Метаигры - практическое применение
Автор: Вячеслав Рожков (Дядя Слава)
Краткое описание метаигры для МГИМО
Содержание
Что такое метаигра и как она устроена
Метаигра - это множество ролевых игр живого действия, объединенных общей картиной мира. Результаты каждой игры учитываются в следующих играх в той или иной форме.
Условие, что во всех играх принимают участие одни и те же люди - не является обязательным. Метаигра может проходить в разных регионах страны или в разных группах одного ВУЗа. Важно консолидировать результаты. Держателем единой картины мира является мастерская группа - авторский коллектив метаигры.
Картина мира описывается некоей общей метафорой. Пример - метаигра по событиям в нашем мире в 2015 году.
Метаигра обычно состоит из следующих компонентов :
- серия малых павильонных игр, которые проходят в форме командного чемпионата. На этих играх моделируются важные события, происходящие в отыгрываемом мире. Примеры : экономический форум в Давосе, нападение террористов на военную базу США, разгон Марша Несогласных или высадка космонавтов на Луну.
За действия в игре командам и отдельным игрокам выставляются оценки в различных номинациях. Так, команда может не достигнуть прагматических целей (заработать много денег или захватить территорию противника). Но она может урегулировать конфликт мирным путем, вести себя в соответствии с нравственными принципами или открыть новый взгляд на проблему. В этом случае команда получает оценки в номинациях "этический позитивизм" или "светлое будущее".
- большие игры или общие мероприятия. На них можно собрать всех участников игры. Это может быть общая полевая игра, бал или конференция.
- форумная или Интернет-игра - игровая площадка в Сети, где игроки публикуют свои отчеты и получают информацию о происходящем на других играх. Форумная игра является обязательной, так как выступает связующим звеном между различными фрагментами метаигры. Метафора, описывающая форумную игру - средства массовой информации. Обычно через Интернет-площадку реализуется финансовая система. На павильонных играх выявляются лидерские и бойцовские качества участников. В Интернет-игре - способности к анализу, медийным талантам и прогнозированию.
- городская игра - способ расширить событийное пространство метаигры и ее продолжительность до круглосуточного.
Для реализации метаигр требуется
- квалифицированная мастерская группа
- бригада аниматоров-игротехников. Обычно начинающих игроков необходимо втягивать в игровой процесс, сами они играть не умеют.
- группа аналитиков, которые снимают показатели и выставляют оценки
- программное обеспечение для игры. В принципе, все можно делать в электронной таблице, но масштабные метаигры требуют инструментов для групповой работы.
- группа технической и административной поддержки.
История и практическое применение метаигр
Метаигры были разработаны в 2000-2003 году межрегиональной мастерской группой "Проект Сеть" под руководством М.Ю.Кожаринова. В основу проекта был положен опыт разнообразных ролевых игр, порожденных ролевым сообществом России, и педагогический опыт школы "Перспектива". В этой школе ролевые игры являются неотъемлемым элементом учебного процесса. Ролевая игра дает возможность поставить гуманитарный эксперимент. Физический опыт демонстрирует ученикам свойства материи. Игровой опыт позволяет попробовать и оценить различные социальные отношения. Кроме того, ролевая игра позволяет без серьезных для общества последствий попробовать себя в новой социальной роли (руководитель или командир, аналитик и др...) Ролевая игра также является сильным мотиватором к обучению. Так как на игре требуется применять полученное знание на практике, у учащегося появляется стимул более подробно и прагматично изучить предмет. Это решает проблему современной школы, когда при хорошем знании закона Ома выпускники обычно не в состоянии самостоятельно отремонтировать утюг.
К сожалению, одиночная ролевая игра
- не является заменой обычному обучению
- не способна дать целостное понимание предмета.
Поэтому в образовательном процессе необходима серия игр, увязывающих знания из разных областей в общую картину.
Метаигра разрабатывалась изначально как модификация традиционного процесса обучения. Игры в новой образовательной системе являются одновременно повторением пройденного, практическим занятием и экзаменом. В отличие от экзамена игра является привлекательным элементом, что снижает стресс и стимулирует учащихся к углубленному изучению предмета.
В 2007 году коллектив разработчиков метаигр (Образовательное бюро Солинг) под руководством Кожаринова был приглашен в МГИМО для участия в инновационной образовательной программе. Помимо образовательных задач мастерской группе была сформулирована цель - разработка методики профессиональной оценки студентов на основе компетентностного подхода.
Для иновационной программы в МГИМО были разработаны инструменты и методики, которые в процессе метаигры позволяют оценить студентов по различным критериям :
- способности к лидерству
- действия в условиях неопределенности
- аналитические способности
- технические навыки
- умение выстраивать отношения с партнерами и противниками
И др. Всего 186 компетенций.
Также игра позволяет выявить тех, кто способен держать удар в случае поражения, и тех, кто недостаточно стоек.
На основе собранных данных из массива игроков могут быть отобраны студенты с определенным набором качеств, необходимых для той или иной работы. Такой набор качеств называется профессиограммой.
Как это работало
Самое интересное для ролевика - тема игры. Но именно этим знанием делиться бессмысленно. Тему игры задает заказчик, ему интересны определенные метафоры, сюжеты и тенденции развития. Заказчиков в МГИМО интересовали прежде всего общемировые глобальные проблемы - вся планета в недалеком будущем. Поэтому мы моделировали крупные геополитические блоки : Россию, США, Латинскую Америку, Индокитай, исламский мир и старушку Европу.
Что касается современных молодежных движений, их в этом году интересовала ситуация выборов, оранжевой революции и политтехнологий в России.
Я не сомневаюсь, что в недалеком будущем заказчиками игр станут и исследовательские научные коллективы. Способ думать в игре показал свою эффективность, а играть можно по чему угодно - даже по учебнку арифметики ((с) Святослав Логинов).
Важно только подчеркнуть в очередной раз самый важный тезис. Игра не учит. Игра позволяет взглянуть на проблему с разных точек зрения. Игра позволяет вытащить латентные знания, которые уже есть у человека, скомбинировать их по новому. Поэтому игры как инструмент работы со знаниями эффективны, если проводятся для экспертов или учащихся в некоей области.
Кстати, вполне возможно, что ролевые педагоги не могут сойтись именно в этом ключевом моменте. Поэтому извечные попытки обсудить игру как метод обучения не вызывают большого интереса у педагогов-ролевиков.
Итак, у нас была задача сделать игру по геополитике и выявить при этом у игроков профессиональные склонности.
Что касается игр, то здесь все было просто. Модельный подход обладает тем достоинством, что вовлекает в игру даже самых неподготовленных товарищей, сразу дает им работу. Модельные правила просты, не требуют глубокого эмоционального погружения, но не требуют и сложной подготовки игрока на отыгрыш. Для ролевиков здесь тоже нет какой-то великой науки. Модельный подход в теории РИ хорошо описан и занимает свою нишу. В принципе, любой более-менее квалифицированый мастер способен разработать модельную метаигру под заказ.
А вот со съемом данных все гораздо интереснее. Прикладная задача для нас была - составление профессиограмм. И здесь мы имели хорошо проработанную методическую базу от МГИМО. Профессиограмма составляется из 186 компетенций. Список этих компетенций не является секретным, его можно скачать с сайта http://inno.mgimo.ru .
Первичные данные мы собирали следующим образом : каждому игроку был выдан яркий бедж с номером. Мастера и игротехники в процессе павильонки фиксировали поступки тех или иных персонажей. Фиксировали, но не оценивали.
Во время послеигрового совещания мы собирали и записывали собранные данные. "Игрок 405 выдвинул мирую инициативу, которая разрешила кризис между двумя государствами". Набор таких игровых фактов составляет базу прецедентов.
Уже такой примитивный сбор данных дает интересные результаты. Из 270 игроков образуется актив - примерно четверть от указанного количества. Они стараются посещать почти все игры.
Постепенно, по мере втягивания в игру, растет количество прецедентов в расчете на игрока. Если в начале каждый второй игрок совершал за игру поступок, то ближе к концу количество прецедентов уже примерно равнялось, или даже превосходило количество игроков. Интересно, что группа посещающих и группа ньюсмейкеров (людей, порождающих прецеденты) не во всем совпадают.
Впрочем, на этом анализ не заканчивается. Список прецедентов передается группе аналитиков, которые разбивают события по компетенциям. Это достаточно сложная работа. Приходится периодически звонить мастерам игры и уточнять детали.
Группы компетенций достаточно очевидны :
- способности к постановке цели
- достижение результата
- действия в условиях неопределенности
- лидерство
- внутрикомандное общение
- межкомандное общение
- языковые и технические навыки
- аналитика
По каждой позиции есть более мелкое деление на атомарные компетенции. Оценки по атомарным компетенциям выставляет аналитик в зависимости от содержания прецедента.
Поскольку параллельно идет Интернет-игра, в которой игроки обмениваются отчетами, аналитические компетенции можно снять оттуда. Аналогично, экономическая игра оценивается отдельно, по финансовым результатам группы. Здесь было бы крайне полезно сравнить группы чемпионов аналитической, экономческой и форумной игры, но на данный момент статистика не готова.
Дальше получается интересный факт. Из 270 игроков отобран актив - примерно треть. Для них можно построить профессиограммы. Остальные в игре себя не проявили. Что с ними делать? Проводить ли игру с ними, отсеяв активистов? Или наоборот, продолжать работу с активом? Пока не ясно, так как это первый эксперимент подобного рода.
Что такое профессиограмма? Есть компетенции, которые могут быть и полезными, и вредными для профессионала. Например, лидерство или умение принимать самостоятельные решения. Оно не является для дипломата предпочтительным свойством. Для него важнее умение искать компромиссы или способность работать в команде.
Профессиограммы - это то, что было разработано под конкретный заказ МГИМО. Для других прикладных задач необходимо разрабатывать иные методики съема данных. Это совсем непростая задача.
Перспективы применения
Применение метаигр в школе или институте пока остается уделом новаторов и энтузиастов. Для разработки учебных игровых программ требуются значительные усилия на государственном уровне.
Метаигры в нынешнем виде можно порекомендовать для :
1. Школ молодежного актива и курсов повышения квалификации управленцев. Метаигра в этом случае является практической работой для слушателей.
2. Командообразование. Совместная деятельность сплачивает и позволяет организовать рабочие коллективы, в которых сильные и слабые стороны участников уже известны.
3. Профессиональная ориентация. Как показал опыт проекта в МГИМО, метаигры дают качественные результаты, позволяют составить профессиограммы участников метаигры в короткий срок.