Сферические цыгане в вакууме
Автор: Лилит Мазикина
Статья была впервые опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru
Я в ролевом движении уже давно, то есть уже давно не была — а когда была, мы ещё мечи из хоккейных клюшек строгали, а костюмы вообще считали избыточной роскошью. Но с ролевым миром контакта не теряю. Поэтому не могла пропустить мимо глаз такое явление, как появившиеся команды «цыган». Они меня заинтересовали очень сильно, и неудивительно: я ведь и цыганка, и этножурналист, специализирующийся именно на цыганской культуре и истории. Боюсь, что изначально было только одно впечатление от «таборов»… точнее, ощущение — шевелящихся на затылке волос.
Конечно, ролевая игра, это всегда какая-то условность, но я что-то не видела, чтобы французы ходили в кокошниках или викинги делали бусы венецианского стекла у других ролевиков…
— Пошто?! Пошто нас так?! — горестно спросило что-то внутри. Должно быть, сам цыганский дух. Я даже немножко подумала над разгромной статьёй, но решило, что это слишком жёстко. Тут иные цыгане не знают, что творится у их же соплеменников, или что творилось у их предков, а я на ролевиков возмущаться буду. Я лучше ещё одну статейку про цыганскую литературу или там историю напишу, правильно?
Прошло время, и я с удовольствием стала наблюдать, что ролевые «таборы» стали всё серьёзней относиться к тому, кого и как они изображают. Пытаться разобраться в обычаях, правильно подбирать костюм… стали разыскивать источники информации. К сожалению, на сегодняшний день большинство этих источников — серьёзные книжки, написанные суровыми дядечками-этнографами (местами и тётечками тоже) для своих же коллег, и это пугает начинающих.
В этой статье я попробую немножко ввести интересующихся в курс дела, а также посоветовать не самые суровые этнографические труды для желающих углубиться в тему.
Содержание
История цыганства
Самая большая ошибка ролевиков — то, что они зачастую отыгрывают такие условных сферических цыган в вакууме. Так, как сами себе их представляют. Вот мы и получаем то французскую цыганку в костюме а-ля театр «Ромэн», то красоток на Бородино с оголёнными пупками, а то и вовсе чудо-чудное, диво-дивное – толпу Кармен и Лойко в немецком городе XII века, когда ни о каких-таких цыганах Европа слыхом не слыхивала. Стоит понимать, что цыгане так же менялись со временем, как любой другой народ; менялся костюм, образ жизни, занятия, обычаи, даже имена. Кроме того, цыгане состоят из нескольких десятков родственных, но притом заметно различающихся племён, которые могли разделяться по странам или уживаться в пределах одной страны (так, как в России, например).
Поэтому, готовясь к игре по «историческим» мотивам, не поленитесь свериться с источниками и выяснить для себя, кого же точно будете изображать.
Появление
Если грубо, то картина такова: в Европе, если считать Европой Византию, цыгане появляются в XII или XIII веке. Сами себя они зовут ещё «дом» (впрочем, это не совсем точная передача звуков, поскольку «д» в этом слове трелевая, произносится раскатисто и напоминает «р»). Византийские источники сначала упоминают цыган как кочевников, которые не стоят на месте более тридцати нет, и занимаются заклинанием змей и модным тогда гаданием «по звёздам», т.е. по гороскопу. Уже в Византию если не все, то многие цыгане пришли христианами — их предки приняли эту веру ещё в Армении. Кстати, перед Армений цыгане долго жили в Персии, так что вряд ли они в Византии рассказывали, что пришли из Индии — Индия, скорее всего, успела стереться из народной памяти. Это на заметку игроку.
В Византии цыгане исполняли все местные православные обычаи, т.е. были обычными православными греческого толка. Однако сохранялись и старинные суеверия — они существуют посейчас — вера в разных малых духов вроде лешего или водяниц.
Через некоторое время византийские цыгане начинают оседать. Это относится, в первую очередь, к цыганам-кузнецам — кузнеческим ремеслом гораздо удобнее заниматься в приспособленном помещении, чем в походном условии. Известно, что цыганские кузнецы владели некими секретными приёмами обработки железа. Помимо этого ремесла, цыгане также занимались изготовлением решёт и сит, а заклинание змей вскоре сменяется вождением медведя. Женщины, скорее всего, танцевали, и этот танец должен был быть ближе к современному танцу турецких цыганок, нежели к пляскам русских цыган. Другими словами, это был восточный танец.
В какой-то момент изначальное самоназвание «дом» превратилось в «рома», которое используется многими европейскими цыганами и сейчас.
Важно также, что в Византии цыгане не воспринимались как криминализированное сообщество. Так что, отыгрывая византийский период, нет большого смысла «держаться настороже» и тому подобное, если только вы не изображаете конкретно «карманника» (именно такой вид преступлений можно предположить в среде византийских цыган-артистов, поскольку он отмечен сразу после передвижения в Европу).
Тем временем, как известно, турки стали завоёвывать Византию. Обстановка стала неспокойной и нестабильной. Начался так называемый «великий цыганский поход» — массовое расселение цыган с византийских земель в Западную и Восточную Европу. Первыми сдвинулись с места авантюрно настроенные представители народа, лёгкие подъём искатели приключений. Скорее всего, это были артисты, гадатели и часто сопутствующие им воры-карманники. Ремесленники оказались в Европе позже, преимущественно передвигаясь вместе с турками на завоёвываемые ими земли — в балканские страны, и только оттуда уже в другие страны Европы.
Первые таборы появились в Европе с готовой легендой: они объявляли себя паломниками, вынужденными бродить во имя искупления греха. По этой легенде, под принуждением сарацинов они приняли ислам, но, выбравшись в христианские страны, вернулись к истинной вере и теперь искупают своё временное вероотступничество. Эта легенда в отношении цыган — кочевье как искупление некоего религиозного греха — наблюдается и сейчас у разных народов, хотя и сильно изменилась в версиях самого греха. Так, балканские народы полагают, что цыгане ковали гвозди, которым был прибит к кресту Христос.
Этим первым таборам, как новинке, уделяли большое внимание разного рода хронисты, благодаря чему мы знаем, чем они занимались, как были одеты, в какое время появились в той или иной стране. Благодаря этим записям мы знаем также, что вожаки таборов, называя себя королями и герцогами, вступали в переговоры с правителями европейских стран и получали от них грамоты для беспрепятственного передвижения. Однако, в отличие от большинства цыган, первые таборы не желали ограничивать себя кочевьем внутри одной страны и потому нуждались в некой универсальной грамоте, позволяющей колесить Европу как вздумается. В 1422 году они получили её — от Папы Римского.
Вот описание одного из таборов, заглянувших в 1927 году в Париж:
«…В воскресенье во второй половине августа, то есть 17 августа названного 1427 года явилось в Париж двенадцать кающихся грешников, как они сами себя назвали — герцог, граф, и ещё десять человек, все верхом; они сказали, что они добрые христиане из Малого Египта… …После того, как Папа услышал их исповедь, он возложил на них епитимью, и, по размышлении, велел семь лет странствовать по свету, не укладываясь спать в кровати; а чтобы они имели хоть какие-то средства, он повелел всем епископам и аббатам выдавать им разовые выплаты по десять ливров; ещё дал он письма к прелатам церкви со своим благословением. С тем они и отбыли. Вот уже пять лет они разъезжали по свету прежде чем добрались до Парижа.
Так пришли вышеупомянутые двенадцать 17 августа 1427 года; а в день святого Иоанна Крестителя прибыли незнатные люди, которым не позволено было войти в Париж, и они расположились возле капеллы Сен-Дени. Всего их было, включая женщин и детей около сотни или ста двадцати — а когда они вышли со своей родины их было тысяча или двенадцать сотен, но остальные умерли по пути, и среди них король с королевой. Те же, кто выжил, уповали на обещание Святого Отца, что он даст им во владение плодородную землю, но для этого надо с чистым сердцем завершить свои странствия. …Пока они стояли в Сен-Дени, из Парижа и его окрестностей стекались люди, чтобы поглазеть на них. Воистину их дети были умны настолько, насколько это может быть. У большинства, или почти у всех оба уха были проколоты, и в каждом ухе было серебряное кольцо, а то и два, и они говорили, что на их родине это знак благородного происхождения.
…Мужчины были очень смуглые, у них были вьющиеся волосы; женщины были страшенные и чернющие, на их лицах были следы татуировок, чёрные волосы свисали как лошадиные хвосты. Их одежда состояла лишь из ветхого покрывала, сделанного из очень грубой ткани и завязанного через плечо при помощи тесьмы или верёвок, под ним только и было, что убогая сорочка. Короче, это были беднейшие создания, которые когда-либо на человеческой памяти пребывали во Франции. И всё же, несмотря на их бедность, среди них были чародейки, которые, глядя на ладонь, говорили, что случилось, или только должно случиться; они внесли раздор в некоторые семьи, говоря мужу: «Твоя жена наставила тебе рога», или говоря жене: «Твой муж тебе изменяет». Кроме того, что было ещё хуже, пока они занимались пророчествами и тому подобным, у народа, то ли из-за происков дьявола, то ли благодаря их ловкости и навыкам, опустошались кошельки. По правде сказать, я сам три или четыре раза ходил поговорить с ними, и у меня не пропало даже мелкой монеты; не приходилось мне также видеть, чтобы они изучали чью-то ладонь. Однако народ судачил об этом повсюду, и когда молва докатилась до Парижского епископа, он отправился туда, захватив с собой францисканского монаха по прозвищу Якоби Небольшой, который по епископской просьбе прочитал прекрасную проповедь, грозя отлучением от церкви всем, кто поверит им и даст ладонь для гадания. Так пришлось им убраться. И ушли они в сентябре, в день Пресвятой Богоматери, и направились в сторону Пунтуаза.»
Обратим внимание на следующие моменты:
- цыгане называют себя беженцами из Малого Египта — именно отсюда происходит их название во многих европейских странах, «египтяне» (Gypsies в Англии, Gitanos в Испании, и так далее);
- у женщин на лицах татуировки — такие татуировки и посейчас можно увидеть у азиатских цыган, они выполняются на лбу, поищите портрет азиатской цыганки от Константина Маковского, если хотите понять, как это выглядело;
- цыгане одеты «по византийской моде» — просторная сорочка плюс плащ через плечо, по видимости, в Византии они одевались точно так же, а в Европе носят такой костюм по привычке;
- деньги зарабатывают женщины, гаданием по ладони;
- живут же они в целом на деньги, выдаваемые церковью;
- среди них водятся воры-«карманники», или, по крайней мере, так считают окружающие;
- они позиционируют себя как христиане, а не как язычники-солнцепоклонники (что порой изображают ролевики, ориентируясь на романы XVIII-XIX веков).
Заметим также, что их рассказ окружающие без проблем принимают на веру, поскольку они соответствовали политическим реалиям Средних Веков. Государства на Востоке то и дело завоёвывались то христианами, то мусульманами, а паломники были обычным явлением на европейских дорогах. Кроме того, в других источниках мы можем увидеть, что цыганки зарабатывали и танцами.
Для ориентации во времени и пространстве сведем время появления цыган в разных странах:
- Трансильвания 1417
- Молдавия 1417
- Саксония, Аугсбург 1418
- Франция, Систерон 1419
- Италия 1422
- Испания, Арагон 1425
- Франция, Париж 1427
- Англия 1430
- Дания 1433
- Шотландия 1500
- Швеция 1513
Как я уже писала, вслед за этими первыми таборами по Европе пошли и цыгане-ремесленники, кочевые кузнецы. В Британии они столкнулись с местной цыганообразной группой — тинкерами, также кочевыми кузнецами. Являясь прямыми конкурентами, цыгане и тинкеры с самого начала отнеслись друг к другу враждебно. Этот конфликт мне кажется неплохим сюжетом для ролёвки по Британии XV века.
Разделение и оседание
Итак, после 1417 года цыгане фактически разделяются на западноевропейских и восточноевропейских. Восточноевропейские появляются, как мы помним, на Балканах вместе с турками, во-первых, как обслуживающие турецкую армию оружейники и ремесленники, а во-вторых, стремясь быть поближе к единоверцам: окраины турецкой империи были населены христианами. Отсюда традиционно двоякое отношение к цыганам в таких странах, как Греция, Румыния, Сербия, Болгария, и так далее. С одной стороны, в них привыкли видеть прежде всего ремесленников и артистов, нежели гадателей и профессиональных воров, с другой — появляясь в этих странах вместе с завоевателями, они воспринимались как чуждый элемент, «любимчики» турков, союзники врагов. Такое отношение сохранилось и в наше время, хотя про связь турков и цыган в наше время уже почти никто не вспоминает.
Большая часть цыган, появившихся на Балканах, сразу осела, образуя городские слободки-махаллы и отдельные деревни, поскольку так было удобнее для их ремесла. Были и кочевые цыгане — дрессировщики медведей и мартышек, а также те из ремесленников, которым больше нравилось кочевье и которым их специализация позволяла вести кочевой образ жизни. Так, например, плетельщики верёвок были как оседлые, так и кочевые.
Противники турков также использовали цыган-оружейников из числа пришедших ранее ремесленников. Известно, что венгерский король Матиуш освободил цыганские поселения от налогов за то, что они играли важную роль в обороне страны. Цыгане делали не только сабли, доспехи или пушки, но даже ружья. Освобождали цыган-оружейников от податей и турки.
Надо сказать, что, хотя часть цыган и осталась верна православию, всё же были такие, кто принял ислам как более выгодную в сложившейся ситуации религию. До сих пор цыгане-христиане и цыгане-мусульмане сосуществуют на Балканах бок о бок.
Пожалуй, турки были первыми, кто переписал цыган с целью точного обложения налогов. Благодаря этому, мы знаем, что в XVI веке турецкие и балканские цыгане промывали золотой песок, делали кирпичи, пасли овец, нанимались батраками к крестьянам в период сбора урожая. Документы перечисляют также кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, и так далее.
Если в центральных землях турецкой империи цыганам жилось нормально, то в вассальных землях, как я уже написала, их невзлюбили. В Молдавском и Волошском их закрепостили по национальному признаку. То есть, были изданы законы, по которому любой цыган становился рабом по факту своего существования. При этом он принадлежал боярину, монастырю или князю. Нет нужды специально расписывать ужасы цыганской жизни в этих княжествах, поскольку рабство есть рабство в любой стране, и если вы знаете, как жили рабы в Америке или крепостные в России, то вы имеете представление о жизни молдавских и румынских цыган. Цыгане были освобождены только в 1860-ых годах. Отыгрывать их очень грустно, так что вряд ли кому-то захочется.
Весь период существования рабства цыгане, по отдельностями и целыми семьями, бежали из Дунайских княжеств в Словакию, Сербию, Османскую империю. В XVIII-XIX веке убегали и в Россию. В XVII веке из Валахии в Болгарию, пользуясь временной австрийской оккупацией, сбежало столько цыган, что в балканской истории этот побег отмечен как «миграционная волна».
Средние века
Достаточно суровый период цыганской истории — Средние Века в Западной Европе. Я не имею в виду именно тот момент, когда цыгане там появились. Я имею в виду те времена, когда в странах Европы разразился кризис (конец XV — начало XVI века). В это время было принято множество законов против бродяг вообще, представителей бродячих профессий, а также кочевых (это подчёркивалось в указах) цыган. С учётом того, что все или почти все цыгане Западной Европы на момент кризиса кочевали, то под действие этих законов подпадал весь народ. Цыгане попали в замкнутый круг: пробуя срочно устроиться в батраки, они сталкивались с тем, что никто не хочет рисковать, наняв бродягу. А без наличия постоянного места работы они оставались бродягами в глазах закона. Кроме того, обедневшее население почти перестало покупать продукцию цыганских ремёсел. Таборы разорялись, маргинализировались, криминализировались. О том, чтобы вступить в городские цеха, не могло быть и речи: они и так были переполнены подмастерьями, которым уже не суждено было стать мастерами. Возможно также, что иные цеха, видя в бродячих кузнецах с их тайными секретами обработки металла прямых конкурентов, форсировали принятие антицыганских указов и преследование цыган. По законам разных европейских стран, цыган убивали через повешение, отправляли на каторгу, клеймили специальными знаками (один из них — колесо, национальный символ цыган в наше время). Не могу не процитировать книгу «История цыган. Новый взгляд»:
Наказания для цыган в то время разделялись по признаку пола. Мужчин чаще всего сразу отправляли на эшафот. Женщинам закон предназначал телесные наказания и высылку из страны. Только после того, как цыганок ловили во второй раз, к ним применялась смертная казнь. Рецедив устанавливали с помощью клейма, причём в каждом княжестве клеймили по-разному: тут и крест, и виселица, и ключ, и городские гербы, и буквы, обозначающие княжество. Заграничное клеймо основанием для казни не было. Поэтому к зрелому возрасту некоторые цыганки могли иметь на теле целую коллекцию знаков. Прибавьте к этому отрезанные уши, а также рубцы от порки…
…Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола.
Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймление раскалённым железом женщин и детей.
Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточён. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери.
Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эцгергцогстве австрийском предпочитали клеймить, и так далее.
Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих-Вильгельм Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет.
…В маркграфстве Баурейт (Германия) в 1724 год были в один день повешены пятнадцать цыганок. Младшей из повешенных была 15-летняя девочка, старшей — старуха 98 лет.
В результате цыгане — как и многие, впрочем, немцы, французы, англичане — оказались за пределами общества. Они кочевали, скрываясь по лесам или в воровских трущобах крупных городов. Передвигаться приходилось преимущественно ночью; добывать пищу, скорее всего, тоже. Цыгане занимались мелким воровством, скупкой-перепродажей краденого, контрабандой, цыганки тайно гадали и привораживали, цыгане играли музыку в притонах. В условиях постоянного ожидания нападения со стороны властей, местных крестьян или соседей-разбойников цыганским таборам пришлось значительно вооружиться. Юноша или мужчина не ходил без большого ножа, сабли или алебарды, благо многие умели изготавливать оружие сами. Интересно, что в отличие от криминализировавшихся бродяг коренных национальностей, цыгане не промышляли разбоем и проституцией.
Крестьяне не спешили выдавать цыган властям. По двум причинам. Первая: они боялись… цыганских проклятий. Дело в том, что в связи с ночным образом жизни цыган и их необычной для Европы внешностью вокруг них появилось множество суеверий. Их считали сатанистами, оборотнями, друзьями вампиров, колдунами и даже людоедами. Считалось, что для пожирания и изготовления сатанинских зелий цыгане убивают путников и похищают детей. Так, читая «Собор Парижской Богоматери» Гюго, мы найдём следующее рассуждение по поводу украденной цыганами маленькой Агнес (Эсмеральды): её зажарили и съели в тот же вечер. Это суеверия не тех времён, которые описаны в книге, но позжих. Однако Гюго не знал этого и полагал подобные суждения традиционными в отношении цыган во всё время их пребывания в Европе. Возможно, он и сам вырос на страшных сказках о смуглых бродягах…
Все эти легенды подпитывали веру крестьян в огромную магическую силу цыган.
Второй причиной было то, что крестьяне продолжали пользоваться услугами цыган. Женщины бегали к цыганкам за предсказаниями и приворотными зельями, мужчины — за оружием, которое цехи не имели права продавать крестьянам и которое, с учётом ситуации с разбойниками, было жизненной необходимостью, и все вместе — смотреть музыкальные, танцевальные и цирковые представления цыган в канун праздников. Эти представления послужили пищей для обвинений властями цыган в том, что они отвлекают крестьян от работы.
Демонические нотки в образе цыган сохранились в европейском сознании по сей день. Это отчётливо заметно в кинематографе, литературе, живописи. Именно вследствие особенностей европейского восприятия цыган в среде неформалов-готов появилось движение, которое в России кажется нонсенсом: джипси-готы. Интересующиеся могут посмотреть материалы на сайте http://ratune.do.am/ .
Кроме того, именно «благодаря» антицыганским законам появилось такое явление, как цыгане в среде пиратов Карибского моря. Попадая вместе с другими каторжниками на плантации, цыгане время от времени сбегали оттуда и подавались туда же, куда все беглецы — в пираты. Я думаю, если любой из читателей без напряжения вспомнит цыгана-пирата из современного кинематографа. Его нетрудно узнать: черноглазый брюнет, большой плут, обладает ловкостью циркача и носит на головной повязке цыганские амулеты. А наилучший псевдоним для него не какой-нибудь «мистер Джексон», но непременно «мистер Смит» — «господин кузнец», то есть. Кстати, думаю, отыгрывающим британских цыган будет интересно узнать, что три самые популярные фамилии в их среде — Смит, Вуд и Ли (Lee).
Отыгрывать цыганку на Карибских островах, впрочем, не слишком романтичное занятие. Несчастных «сатанисток-людоедок» предназначали в сексуальную обслугу плантационных рабов. Условия их жизни были ужасны…
XIX-XX века
Преследования кочевых цыган в Западной Европе длились до XVIII-XIX веков. Более подробную информацию любой интересующийся без труда найдёт в Википедии, а также книге «История цыган. Новый взгляд» — наиболее человечной книге по цыганской истории на данный момент.
Впрочем, даже в период гонений было немало цыган, нашедших способ избежать репрессий. Фактически, он был только один: отбросить цыганский пацифизм и завербоваться в армию. Так появились «цыгане-солдаты» — те самые цыгане, от которых произошли и нынешние русские цыгане, и скандинавские, и которые также позже слились с прочими цыганами в странах Европы. Семнадцатый и восемнадцатый века прошли для цыган Швеции чуть ли не под знаком воинской службы. Традиционной профессией оставалась военная служба и в XIX веке.
Кстати, XIX век, пожалуй, самый интересный в плане отыгрыша цыган. Для большинства стран мы получим яркие, выразительные персонажи. В России это хоровые и кочевые барышники (русские цыгане), а также цыгане-уланы и цыгане-гусары, участвующие в войне 1812 года. Это кузнецы, скрипачи и казаки (цыгане-сэрвы) в южных землях империи. И, конечно, ближе к концу века это лудильщики-кэлдэрары в красочных костюмах, с золотыми монистами на шеях смуглых женщин, а также появление первого в мире цыганского театра, созданного хоровым цыганом Николаем Шишкиным. В Испании — это выход культуры фламенко «из подполья», это танцовщицы, гитаристы и суровые контрабандисты. А также женщины в пёстрых костюмах, работающие… на табачных и других фабриках. Представьте себе, в этом отношении Кармен вовсе не была исключением. Скорее даже наоборот, она потому и описана рабочей, что это было типичным занятием испанской цыганки. Во Франции, Германии это бродячие артисты и циркачи, изготовители корзин, пастухи, мелкие торговки-коробейщицы. В Австро-Венгрии — скрипачи, кузнецы, конезаводчики, танцоры. В Британии — изготовители мелких предметов ширпотреба вроде прищепок, верёвок, корыт, а также конской упряжи; снова кузнецы, музыканты и танцоры. Интересно, что далеко не во всех странах цыганами использовались только гитара или скрипка. На Балканах цыганские музыканты были отменными трубачами и барабанщиками, в Венгрии — цимбалистами, в немецких землях, Польше, Великобритании играли на малой арфе. Популярным женским инструментом был бубен.
На конец XIX — начало XX века также приходится волна миграции цыган в страны южной и северной Америк.
Очень интересно, на мой взгляд, отыгрывать такие цыганские племена, как кэлдэрари (лудильщики по ремеслу) и ловари (коневодчики). Во-первых, у них были красочные, яркие костюмы. Во-вторых, они кочевали (для многих ролевых «цыган» это важно, как я заметила). В-третьих, в конце XIX века они растеклись по всей Европе, их можно было найти почти в любой стране.
Я намеренно не останавливаюсь подробно на цыганах XIX века, поскольку их, как правило, широкая публика себе представляет лучше, чем цыган средневековых, а кроме того, по ним гораздо легче найти материалы в интернете.
XX век — век больших потрясений и изменений. В России, в связи с установлением советской власти, многие зажиточные оседлые цыгане срочно уходят в кочевье и минимизируют контакт с внешним миром, в результате чего резко снижается образовательный уровень цыган. Вырастают совершенно неграмотные поколения. Во времена гражданской войны иные цыганские парни уходят в Красную и Белую армию, некоторые цыганские семьи эмигрируют вместе с русскими дворянами во Францию, США, Китай, Венгрию, Чехию и другие страны. Типичный представитель таких мигрантов — знаменитый Алёша Димитриевич. В конце 20-ых годов — начале 30-ых при содействии советской власти появляются цыганская письменность, литература, пресса, цыганские педагогические техникумы, школы-интернаты, колхозы, открывается театр «Ромэн». В течение почти всего XX века продолжает формироваться песенный и танцевальный фольклор русских цыган — процесс, начавшийся ещё в XIX веке. В 30-ых годах, во времена сталинских репрессий, прикрываются цыганские литература и пресса, закрываются учебные заведения, цыгане, так и не оформившие советского гражданства (преимущественно кэлдэрары), зачастую целыми таборами оказываются в лагерях. Долгое время после этого советской властью будет официально разрешён только один вид цыганской культуры: сценический (музыка, танцы, театр). Провозглашается тезис защиты и развития цыганской культуры в советском союзе, одновременно негласно запрещаются исследования и упоминания самобытной культуры вне указанных рамок до революции. Отчасти тезис о развитии верен: именно в СССР развилась цыганская школа игры на гитаре-семиструнке, танцы и песни развились до уровня, который ныне воспринимается как классический.
Тем временем, в Германии приходят к власти национал-социалисты. Цыгане, наряду с евреями, объявляются расово чуждым этносом. Первыми страдают кочевые цыгане с негерманским гражданством (те же ловари и кэлдэрары). Затем очередь доходит и до оседлых. Сначала всех цыган берут на учёт; кочевых заставляют принудительно встать лагерем на специальных «площадках», по сути являющихся концентрационными лагерями, оседлых лишают гражданства. Через некоторое время национал-социалисты массово стерилизуют цыган, а также отправляют их в концентраицонные лагеря. Наконец, начиная с 1941 года, цыган сгоняют в лагеря смерти, а также массово расстреливают, как на территории Германии, так и на оккупированных территориях. При том, что официально декларируется преследование и уничтожение только асоциальных, а также приравненных к ним кочевых цыган, на деле нацисты убивают артистов, колхозников, ремесленников и фабричных рабочих, по признаку национальности. К концу войны в живых остаётся около трети польских цыган, десятой части хорватских цыган, около 3% эстонских цыган, только одна деревня цыган беларусских. На оккупированных советских территориях в целом уничтожена половина цыган; жертв было бы больше, если бы не самоотверженная помощь советских граждан. Показательны в этом отношении биографии боксёра Иоганна Тролльманна и писателя Матео Максимова.
Неудивительно, что цыгане самых разных стран активно участвовали в Сопротивлении, шли в партизаны и укрывали партизан.
Впрочем, русские цыгане в СССР массово ушли на фронт по своей традиции, ничего не зная о геноциде, устроенном национал-социалистами. Так, как уходили в 1812 году их предки. Вместе с ними воевали и представители других цыганских племён Советского Союза. Цыган можно было обнаружить среди рядовых, танкистов, артиллеристов, ракетчиков, разведчиков (один из которых стал прототипом знаменитого Будулая), немало было цыган-лётчиков благодаря врождённой хорошей реакции, присущей многим цыганам. Интересующимся цыганам на фронте рекомендую биографии таких людей, как Константин Бауров и Павел Федрови.
Костюмы
Итак, мы видим, в насколько разных условиях оказывались цыгане в разное время и разных странах. Я уже много написала об основных чертах быта этих цыган. Теперь, думаю, неплохо бы затронуть тему костюма, поскольку ролевики очень часто лажают именно в этой теме.
Поскольку цыгане очень редко шьют себе одежду — в основном некоторые предметы женского туалета — то используют, как правило, местные костюмы либо костюмы той местности, из которого некоторое время назад прибыли. При этом соблюдаются некоторые принципы. Мужчины стремятся носить наиболее «престижную» одежду, зачастую подражая дворянам и купцам (когда это в принципе возможно), при этом добавляя в костюм некий цыганский акцент. Так, британский цыган одевался как англичанин из рабочих предместий, но носил ярких расцветок шейные платки. Венгерские скрипачи при всякой удобной возможности норовили одеться в доломаны вроде гусарских. Кэлдэрары часто носили венгерский или румынский костюм, дополненный крупными серебряными пуговицами. Только в крайне отчаянном положении мужчина-цыган оказывался одетым в лохмотья или потрёпанную одежду; принято было скорее экономить на одежде для детей и женщин для того, чтобы придать достойный вид отцу семейства. Костюм испанских цыган можно увидеть как на картинах, посвящённых танцорам фламенко, так и на полотне Евграфа Сорокина «Испанские цыгане» (там изображается семья во дворе своего дома).
Женщины же почти всегда носили платье, соответствующее их положению в обществе, т.е. одежду крестьян и мелких буржуа, опять же, с цыганским акцентом. Самой главной чертой женского наряда долгое время оставался плащ или заменившая его шаль. Плащ повязывался при помощи тесёмок на одном плече или же цыганка в него попросту драпировалась, продолжая, как правило, соблюдать принцип «на одно плечо». Исключением являются британские цыганки, носившие красные плащи с капюшоном. С шалью цыганки поступали более разнообразно. Её как перекидывали на одно плечо, оставляя свисать свободно или изящно обматывая вокруг туловища, так и повязывали на бёдрах, на груди, накидывали на плечи. Если вы не можете найти картину с точным костюмом цыганки для той или иной эпохи в интернете, вы можете надеть самый обычный костюм крестьянки или горожанки, слегка «обтрепав» и «оборвав» его, и дополнить тем самым плащом и украшениями по вкусу. Кстати, складки плащей и шалей всегда активно использовались как карманы; если вам удастся научиться правильно ими пользоваться, вы можете этим щегольнуть на играх.
Характерной чертой одежды кочевых цыганок долгое время была и большая, так сказать, откровенность: нередки были слишком короткие юбки (как писал Мериме — такие, что даже видно, в какие чулки одета цыганка), иногда всего на ладонь ниже колена, открытые плечи или плечо. В Западной Европе часто можно было увидеть цыганку в нижней сорочке с распущенным воротом и корсете поверх неё, при том, что комплект юбок был самым полным и приличным. Российскими цыганками имитировались лохмотья — мою статью об этом явлении можно найти в интернете. Однако, при подобной «бесстыжести» взрослые цыганки всегда стремились закрыть бёдра и колени.
Вторая характерная черта цыганок — почти все они строго соблюдали покрытие головы замужними женщинами. Это напрямую вытекает из строгого соблюдения возрастной иерархии в цыганском обществе. Для незамужней девушки ходить с покрытой головой значило присваивать себе более высокий статус взрослой женщины. Для замужней цыганки головной убор был столь же обязателен, как юбка. Показаться без него было попросту неприлично, как нашей современнице выскочить на улицу топлесс. Как правило, это был головной платок или головной шарф. Таким же важным атрибутом у замужних цыганок был фартук. Испанские цыганки тут не исключение!
Большинство цыганок свято соблюдали разделение костюма на верх и низ, отрицая цельные платья. Иногда, впрочем, блуза с юбкой пошивались так, что чисто визуально воспринимались как одно платье. Это связано с соблюдением ритуальной чистоты. Подробная информация об этом понятии есть в интернете.
Наконец, кочевые и деревенские цыганки имели обыкновение ходить босиком. Обувь — примета горожанок.
Кочевание
Скажу пару слов о способе кочевания. В российском сознании оно существует только одного вида: в кибитке, запряжённой лошадью. Но это, прежде всего, российские, украинские и белорусские реалии. В большинстве европейских стран цыгане путешествовали в фургончиках. Это обусловлено тем, что в Российской империи цыгане могли свободно встать на постой в крестьняский дом, когда наступала зима. В Европе же такого обычая, из-за сложных отношений с местным населением, не было, и требовался этакий домик на колёсах, в котором можно жить и зимой. В таких фургончиках с первыми морозами вставали лагерем, и снова двигались в путь с наступлением весны. Были цыгане, кочующие без лошадей или мулов. Это румынские цыгане времён рабства и британские цыгане. Те и другие использовали большие тачки, которые тащили на себе мужчины. Британские цыгане также путешествовали на баржах. Впрочем, с начала XX века британские цыгане обзавелись такими же фургончиками, как их континентальные собратья. В безлошадные времена они спали или прямо под открытым небом, или в специальных шалашах из ивовых веток и толстой ткани, похожих на слегка усечённый цилиндр, лежащий на боку. Румынские цыгане-рабы ставили простые островерхие палатки из нескольких жердей и большого куска ткани.
Язык
Ещё одна большая ошибка при отыгрыше цыган — вольное обращение с языком. Нередко можно услышать слово «чавеллы» или перевод слова «рома» как «люди». Начнём с того, что слова «чявеллы» в цыганском языке нет, а «люди» по-цыгански — «мануша». Кроме того, далеко не все цыгане называют себя «рома». Немецкие цыгане как минимум с XIX века зовут себя «синти», иберийские (испански и португальские), валлийские и скандинавские — «кале» (т.е. «чёрные»), французские — «мануш», баскские — «эрроминчела», есть романичелы также на Скандинавском полуострове и в Британии. Что касается обращений членов табора друг к другу, то они будут таковы:
- чяе — девушка, дочка, девочка
- чяво — парень, сын, мальчик
- чяялэ — девушки, девочки, дочки
- чявалэ — парни, мальчишки, сынки
- дадо — папа (у балканских «бабо»)
- дае — мама
- папу — дедушка
- мами — бабушка
- биби, бибо — тётушка (не обязательно родственница, просто обращение к старшей женщине)
- како — дядюшка (то же самое)
- пхэн — сестрица (также вежливое обращение к сверстнице)
- пшало, пхрало — братец (так же)
- пхэнялэ — сёстры
- пшалалэ, пхралалэ — братья
- морэ, мо — друг, мужик (только при обращении цыгана или цыганки к цыгану)
- ром, ромо — цыган
- ромны — цыганка
- ромалэ — цыгане
- ромнялэ — цыганки
Вариации в произношении зависят от диалекта, но, мне кажется, для ролевых игр это уже незначительная деталь.
Прошу заметить, что цыгане не «акают» и что те же слова в именительном падеже звучат по-другому.
Наконец, не стоит изображать некоторые жизнеспособные мифы, как то:
- распутность или независимость цыганок — цыганское общество патриархально со всеми вытекающими последствиями;
- изображение цыган язычниками;
- изображение преследований цыган со стороны церкви — история не знает подобных казусов;
- размножение цыган путём регулярной покражи нецыганских детей.
Что касается отыгрыша цыган в фэнтезийных мирах, то тут всё зависит от вашей фантазии. Однако было бы приятно, если бы фэнтезийные цыгане были хоть чем-то похожи на настоящих, например, соблюдали бы те же табу.
Мне кажется, на этом можно и закругляться. Напоследок напишу о том, какими популярными источниками есть смысл пользоваться, а какими лучше не стоит.
ХОРОШИЕ ИСТОЧНИКИ
- Русскоязычная википедия — туда пишу я
- «История цыган. Новый взгляд» (Бессонов, Деметер)
- «Цыгане под свастикой» (Кенрик, Паксон)
- «Загадка балтийских цыган» (Калинин)
- «Язык цыганский весь в загадках» (Андроникова, под редакцией Кучепатовой)
- Мой блог по тэгу «цыгане» (http://gipsylilya.livejournal.com/)
- Статьи и картины Бессонова, какие сможете найти в интернете
- «Самоучитель цыганского языка» (Шаповал) — это чисто по языку
- Этнографические публикации Друца
МАЛОПРИГОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Художественная литература в большинстве своём
- Книги Рэймонда Бакленда — редкостный, простите, бред
- Статьи, в которых упоминаются: остров Цы на реке Ганг, подковы и месяц на цыганском флаге, фаллос как объект поклонения
- Художественные романы Друца