О моделировании Православия
Автор: Платон Кузьмин
Статья была впервые опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru"
О моделировании Православия на ролевых играх уже существуют достаточно интересные статьи, поэтому я могу лишь немного добавить и рассказать, как это было на нашей игре «Великая Степь и Святая Земля», проходившая с 1-го по 5-ое июля 2009 года в Тверской области. Участники этого мероприятия задались целью воспроизвести по возможности максимально реалии XIII века в Антиохийском княжестве, узнать жизнь людей этой эпохи, понять происходившие события и создать свой собственный вариант их развития. Можно ли было что-то изменить? Почему всё произошло именно так, а не иначе? И, конечно, одним из ключевых фрагментов этой исторической мозаики (как и во все времена) является духовная жизнь общества, взаимоотношения религий и цивилизаций.
Состав игроков был не менее разнообразен, чем заявленные роли. Среди них были православные, католики, мусульмане, иудаисты, буддисты, люди, определяющие себя как язычники, были верующие и неверующие, церковные и не очень. Именно поэтому те, кто отыгрывали персонажей священнослужителей, брали на себя довольно сложную миссию.
В качестве священника человек обязан был дать своему народу духовный стержень, учить паству основам веры, совершать богослужения, на которых бы не хотелось спать или слишком громко смеяться и, если это был церковник высокого ранга, взаимодействовать с местными властями, устанавливать контакты с инородцами и иноверцами.
Также игрок, изображающий клирика, должен был не оскорбить религиозные чувства тех, кто действительно относит себя к той или иной конфессии, не навязывать свою точку зрения атеистам и при этом верно передать учение, богослужение и быт той общины, к которой принадлежит его персонаж. Всё это требует определенного уровня знаний и личной культуры общения, если только вы не хотите, чтобы после бессонно проведенной ночи в подвиге трезвления ваше утреннее «богослужение» ограничилось хриплым чтением небольшого отрывка Священного Писания и завершающим его страдальческим возгласом «Все свободны!..»
Чтобы более-менее соответствовать этим требованиям, я обратился за советом к одному православному священнику и узнал его мнение. Сказал батюшка приблизительно следующее: «Ты можешь участвовать в этой игре. Когда будешь готовить проповедь для своего персонажа, пользуйся прежде всего текстом Евангелия и толкованиями Святых Отцов, если ты хочешь изобразить священника, возвещающего учение Церкви. Моделировать Божественную Литургию недопустимо, потому что вся она является Таинством. Лучше вместо неё совершать молебен. Произносить тайносовершительные формулы нельзя. Использовать в качестве антуража освященное церковное облачение недопустимо».
Этим наставлением и решили руководствоваться игроки, изображающие православное духовенство.
Подготовку мы начали с богослужебных текстов. Сразу же было определено, что игровым языком нашей «литургии» будет церковнославянский, так как из всего «духовенства» греческий и арабский не знает почти никто, не говоря уже о «пастве», которая должна будет исправно посещать службы. Кроме того, нам нужно было учитывать масштабированность игрового времени. Ведь за один реальный день на Святой Земле XIII века успевали проходить целые месяца. Поэтому совершать двухчасовые-трехчасовые всенощные бдения и обедни не имело никакого смысла, иначе бы ребята большую часть игры не вылезали бы из «собора», если бы нашлись способные отстоять всю службу до конца. Многие едут на ролевки для того, чтобы показать свое искусство владения мечом и удаль на поле битвы, а в храме как-то силушку показывать не пристало благородным воинам. Нам нужно было составить чинопоследование богослужения так, чтобы у игроков действительно сложилось ощущение пребывания на литургии, чтобы у тех, кто вовсе далек от церковности, остались бы общие представления о том, что происходит в православном храме, и при этом сделать это динамично, красиво, слаженно и некощунственно.
Вместо литургии мы взяли чин освящения пяти хлебов из всенощного бдения, урезали многие моменты, добавили две-три ектеньи, Евангельское чтение, песнопения «Ныне отпущаеши» и «Благословен еси, Господи», из Литургии вставили только Херувимскую песнь («Иже херувимы тайнообразующе»). Вместо хора эти гимны исполнял сэр Магнитофон в том порядке, в каком они были записаны на переносное устройство. Всенощное бдение у нас было заменено также сильно урезанным вечерним Богослужением с «освящением» елея и чтением Евангелия. Обе службы по продолжительности занимали где-то 40-45 минут.
Но одно дело написать все эти тексты на бумаге, а совсем другое – слаженно отыграть службу по ним. Репетировать раз в неделю мы начали где-то за месяц до отправления на полигон. Это было необходимо, чтобы запомнить последовательность действий, усвоить непонятные слова, правильно произнести возгласы и тренироваться читать необходимые части монотонным речитативом (в реальности он действительно используется в церкви для всех чтений, что позволяет изолировать молящихся от того настроения, в котором находится чтец и не навязывать его личное духовное состояние всему приходу). Как выяснилось уже на игре, одного месяца нам явно не хватило – то «священник» забудет, в какой момент он должен брать Евангелие и выходить с ним на амвон, то «епископ» возглас перепутает… Должен заметить, что одному клирику служить куда легче, чем в сослужении другого (а уж тем более епископа), так как не требует четкой координации с напарником.
Что касается риз, то на данной игре не было жестких требований к костюму. Тем не менее, существует набор богослужебных облачений, которые одевает только священник во время службы, а есть облачения, которые одевает только епископ. Чтобы паства не путала диакона с епископом, игрок должен знать, что такое омофор, орарь, епитрахиль, фелонь, стихарь и в чем их различие. Некоторые из нас попробовали сшить эти вещи сами, некоторые предпочли купить неосвященное облачение в церковной лавке, там где подешевле.
Самый сложный, на мой взгляд, момент в игре – когда священник должен произнести проповедь.
Первая сложность касается уровня информированности игроков. К сожалению, очень немногие знают Никео-Цареградский текст Символа веры, в котором конкретно изложены основы Православия. Многие впервые узнают, что христиане веруют в Бога, Который стал Человеком, не переставая при этом быть Богом. Как уже говорилось выше, тот, кто играет роль батюшки, должен придерживаться исторических и современных реалий и следить за тем, чтобы его высказывания в качестве священнослужителя не противоречили действительному учению Церкви, а раскрывали бы его. Строго говоря, как сказал известный миссионер, диакон Андрей Кураев, человек имеет право сказать: «Так учит Церковь» только если после этих слов идет текст Символа веры.
Любая храмовая проповедь должна быть основана на тексте одного из четырех канонических Евангелий. Проповедник должен раскрыть смысл этого текста, а для этого необходимо понимать и знать Священное Писание, донести толкования Святых Отцов до слушателей. Разумеется, у любого человека может быть свое собственное понимание, но ещё раз хочется напомнить, что тот, кто говорит от имени Церкви, не имеет права навязывать свое личное восприятие аудитории в «храме».
Вторая сложность связана с тем, что не у каждого человека есть ораторский талант и способность говорить перед каким-либо общественным собранием.
На нашей игре была хорошая практика – интересоваться мнением игроков, отыгрывающих православных персонажей, о том, как проведена была «служба», есть ли у них какие-либо предложения или замечания, ведь со стороны возможные ляпы видны очень хорошо, хотя сам «священник» их может не заметить. При хорошо отрепетированной и красивой службе, при соблюдении тактичности по отношению к тем, кто действительно является православным человеком в жизни, при соблюдении рамок, разделяющих игровое действо образовательного характера от кощунства и святотатства такие замечания будут сведены к минимуму. На игре «Великая Степь и Святая Земля» православная религия была смоделирована на высоком уровне, о чем свидетельствовали отзывы ролевиков во время игры и свидетельствуют сейчас на форуме, посвященном этому мероприятию. Важным оказалось то внимание, которое уделялось персонажами священства персонажам мирян.
Особую благодарность хочется выразить мастеру по христианству Максиму Соколову за компетентные советы и помощь «служителям культа» в организации и проведении игры. Когда мастер действительно владеет определенными знаниями, делится ими с игроками, следит за тем, чтобы в процессе изображения религиозной жизни не было допущено нездоровых явлений и конфликтов – это очень ценно, это настоящая поддержка. Например, у одного из игроков было желание воспроизвести обряд экзорцизма (изгнания нечистого духа из человека) при общем ритуальном действе священства всех вероисповеданий, заявленных на игру. С точки зрения духовной это было опасно, потому как «не буди лихо, пока оно тихо». Христиане веруют, что изгнание нечистых духов – особый дар Божий, и не у всех он есть. С точки зрения психики это было бы именно нездорово – прежде всего для того, кто решил бы играть бесноватого. Кто не понимает, о чем идет речь, пусть посмотрит хотя бы тот эпизод в фильме «Остров», где актриса играет одержимую и подумает, достаточно ли он психически устойчив, чтобы вжиться в этот образ и при этом не повредиться рассудком. А ещё лучше – кадры настоящей «отчитки» в Троице-Сергиевой Лавре. Ну а с научной точки зрения совместное отправление культа было бы полным бредом, так как существующие религии имеют очень много различий и вероучительных тезисов, несовместимых друг с другом. Будь на игре мастер, не обладающий достаточным уровнем религиозного образования и психологических навыков, все было бы далеко не так гладко, исторично и познавательно. Вполне возможно, ребята решили бы поиграть в то, о чем не знают, со всеми вытекающими…
Играть роль священника, так же, как и быть священником в действительности, может не каждый. И все-таки на любой ролевой игре, посвященной тем или иным историческим событиям, стоит представлять то сословие, которое стояло у истоков европейской и российской культуры, которое обеспечивало развитие духовной жизни наших предков, оказывало решающее влияние на государство и общество, которое и по сей день окормляет свою паству. Очень хочется только, чтобы это было качественно и красиво, чтобы те, кто будут делать свою историю вместе с представителями вечного духовного сословия, возвращаясь в реальность XXI века выносили в своих сердцах светлые воспоминания, а в потаенных комнатках разума – новые знания.