Игры на продажу

Материал из Ролевая Библиотеки
Версия от 08:03, 8 февраля 2012; Анка (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Автор:''' Александр Берелехис (Берег),г. Уфа ''Статья была написана по расшифровкам аудиоз...»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Автор: Александр Берелехис (Берег),г. Уфа

Статья была написана по расшифровкам аудиозаписей семинара с Зиланткона-2008 и впервые опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru

Почему?

Почему я убежден, что игры нужно делать на продажу или как на продажу? Для удовольствия их тоже надо делать, но, когда вы их делаете для удовольствия, их надо делать так, как на продажу. Объясняю почему.

  • Это - разная психология.

Когда человек делает игру просто так поиграть с друзьями - он относится к ней не очень серьезно. Когда он делает игру на продажу, он выдерживает какие-то стандарты и должен соответствовать какой-то планке, это психологический аспект. Поэтому психологический фактор здесь очень важен, более важен, честно говоря, чем деньги. Если вы не «затачиваете» ролевую организацию под изготовление игр на продажу, то вам будет очень трудно создавать игры не просто хорошие, а полностью законченные, формализованные.

  • Методика.
Я очень редко встречал, чтобы люди, которые не делают игры на продажу, создавали собственные методические пособия по изготовлению и проведению ролевых игр. Продажа РИ специфична тем, что сначала нужно продать собственную методику, а потом уже продать свою ролевую игру. Методику брать особенно неоткуда, поэтому делают их обычно сами.
  • На игре можно делать деньги. Для примера, за павильонку вам могут заплатить 1000 руб, а могут и 1000$.

Это пример из личной практики, который я сейчас проиллюстрирую. Где-то у вас купят для одной какой-то конкретной цели классическую павильонку сказочного типа на 2 часа. А где-то для той же самой цели у вас потребуют развернутый тренинг с детализированными ролями из нескольких частей. Сейчас нет сформированного рынка игр - как договоритесь с заказчиком.

Кому?

Игра для тренинг-центров.

Ролевая игра на продажу должна быть наглядна, поэтому хорошо сделать наглядные графические штучки, которые создают видимость и действительно упорядочивают процесс игры.

Например, если эта игра по фантастике, Лоис Макмастер Буджолд, то можно сделать карточки - производит с первого взгляда серьезное впечатление. То, что тут написано «суперсолдаты, дом Бхарапутра», становится не так страшно для человека, который у вас покупает эту игру

Рассмотрим простые, универсальные игры. Как вы видите по общей вводной, эта игра ничем не отличается от игр, в которые мы все привыкли играть. Но тут нужно четко задавать стремления игроков, потому что игроку, который привык играть, не надо ставить конкретные цели. Он получил вводную, или даже без нее, и знает, что надо делать: взять самую ценную штуку, перестрелять всех и убежать. Неролевым игрокам нужно четко задавать цели и давать диапазон действий, иначе сами они об этом не додумаются - у них нет игрового опыта.

Дальше идет детализированная информация - сколько человек играет, какие в игре есть ресурсы, какие функциональные распределения внутри команды. Ролевики сами бы разделились, а здесь - надо писать, иначе на это уйдет несколько часов.

Здесь нужно четко расписать действия: команда может действовать так, так и так, и никак иначе, иногда пошагово - несколько вариантов действий, из которых игроки выбирают свой вариант.

Пишете пример игрового письма - все письменно. Зачем письменно? Ваши заказчики обычно требуют письменного подтверждения того, что эта игра уже проводилась, причем успешно. Существует такой документ как акт приёмки. И все эти документы принимаются как доказательства.

Например: «На восьмом шаге барон Риоваль захватил Майлза» - как ни странно, это является доказательством, и на основании таких документов выплачиваются деньги.

Обязательно на каждом этапе регламентируйте время, потому что люди, которые не привыкли играть в ролевые игры, не могут его регламентировать. Обращаю ваше внимание на то, что отдельно надо продавать игру и отдельно методику её проведения. За разные деньги. Поскольку игру будете проводить не вы, нужно детально расписывать шаги: такое-то действие - такие-то ресурсы тратятся, такие-то последствия.

Игра, которую я привел для примера, должна была учить все упорядочивать, достигать целей и учить людей писать короткие служебные записки.

Обязательно дайте полный пример того, что им надлежит делать. Либо покажите видеоролик, либо подробно распишите пример игры. Рекомендую оперировать наличкой, т.к. это вызывает некий игровой ажиотаж, особенно если наличка оформлена красиво и прикольно.

Ещё раз обращаю внимание на то, что необходимо конкретизировать задачи для каждого персонажа и ситуации, дать определенный диапазон действий, потому что сами заказчики обычно до всего этого не додумываются из-за разницы в мышлении.

Для ведущего: первую фразу надо строить так, чтобы его успокоить, т.к. он будет проводить эту игру без вас - «Игра не такая сложная, все прописано, и предназначена она для старших классов средней школы, и т.д.». Если человек верит, что он может провести игру, то он, скорее всего, её нормально проведёт. Далее, поскольку человек не ролевик, ему нужно четко указать, что основная задача - не та, а эта, и т.п. И пояснения, которые должен знать только ведущий.

Игры для НКО - Некоммерческих Общественных Организаций.

НКО обычно чётко специализированы. Поэтому им нужны игры, которые дают абсолютно конкретные навыки и знания.

Данная игра сделана по заказу правозащитной организации, перед выборами. Как вы знаете,у нас на выборах стали устанавливать электронные автоматы для учета бюллетеней. Они (НКО) сделали очень чёткий заказ, описали необходимую игру.

Цели и задачи: основной целью является тренировка наблюдателей, освоение навыков контроля и обращение с электронными автоматами. Учтите, что сами заказчики так четко цели и задачи не сформулируют, вам придется формулировать их самим после разговоров, путем двухчасового вытягивания из заказчика ответов на ваши вопросы. Желательно на следующий день ещё раз убедиться, что ответы на ваши вопросы остались неизменными. Далее вы делаете файл с целями и задачами и показываете клиенту. Они говорят: да, это то, что надо!

Если заказчик хочет от вас слишком многого, делайте файл только с тем, что вы реально можете предложить - это будет называться «сужение области задач». Обязательно сформулируйте, что такое достижение игрового результата. Напишите все подробно, в том числе подробно опишите материальное обеспечение (оборудование), т.к. то, что для вас является естественным, не является таковым для заказчика.

Расписываются правила игры, игроки - все очень подробно. Детально распишите обязанности - кто, что должен фиксировать, как фиксировать, им не надо задавать сценарий - им надо задавать образ действий.

Даже если игра идет сутки, вы пишете хронометраж: «Первая минута игры, пятая минута игры и т.д.» Иначе происходит что-то страшное. Если игру проводите вы, все проще, но обычно заказчики пытаются сэкономить, и проводят игру сами, тогда и нужен хронометраж.

Детально расписываем игровые ситуации.

Игровые результаты - нужно знать, что клиент получит в результате, если все сделает правильно.

Нужная вещь - список сокращений, которые встречаются в описании игры,т.к. наши сокращения «РИ» и «боевка» для обычных людей нужно расшифровать.

Национальные и религиозные организации.

У этих организаций денег много, и дают они их достаточно легко, но здесь есть несколько опасных моментов.

  1. Обычно заказчик требует, чтобы игра была для народа X и моделировала

какой-то момент его истории. Почему-то заказчики не хотят пасторальных историй, а предпочитают переломные моменты - например, войну народа X с народом Y. При этом они требуют, чтобы представителей народа X играли сами представители народа X, то есть они сами, а народ Y они хотят, чтобы играл кто-то другой. Например, присоединение народа X к России. Игротехников по национальному признаку никто не набирает. Представьте себе ситуацию. По требованию заказчика вы имеете одну команду, которая говорит на языке X, и проникнута культурой народа X. Другая команда - команда игротехников, которые время от времени отыгрывают всяких бяк, и говорят на русском языке. Часто происходят совершенно идиотские ситуации. Ни в коем случае не соглашайтесь на то, чтобы с одной стороны были, например, ТОЛЬКО православные, а с другой - атеисты, мусульмане и т.п. Такая игра никакой пользы не принесёт. Обязательно нужно дробить состав участников, потому что потом вы не снимете этот «синдром привыкания» - то, что русские или народ Y - зло.

  1. Если игру заказывают религиозные организации, они часто требуют, чтобы игра была четко по Библии/Корану/Торе. Просят замоделировать какой-то кусок истории. Еврейская община заказывала нам игру об Исходе из Египта. Мы предложили им игру-выбор: остаться в Египте, либо договориться с властями об автономии, либо согласно истории уйти из Египта. Клиенты топнули ногой и сказали: только Исход, и никаких вариантов. Получилась не привычная нам ролевая игра с возможностью выбора, а игра «Зарница». Станция Первая - угнетение евреев, Станция Вторая - приход Моисея, Станция Третья - Исход евреев, Станция Четвертая - переход через море, Станция Пятая - встреча с блудницами (этот момент немало повеселил обе стороны), Станция Шестая - взятие Иерихона, при этом понятно, что Иерихон надо сдать, а стены его должны рухнуть, евреи должны победить. Эта опасность очень серьезная, и у меня эта игра оставила двойственное чувство - с одной стороны, заказчик выполнил свои обязательства, а мы свои, с другой стороны - можно было сделать игру гораздо лучше. Потом я уже научился убеждать заказчика не бояться отступать от истории, а играть всерьез, по-настоящему. Это гораздо интереснее.

Игры для частных фирм.

Частная фирма, связанная с атомной энергетикой, просила сделать большую ролевую игру с резким ухудшением экологической ситуации в условиях энергетического голода и нестабильной социально-политической обстановкой. Заказ был очень интересный. Мы сделали фантастическую игру о мире после Катастрофы.

В игре для частной фирмы с конкретной целью вы должны готовить кучу документов. Заявление Совета, Аналитическая Записка, и т.д., потому что работники фирм привыкли работать с документами, а не с живыми людьми, им так проще. Вы должны подробно описывать проблематику.

Загруз идет через документы. Расписывайте управленческую структуру, т.к. это управленцы, они должны знать, кто кому подчиняется.

Вводные - здесь их было 44 штуки. Обычно вводные - это какой-то художественно-лирический текст, здесь же все четко и сухо. Социальное положение, место жительства, насущные цели. Обязательно пропишите несколько целей. Когда игра большая, человек теряется - выделите ему несколько целей. Отношения - тоже выделены на начало игры: этому ты доверяешь, этот - твой подчиненный, этот тебе обязан, и т.д.

Информация - должна быть структурирована. Поскольку все игроки были новичками, мы подготовили «раздатку», которую назвали «речь перед строем». Перед игрой прошел семинар, на котором людей знакомили с тем, что такое ролевая игра. Что такое вводная, цель, успешность действий, игровая информация. Мы сделали даже абстрактный план действий для примера: переговорить, проверить документацию по проекту, запросить информацию, запросить из СБ досье такого-то, заручиться поддержкой такого-то, не допустить опубликования таких-то данных, и т.д.

Приходится особо напоминать о секретности личных вводных, а то народ начинает друг другу рассказывать: «Смотри, а я, оказывается, тещу топором зарубил!» «А я - шпион, прикольно!» После этого можно и не играть.

Пишете им напоминалку о том, что можно организовывать союзы и коалиции, а не играть «сам за себя», о том, что нельзя так просто убивать персонажей - они уникальны. Нужен запас вводных, не хватает людей - вводите игротехников, которые заодно являются провокаторами и оживляют игру. Опять уделяете внимание «внешней оболочке».

Расписываете повременно: сначала нужно сделать то-то, потом предложить то-то, потом принять такой-то закон. Пишете, что находится во власти игроков, а что нужно все равно сделать. Обратите внимание - на таких играх хорошо вводить игротехников или ведущих, как игроков которые не оказывают никакого влияния, например - руководители аналитической группы. У них нет денег, они не обладают властью, но они могут давать заключения и вбрасывать информацию, которая динамизирует игру, и в рамках игры ее завершать.

Не нужно говорить «игра закончена - время вышло», нужно завершать игру игровыми методами. Пока игра идет, они воспринимают игротехников, как «своих» - фирмы бывают большими, не все друг друга знают в лицо.

Коллеги

Играми можно меняться, игры можно продавать друг другу. Я заявляю, что игр мне постоянно не хватает - я их продаю, и мне нужны новые. У меня проходит лагерь «Приключение», где две недели люди постоянно играют, мне нужно минимум десяток игр на это время. Я либо играми меняюсь, либо готов их покупать за деньги, при условии, что игры хорошие. Мы выбираем знакомого третейского судью, который подтверждает, что игра хорошая, тогда я плачу деньги. И вам советую меняться играми - самый простой способ.

Учебные заведения

Покупают ролевые игры довольно часто, но им нужны обучающие игры, и они часто проводят срез. Они говорят, что заплатят деньги, если проведут контрольную и увидят, что теперь студенты знают творчество Канта лучше. Тот факт, что студенты нефтяного института вообще до нашей игры не знали, кто такой Кант, их не волнует.

С ними нужно очень четко подписывать договор - что является критерием того, что игра прошла успешно.

Сейчас Университеты пытаются привлекать студентов, искать какие-то новые формы работы. Ролевая игра - это то, что способно подготовить студента к конкретной работе. Более того, в Москве, у нас и еще в ряде мест разработаны игры, которые позволяют предприятиям подобрать именно тех студентов, которые им нужны, согласно тем качествам (компетенциям), которые нужны в этой специальности. Например, для этой специальности коммуникабельность должна быть - 6, лидерство - 2, и т.д. Проводится ряд игр, в которых выявляются компетенции человека. В конце вы говорите: вам нужен Иванов, Петров и Романова, а Сидоров и Васечкин не нужны. Вуз получает «техпаспорт» студента и понимает, куда его можно пристроить, предприятие получает специалистов, а студенты узнают много нового и понимают, куда они могу пытаться устроиться на работу. Обычно эти вещи оплачивает предприятие - вы только приходите в вуз и договариваетесь об этом.

Государство

С государством очень тяжело. У нас была одна прекрасная сказка. Госдума заказала нам с Сергеем Переслегиным игру «Мир в первой четверти XXI века».

Цель - моделирование политической ситуации в РФ в первой четверти XXI века и игроки должны были представлять собой экспертов, точнее, каждая команда должна быть суперэкспертом. Эксперты - внушительный список историков и политологов, должны были участвовать писатели, причем всерьез обсуждалось, будем ли мы привлекать из США Буджолд или не будем. Планировалась стратегическая игра - в команде один политик, один писатель, один историк и один игрок.

1,5 - два месяца все было хорошо, мы успели съездить в Москву, поучаствовать там в каком-то семинаре, создать какие-то документы. К сожалению, пока мы ее делали, прошли выборы, и проект заморозили.

Как мы будем игры продавать?

Сначала надо обосновать, зачем клиенту ваша ролевая игра. Вы пишете документ, где описываете проблематику заказчика. Потом пишете: для решения этих проблем необходимо применение интеллектуальных технологий. Потом пишете большими буквами: РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ИМЕННО ТАКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ, и пишете, какие именно плюшки дают ролевые игры. Кроме этого, ролевая игра может быть использована для того-то, для того-то и т.п. В заключение, описываете трудности, которые могут возникнуть, и выход из этих трудностей.

Кроме обоснования, вы должны представить методическое обеспечение. Если нет своего, просите кого-то дать их методичку и указать среди регалий авторов членство, например, в вашем клубе. То есть вы должны показать, что вы уже делали игры, и делали их успешно.

Еще вы должны принести рекомендацию -«Я, Вася Иванов, делал игры для Госдумы, ФСБ и Пентагона, вот подписи».

Никто не тратит времени много, читают максимум одну страницу, поэтому ваша презентация должна быть максимально яркой, емкой и красочной.

Юридическое оформление - договор. Желательно его не расписывать, а сделать максимально коротким. Договор возмездного оказания услуг - проведение фестиваля (тренинга). Лучше словосочетание «ролевые игры» не писать, замучаетесь потом объяснять. Вы обязуетесь обеспечить организацию и проведение в срок, предусмотренный договором, а Заказчик - оплатить его в срок. Порядок расчетов, ответственность сторон, реквизиты - все очень коротко.

В приложении - стоимость услуг, срок проведения - такой-то, срок оплаты - такой-то. Обычно срок между предоплатой и проведением - не меньше месяца, т.к. организация, что ролевой игры, что фестиваля - дело очень трудоемкое, поэтому требуйте предоплату.

Проблема копирайта

Если заказчик покупает игру, вы оговариваете, что вы даете право на проведение и использование этой игры, но не продаете ее, т.е. заказчик везде должен указывать, что автор игры - Вася Иванов из Уфы. Бесполезно запрещать копировать и продавать игру - все равно скопируют и перепродадут, обычно заказчик круче, чем вы, поэтому судиться с ним бесполезно, еще и заказчика потеряете. Поэтому можете указать, что игра сделана только под заказчика, он может делать с ней все, что хочет, только пусть не забывает указывать вашу фамилию.

Перспективы

Наиболее перспективными я сейчас считаю игры для ВУЗов, они могут платить мало, зато постоянно - например, игровое сопровождение целого спецкурса.

Перспективна работа на НКО, т.к. у них есть гранты, деньги не их собственные, их не жалко, они даже могут заранее заложить расходы на игру под какой-то грант.

Частные фирмы рассматривают игру скорее как корпоративчик, чем как обучение, мне проще договариваться с большими тренинг-центрами на серию каких-то тренингов.