Модели на прозрачках
Василий Захаров (Йолаф), к Комкону-2025
Меня зовут Йолаф, я много лет делаю модели для полевых игр, люблю придумывать новое.
В какой-то момент на меня снизошло озарение, что печатать всякие штуки можно не только на бумаге, но и на прозрачном пластике — «прозрачках».
С течением времени придумалось несколько оригинальных моделей, базирующихся на этом инструменте.
Хочу про эти модели рассказать, поскольку считаю, что инструмент этот простой, удобный, технологичный, антуражный и перспективный.
Содержание
Что такое прозрачка?
Это прозрачная плёнка формата А4, на которой может печатать обычный принтер.
Продаётся в канцелярских магазинах и на маркетплейсах пачками от 25 до 100 листов по цене от 14₽ до 60₽ за лист.
Откуда она взялась?
Было время, когда видеопроекторов ещё не было.
А делать красивые презентации уже было нужно.
Поэтому использовали специальное простое, но громоздкое устройство, известное как кодоскоп или overhead projector.
Это аналог диапроектора с подсвеченным столом, изображение с которого проецируется на экран.
А что теперь?
С появлением видеопроекторов, подключающихся напрямую к компьютеру, кодоскопы ушли в прошлое, но прозрачки остались.
Честно говоря, не знаю, ради чего их до сих пор производят, но раз уж они есть, то почему бы ими не пользоваться?
Преимущества прозрачек
Наложение
Можно совместить несколько листов прозрачки наложением, и изображения на них будут дополнять друг друга.
Листы бумаги можно совместить только край в край, а на прозрачках элемент изображения на одном листе может «вписаться» в середину изображения на другом.
Это даёт новые возможности в создании всяких мозаик и пазлов.
Защищённость
Прозрачка гибкая, прочная, тонкая, но держит форму.
Прозрачка не боится воды и грязи.
Бумагу тоже можно защитить путём ламинирования, но это отдельная долгая операция. Нужно взять распечатку, вручную поместить её между листами плёнки для ламинирования, получившийся «бутерброд» вставить в ламинатор и подождать пару минут, пока он сделает своё дело.
И в результате, даже если использовать тонкую плёнку для ламинирования, получается довольно толстая жёсткая карточка, что не всегда удобно.
Прозрачка же вылезает из принтера сразу готовой к самым жёстким испытаниям.
Многие задачи моделирования требуют разрезания листа на части. Через разрезы вода может проникать внутрь и упавшая в лужу карточка постепено размокнет. Прозрачка лишена этого недостатка.
Ну и наконец, плёнка для ламинирования тоже стоит денег – хотя она и несколько дешевле прозрачки.
Необычный вид
Большинство из нас не привыкло иметь дело с прозрачками, так что они кажутся нам необычными.
Печать на прозрачке выглядит стильно.
В фантастических сеттингах документы на прозрачках могут хорошо вписаться в антураж, вызывая ассоциации с дисплеями.
В исторических сеттингах прозрачка сходу считывается как неигровой объект, не существующий непосредственно в игровом мире. Так что её удобно использовать для передачи какой-то мастерской информации игрокам. Например, игрок, играющий персонажа-экстрасенса, найдя прозрачную карточку с текстом в помещении, может прочитать на ней, что здесь чувствует его персонаж – при том, что в игровом мире, конечно, никакого документа не существует.
Недостатки прозрачек по сравнению с бумагой
Читать прозрачку нужно либо на просвет, что не всегда удобно, либо наложив её на что-то белое, например, белую бумагу, которой может не быть под рукой. Это можно сделать фичей, но на первый взгляд это скорее недостаток.
Легко перепутать лицевую сторону прозрачки с изнаночной. На самом деле они отличаются (изнанка глянцевая, а на лицевой стороне – матовая печать), но для этого нужно всматриваться, и об этом легко забыть. С текстом этой проблемы нет, а вот с рисунками может быть. В общем, об этом нужно помнить. Ниже в примерах я покажу, как защититься от этой проблемы.
Печать на бумаге может быть очень контрастной, а цвета – очень яркими. На прозрачке контрастность сильно снижена, цвета получаются тусклыми. В идеале стоит ограничиться строго чёрным цветом по белому фону, без оттенков. В общем, прозрачка скорее информационный инструмент, чем оформительский.
На бумаге можно напечатать разное изображение на двух сторонах, иногда это реально полезно. На прозрачке так не получится.
Бумага бывает цветной, это можно очень круто использовать. Прозрачка же всегда прозрачная, цветной не бывает.
Прозрачка примерно в 20 раз дороже обычной офисной бумаги.
Примеры моделей
Отпечатки пальцев
На игре «1924» (2013) мастерской группы Hold&Gold была развёрнутая модель преступлений и их расследования.
Один из аспектов ТЗ звучал примерно так: преступники должны оставлять на месте преступления улики с «отпечатками пальцев», а следователи должны иметь возможность брать у подозреваемых «отпечатки пальцев» и сверять их с отпечатками в уликах. При этом «отпечаток» в улике должен не однозначно указывать на преступника, а лишь быть одним из аргументом для обвинения.
В итоге было найдено следующее решение. И «отпечатки» для полиции, и улики были напечатаны на прозрачках, так что можно было совместить одно с другим на просвет, и получить ответ на вопрос, мог ли этот персонаж совершить это преступление, и с какой примерно вероятностью его совершил именно он. Дальше в расследовании в дело вступали другие механизмы.
За счёт использования прозрачек процесс сличения улик с отпечатками происходил быстро и антуражно.
Это был мой первый опыт использования прозрачек в моделях. Печатали их тогда ещё в типографии, а не на домашнем принтере. Улики сделали на красном фоне в надежде, что это сделает их более заметными. Фокус не прошёл – красный получился блёклым, искать улики на земле было непросто.
В следующий раз я вспомнил о прозрачках только через 12 лет.
Геологические образцы
Этот и дальнейшие примеры будут с игры «Северное сияние» (2025) МГ Надя Вечорек и друзья.
Игра была про советских геологов, которые в 60-х годах искали золото на Чукотке. Игрокам приходилось действительно по жизни копать, находить и выкапывать всякие штуки, закопанные до игры мастерами, а потом в кабинетной работе анализировать выкопанное, и, опираясь на модели науки, определять, где копать дальше.
Одна из задач для моделей была сформулирована примерно слудующим образом: после определения места, где, вероятно, залегает золотая жила, игроки могкт выкопать там шурф (то есть, небольшую яму), и найти в земле «геологические образцы». Далее, проанализировав эти образцы, они могут сделать выводы о том, в каком направлении залегает золотая жила, и, соответственно, где имеет смысл копать следующий шурф.
Было реализовано следующее решение. Информация о направлении залегания жилы и некоторых других её модельных характеристиках кодировалась буквами и цифрами, которые печатались на листе прозрачки. Лист разрезался на части неправильной формы, числом от 4 до 10, эти части назывались «геологическими образцами» и закапывалась в месте возможной шурфовки.
Игрокам не было известно, на сколько частей разрезана конкретная карточка, поэтому они обычно не могли быть уверены, нашли они все образцы или не все.
Извлеченные из земли образцы нужно было отмыть от грязи, доставить в лабораторию и там уже попытаться собрать из образцов цельную карточку, после чего расшифровать надписи и из них понять, куда копать дальше. Если образцы оказывались собраны не все, то и информация получалась неполной.
Использование прозрачки позволило получить стильно выглядящие чёрные «камни» образцов, которые не страдали от закапывания в мокрую землю.
Археологическая находка
С моделью археологии была другая история. Археологическая информация представляла собой стилизованные довольно абстрактные рисунки, которые археологам нужно было извлекать из земли и интерпретировать. При этом археологические находки нужно было извлекать из земли очень аккуратно, это умели делать только археологи.
Чтобы смоделировать этот важный для игры аспект, информация в каждой находке была разнесена на три листа прозрачки неправильной формы, аккуратно сложенные один на другой и закопанные стопкой. Если эта стопка листов повреждалась лопатой при неаккуратном выкапывании или извлекалась неаккуратно, листы в стопке разъезжались, и догадаться, как они были сложены изначально было почти невозможно, и ценность находки падала в разы.
Если бы модель делалась на ламинированной бумаге, реализовать задачу лёгкого повреждения находки при извлечении было бы сложнее.
Упражнение
Вы археолог, но у вас не вышло выкопать эту находку аккуратно, так что листы в стопке разделились и вы достали их по одному. Вы понимаете, что выкопали какие-то важные свидетельства быта живших в этой местности древних людей. Какие-то аспекты вам сходу понятны, но вас мучает вопрос – чем был занят человек, останки которого вы обнаружили?
Листы можно сдвигать и вращать как угодно, но не нужно переворачивать. Буква Б на каждом листе стоит в произвольном положении и нужна для того, чтобы вы сходу понимали, где лицевая сторона.
Тайны
Игра не была детективной, но в ней были и детективные сюжеты типа «перевала Дятлова», мы их называли тайнами. Разные куски тайны могли быть найдены в разных местах полигона, и игроки, занимающиеся расследованиями этих историй, могли их найти в разные моменты времени и в разном порядке.
Можно было бы просто оставить на каждой точке бумажку с фрагментом текста, описывающего кусок истории, но нам хотелось бо́льшей таинственности и драматичности, когда ты на одной точке что-то нашёл, и на другой нашёл, и всё ещё непонятно, что же произошло на самом деле, а потом казалось бы незначащая находка где-то ещё вдруг заполнила лакуны в твоей картине происшедшего.
Задача была решена так. Полный текст, вполне описывающий таинственную историю, был набран и свёрстан на листе А4. Дальше было изготовлено несколько версий этого текста, в каждой из которых только часть текста была оставлена видимой, а остальной текст сделан невидимым, и эти версии текста были напечатаны на прозрачках и спрятаны в разных местах полигона.
Нашедший несколько таких листов расследователь мог совместить их на просвет и фрагменты на одном листе буквально заполняли лакуны в тексте на другом листе. Одно и то же слово могло быть на одном листе напечатано просто так, а на другом – быть зачёркнутым, как неверный вывод, так что неполная информация могла убедительно вести расследователя по неверному следу.
Технические нюансы
Никакая особая подготовка для использования прозрачек не требуется, подойдёт любой принтер, просто вместо бумаги суёшь в него прозрачку – и готово.
Специальная вёрстка тоже не требуется – делаешь всё как обычно для печати на бумаге. То, что при печати на белой бумаге осталось бы белым, при печати на прозрачке останется прозрачным.
Иными словами, прозрачка – инструмент предельно интуитивный. Нюансы есть, но их немного.
Прозрачка продаётся на маркетплейсах пачками по 25/50/100 листов, стоит довольно дорого, от 15 рублей за лист и более, а если не искать и покупать абы где, то и 60 рублей за лист.
Прозрачка бывает для лазерной печати и для струйной, черно-белой и цветной.
Прозрачки для цветной печати стоят дороже, но я подозреваю, что это исключительно маркетинговый ход – с технической точки зрения не должно быть никакой разницы.
Я использовал только чёрно-белую лазерную печать, так что всегда покупал самые дешёвые прозрачки, которые мог найти, и никогда не сталкивался с проблемами.
Струйную печать на прозрачках я не пробовал, опасаюсь, что она может оказаться нестойкой.
Цены
Самый ходовый бренд, который встретится вам в первую очередь, и который есть в продаже примерно везде, это Lomond. Самое дешёвое, что я нашёл, это пачка 50 листов за 1400 рублей, получается 28 рублей за лист.
Самая дешёвая прозрачка, которую я сумел найти, вполне качественная, ищется по ключевому слову Folex, пачка в 100 листов стоит 1400 рублей, то есть, 14 рублей за лист. Разницы по качеству с Lomond я не заметил.
Это минимальные цены, которые я долго искал.
Если покупать абы где, цены запросто могут доходить до 60 рублей за лист.
Ссылки
Все приведенные мной в пример модели, если они вам понравились, можно изучить подробнее и использовать, если они вам подходят, и дорабатывать под вашу игру. Только пожалуйста, оставляйте в тексте ссылку на первоисточник, преемственность – это важно.
Все ссылки вот, сфотографируйте этот слайд.
https://jolaf.livejournal.com/602062.html
https://web.archive.org/web/20200217191744/http://1924.holdgold.ru/page.php?id=6#link30
https://vk.com/@borealis1961-geologiya
https://vk.com/@borealis1961-arheologiya
https://vk.com/@-224881913-rassledovaniya
QR-коды ссылок на правила, презентацию и текст доклада, телеграм
Ответ на археологическую загадку.