истории, а это лично мне всегда интересно.


В ролевых играх есть самые разнообразные возможности, почти в равной степени доступные как мужчинам, так и женщинам (за исключением, понятно, тех моментов, которые обуславливаются различиями физическими). Но способы реализации этих возможностей у женщин свои собственные, а для успеха им нужно то же, что и для любого дела в нашем вполне реальном мире: хорошо подумать, тщательно подготовиться, активно действовать.