Анизотропная социализация

Материал из Ролевая Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск

Автор: Вячеслав Рожков (Дядя Слава),г. Москва

Статья была написана по мотивам Зиланткона 2010 и книги Кожаринова и Кордонского "Очерки неформальной социотехники" и впервые опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru

Западная Европа для русских всегда служила будоражащим примером вольнодумства. Поездка на европейский конвент Кнутпункт для меня оказалась значимой. Захотелось вольтерьянства и прогрессивных реформ. Поэтому основной темой на Зиланте для меня была "как ролевики могли бы изменить мир, если бы этого захотели".

Честно говопя, социальный потенциал ролевого движения всегда колебался около ноля. Нет в нашей среде реформаторского зуда и мечты осчастливить человечество. И тем не менее в поисках собратьев по разуму (слово разум здесь правда вряд ли уместно) я который уж год отправляюсь к ролевикам.

Общественные движения

Это круглый стол, который я проводил на Красной стреле и на Зилантконе. Примерно о том же мы говорили на ток-шоу с Борисом Фетисовым "Битва сил добра и сил разума".

Начнем, пожалуй, с термина. Понятие "общественное движение" есть в социологии. Что-то про группы людей, которые вместе собираются чего-то достигнуть. Мне не очень интересно словарное определение. Оно поможет нам навесить ярлычок на явление и счесть исследование законченным. Гораздо интереснее посмотреть, как бурления в общественной жизни меняют мир и какие у них есть признаки.

Примеров движений в истории человечества немало. К примеру, христианство в течение 300 лет было подпольным и гонимым, затем пережило период господства и сейчас является одной из крупнейших мировых религий. Внутри него тоже возникали свои движения - протестантство, к примеру.

Еще один интересный пример - сеть Фидо-нет. Возникла после изобретения модемов, охватила своими коммуникациями весь мир и безвременно угасла под напором Интернета. Из подобных технологических движений стоит вспомнить еще коротковолновиков на заре 20 века.

Наиболее зримо меняют мир, конечно, движения политические. В нашей истории это народовольцы и коммунисты. Маленькие кружки пролетарского самообразования превратились в партию, доросли до великой революции, и под их влиянием прошел весь 20 век.

Итак, важными свойствами движений, меняющих мир, являются:

  • добровольность и опора на энергию участников. Люди тратят свое время и другие ресурсы, питая движение.
  • транслятор - форма общения внутри движения. К примеру, у любителей фантастики это клуб и конвент, у КСПшников - концерт в лесу, у ролевиков - игра.
  • связность. Участники движения интенсивно общаются друг с другом, им интересно вместе. Если такой связности нет, люди занимаются деятельностью независимо друг от друга, то это течение. К примеру, таковыми являются шахматисты-любители

Должно ли движение иметь цель, к которой стремится? Критика термина "ролевое движение" как раз опирается на отсутствие у нас осознанной цели. Здесь я бы поспорил с социологическим определением. Цель может быть просто неосознанной, у нас в языке может не быть терминологического аппарата для ее описания. Эту цель нужно вербализовать, чтобы уже затем ставить задачи для ее достижения.

Блестящим примером такой вербализации служит "Манифест коммунистической партии", который превратил интуитивные ощущения в четкие формулировки. В наших рядах Карла Маркса пока не нашлось.

Согласно Тойнби, общество своей структурой отвечает на определенные внешние вызовы. Если ответ оказывается удачным и прогрессивным, то образуется этнос, который живет долго и эксплуатирует принятую им парадигму. В России, к примеру, какое бы время ни стояло на дворе, мы постоянно воспроизводим абсолютную монархию. А время ее отсутствия считается в нашей истории временем смуты.

Структура общества не идеальна, да и вызовы меняются с течением времени. Образуется прослойка людей, которые это ощущают и сбиваются в стаи, которые в существующие структуры не вписываются. Эти внесистемные люди пытаются найти ответы на новые вызовы. Не у всех получается, некоторые уходят в придуманный мир и не возвращаются. Они строят свой маленький монастырь и инкапсулируются в нем. Другая крайность - "отречемся от старого мира". Эта группа заставляет весь мир записывать свои ответы под диктовку. Существует масса промежуточных вариантов.

Когда я говорю про общественные движения, оппоненты мне сразу задают вопрос: а кто враги, с кем мы должны бороться. Сложность заключается в том, что врага нет и военная терминология неуместна. Особенность России в том, что скелет ее общества сварен из железных швеллеров. В него не вписываются вообще никакие новые идеи и движения. Скелет европейского общества гибкий, поэтому для них разнообразие является нормой. Наши постоянные стоны про социализацию - от необходимости постоянно доказывать свое неверблюжье происхождение. Враги в обществе есть - нежелание думать, мозговая лень. Нам придется менять швеллеры на нечто более эластичное, чтобы быть современными. Европа переболела консерватизмом в 60-х и лечилась от швеллерности горьким лекарством из хиппи. Любимый метод для смены устев в России - революция. Но это точно не проблема ролевиков.

На какой вопрос отвечает движение РИ? Интересный факт: как движение, осознающее свою общность, ролевики зародились в самом конце 80-х, начале 90-х практически во всем "цивилизованном" мире - США, Европе и России. На Кнутпункте, несмотря на языковой барьер, я ощущал себя в доску своим.

Самый простой ответ: ролевики появились как реакция на крах Советского Союза - распад двухполярной системы. Но я не вижу здесь ролевиков. Утрата коммунистической идеологии произошла в России, но не в Европе и мире.

Еще одно событие, гораздо менее озвученное - идейная победа финансового материализма. В наше время статус человека в обществе полностью определяется толщиной его кошелька. Но у ролевиков это не так. Кстати, в Европе тоже не принято зарабатывать на играх для сообщества. Окончание эпохи Джона Леннона и Владимира Высоцкого - 10 лет после их смерти. Пожалуй, эти люди более значимы для РИ-движения, чем окончание холодной войны.

Старое искусство с личностью художника в центре перестало звучать громко. Личность не слышна в мире интерактивных развлечений и информационного шума.

Мне нравится версия завоеваний воиинствующего непрофессионализма. Наш мир оказался помешан на сертификатах и стандартах. "Есть ли у вас бумага, что вы все делаете правильно?" Скоро до занятий любовью будут допускать только тех, кто прослушал курс и сдал экзамен. Ролевики - это вызов такому обществу, универсалы по своей деятельной природе, занимающиеся не своим делом в свободное от работы время и не парящиеся своим непрофессионализмом.

Еще одна версия: Эволюция последних столетий - это эволюция общения. Книгопечатание сделало образоование массовым и породило кальвинизм, который ударил по господству католицизма. Газеты как коллективный агитатор и пропагандист породили великие революции - Французскую и Октябрьскую. Радио и кино породили эпоху великих диктаторов - Мао, Гитлера и Сталина. Кто владеет СМИ, тот владеет миром. Но они же породили антитиранов Леннона и Высоцкого.

Коротковолновики и ФИДОшники интенсивно меняли мир сокращая расстояние между людьми. Можно сказать, что они строили мир без границ. Благодаря фидошникам придуманы фактически блоги (аналоги фидошных конференций).

Нынешняя эпоха Иинтернета - это время общения всех со всеми,.возможность высказаться каждому через канал, доступный всему миру. Когда СМИ в 60-е заговорили о хиппи, протест через канал "один ко многим" был замечен миром. Сегодня, когда каждый может высказаться, конструктивный протест тонет в информационном шуме. Ролевики являются примером сохранения самоидентификации (но это умели и 2000 лет назад) и разрабатывают новую жилу - интерактивного искусства. Кино - пример искусства эпохи "один ко многим". Игры относятся уже к эпохе общения "все со всеми". Понятийный аппарат этой эпохи еще не сформировался, ждем своего Карла Маркса.

Впрочем, давайте приступим к изменению мира. Итак, общественные движения - это поиск ответов на новые вызовы. Можно придумать вызов и запустить движение искусственно (эмо, музыкальные движения). Можно упорным трудом раскрутить идею до движения ("Бегущий город"). Но очень хочется полета и естественности. Никто не занимался сознательно развитием движения ролевиков. идея попала в плодородную почву на стыке трех движений - КСП, КЛФ и педагогов-коммунаров. Все эти компоненты сохранились в РИ до сих пор. А вот политической составляющей в родительском этнокоде нет. Поэтому и потенциал социальных преобразований общества у ролевиков близок к нулю.

Мне нравится термин - этнокод. Это как ДНК в биологии - некие признаки, которые можно передать потомкам по наследству. Движение КЛФ передало нам целый транслятор (форму общения) - конвент. А вот ролевые игры мы развиваем сами и уже добились определенных успехов. К примеру в стандарте ГОСТ Р ИСО 19011 "ролевые игры" упомянуты как официальный способ подготовки аудиторов.

В 90-м году любители фантастики неожиданно для себя породили нас, ролевиков. РИ работают уже 20 лет, хочется чего-то нового. Мне кажется интересной задача запустить новое движение. Зачем?

Во-первых, в молодом движении очень много позитива и энергии. Там просто приятно находиться. Во-вторых, я считаю творческий потенциал РИ-движения исчерпанным. От креатива 90-х мы потихоньку переходим к пародированию самих себя - признак угасания и повторяемости. Надо искать новые формы для жизни, в которые игры войдут как составной элемент (наша ролевая хромосома в этнокоде).

В-третьих, можно и на изменение общества замахнуться. Совсем не обязательно для этого делать революцию. Можно сказать новое слово в образовании, превратить работу в игработу, придумать интерактивный способ управления государством...

Но для новой деятельности нам не хватает социальной пассионарности. Нам нужно найти зачатки нового движения и подарить им наш этнокод. Найти новое движение сложно. Надо пробовать, процеживать социальный бульон.

Вот, к примеру, блогеры - зарождающееся новое движение самоуправления. Уже заставляют всерьез чесаться офф-лайновые власти своими разоблачениями. Правда, это скорее вотчина компьютерных игр. Этим летом блоггер piligrim67 по открытым источникам вычислил банду хулиганов на Урале - что было не под силу милиции. Чем не игработа - ловить преступников, анализируя записи с публичных камер видеонаблюдения и открытые базы данных? Еще пример - Wikileaks, к примеру, на уши ставит США!

На Зиланте мы с Борей Фетисовым устроили бой сил добра и сил разума на эту тему в формате передачи "к барьеру". Я защищал силы добра - необходимость участия ролевиков в общественной жизни. Боря придерживался точки зрения, что мир схарчит нас. Зилант воспринимается им как граница, за которой стоит общество, и от его скучных серых процедур надо защитить наш ролевой мир. Мы с Борисом не являемся антагонистами. Пока он держит границу, я хочу формировать десантные группы и забрасывать их на чужую территорию.

Анизотропный - пропускающий в одну сторону лучше, чем в другую. Анизотропная социализация - мы не должны пропустить в наш ролевой мир печальную действительность. Мы - прослойка между миром с чудесами и идеальными ценностями и обычным миром. Наша задача - тащить новое из мира чудес в повседневность.

И опять про кризис

Честно говоря, уже плохой традицией становятся разборки внутри экспертного совета. Каждый год в экспертнике с жуткой серьезностью обсуждается вопрос, а не сорвет ли у обитателей Зиланта крышу то или иное мероприятие. В этот раз рулежка разгорелась из-за дискотеки "Воланд 4000" и семинаров Барды по автостопу и вокалу. Дело доходило до изучения анкеты, графа образование. Компромисс был найден в том, чтобы упомянутые мероприятия экспертам посетить и, если что не так, разоблачить!

Экспертный совет не обладает сколь-нибудь значимыми правами. Если наберется достаточно голосов против, то мероприятие не примут в программу. Чаще всего это случается с менестрелями и музыкантами. Но речь не об этом, а о кризисе Зиланткона.

У нас в тусовке есть два типа людей - креативщики и администраторы. Абсолютом креативщиков является, конечно, Лора Бочарова, которая оргвопросы вообще в голову не берет. К счастью, вокруг креативной жилы появляются администраторы, которые облекают самородки идей в удобоваримую форму. Эти ребята умеют упаковывать идеи. С Зилантом случилась беда: там оборудованы лотки и механизмы из периода расцвета РИ, когда креатив можно было разрабатывать открытым способом. Но жила повернула, а механизмы остались.

Что с этим делать? Есть манифест Рауля (http://www.duat.asia/blogs/raul/manifest-o-konvente-v-sibiri) по поводу Сибкона о том, что должны быть тру-ролевики и все остальные. Пусть приоритет будет отдан ролевым семинарам и презентациям, а исторические танцы - с 6 до 9 утра, ибо не наше.

Категорически не согласен. Заборы нашу культуру засушат. Наоборот, надо потихоньку звать соседей по неформальному общению в гости, пытаться понять их среду, высасывать из них новые идеи. А им отдавать наш метод - ролевые игры. Кто знает, может быть из этого котла родится еще одно новое движение, способное перевернуть мир. Мы ведь специалисты по трансляции чудес.

P.S. А Зилант хоронить еще рано. Душевно потусили...