Краткий обзор истории ролевых игр на юге России и их актуального состояния — различия между версиями

Материал из Ролевая Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск
(Игры)
(ссылка на сайт книги)
 
Строка 1: Строка 1:
 
'''Авторы:''' ''Дмитрий Селин (Abdula), Александр Чопик (Чопик)''
 
'''Авторы:''' ''Дмитрий Селин (Abdula), Александр Чопик (Чопик)''
 +
 +
''Статья вперые была опубликована в книге [http://rpg.ru/book Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя там]''
  
 
В этой статье хотелось бы сделать небольшой экскурс в прошлое и настоящее ролевых игр на юге России и, если удастся, заглянуть в будущее.
 
В этой статье хотелось бы сделать небольшой экскурс в прошлое и настоящее ролевых игр на юге России и, если удастся, заглянуть в будущее.

Текущая версия на 10:16, 23 мая 2014

Авторы: Дмитрий Селин (Abdula), Александр Чопик (Чопик)

Статья вперые была опубликована в книге Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя там

В этой статье хотелось бы сделать небольшой экскурс в прошлое и настоящее ролевых игр на юге России и, если удастся, заглянуть в будущее.

Под югом в первую очередь мы подразумеваем Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края. Именно в этих регионах движение оформилось и стало заметно отличаться от спорадических очагов, например на территории Кавказских республик. Волгоградскую область и Астрахань мы исключили, хоть они административно входят в ЮФО, но ментально и культурно тяготеют к Волжскому региону и их история иная.

Как все начиналось

Разрозненное увлечение ролевыми играми на юге начало оформляться в ролевое движение к 1995 году. Этот процесс шел параллельно в двух крупнейших городах: в Краснодаре и Ростове-на-Дону.

В Краснодаре фентези-клуб был организован в декабре 1995 года, все начиналось как создание места, где любители фентази могут обмениваться своими впечатлениями о литературных произведениях в этом жанре и самими книгами. Уже в январе 1996 весь Клуб поделился на 5 государств в основном монархического или теократического уклада: Перунию, Земли Хаоса, Даркленд, Ванахейм и Андор.

Из самих названий становятся ясны книжные предпочтения населения этих государств. Андор тяготел к творчеству Толкина, Ванахейм – героическая фентези в стиле Конана – варвара, Даркленд и Земли Хаоса – темная сторона силы, ну а властители Перунии произрастали из отечественных языческих корней.

На базе этого разделения были проведены первые кабинетные игры. Каждое государство предоставило свои географические карты с провинциями и ресурсами, за которые, в сущности, и велась многоходовая война «все против всех». Заключались и распадались альянсы, вступали в бой маги и вводились на территорию войска. Маги наносили удары, зачитывая отрывки из книг, удар считался отраженным, если противник узнавал произведение и автора.

Со временем были придуманы правила боевых взаимодействий, которые проходили в виде настольной войны, чем-то похожей на Вархаммер (о нем тогда мало кто знал). Эти игры проходили регулярно, по пятницам в течение года, плавно переходя одна в другую. Но этого показалось мало, и народ захотел попробовать себя в реальном бою.

Двое активистов (Чопик и Дима 5:0), озадаченные данной проблемой, начали искать место для полигона в черте города, но без большого количества праздно шатающихся граждан. В итоге оно было найдено – Дендрарий Сельскохозяйственной академии, которому было присвоено гордое название Талион. Первая клубная игра проходила 21-22 июня 1997 года в Талионе. В нем же проходили и многие последующие ролевые игры.

Самое интересное, что в отличие от «классических» клубов, в Краснодаре фентези-клуб приютил любителей различных жанров и направлений фантастической литературы, компьютерных и даже настольных игр.

На одной из проводимых игр присутствовал человек из Ростова-на-Дону, который рассказал краснодарцам о Военно-историческом клубе РГУ, то есть о ролевиках из Ростова, что положило начало долгой и успешной дружбе, а также многим совместным проектам. Так как в то время понятие «интернет» было условным, то все контакты велись путем телефонных переговоров и личных встреч. В общем, электричка Краснодар-Ростов почти каждые выходные возила делегатов туда и обратно.

Первой совместной игрой была «Замок Бриль», организованная мастерской группой Литературно-игрового проекта «Эскалибур» РГУ, которая проходила в Орловском лесхозе с 1 по 3 мая 1998г.

Игра прошла не без сюрпризов, но успешно, так что она укрепила наши взаимоотношения еще прочнее.

Дальше были совместные БЛИКи (большая летняя игра Ростовского клуба) и БЗИКи (большая зимняя игра Ростовского клуба) и многие другие игры с участием ролевиков Ростова и Краснодара.

Все мы подозревали, что где-то на просторах России проводятся ролевые игры, что есть аналогичные тусовки, но у нас тогда не было возможности контактировать с ними и мы развивались независимо, проходя через типичные ошибки, повторяя успехи.

Надо сказать, что в Ростовском клубе ситуация была аналогична Краснодарской. Он состоял из довольно разношерстных команд, придерживающихся разных стилей игры и имеющих различные предпочтения. Можно выделить команду эльфов во главе с харизматичной Тенью, команду славян, новочеркасский клуб «Тропа соцветий».

В Краснодаре основные направления, заложенные при создании клуба, и деление на условные государства продолжали развиваться и трансформироваться. В итоге аудитория поделилась на приверженцев сплава славянского фентези с славянскими языческими практиками и любителей разношерстного фентези. Каждый хотел играть в свое и дабы избежать раскола, родилась идея проведения совместной славянско-эльфийской игры «Рубеж».

Первым мастером «Рубежей» был Мамонт, которому активно помогала инициативная группа из потенциальных капитанов команд Славян, Гоблинов и Эльфов. В основном все свелось к описанию мира, где такое взаимодействие возможно, а также к основному правилу – «на игре возможно все!», при условии одобрения мастерами, непротиворечивости концепции сеттинга и готовности команды расплачиваться за свои ошибки.

Эта безумная идея, как ни странно, дала хорошие результаты, и «Рубежи» проводились на протяжении 3-4 лет подряд и имели огромный успех, хотя и требовали от мастеров большого количества личного времени и самоотдачи. Апофеозом серии стал «Рубеж-3», собравший около 200 человек со всего юга России и Черноземья, главным мастером на котором был еще юный Абдула. На третьем проекте серия закончилась, хотя на рубежном движке и его материальных активах год спустя два мастера, Фесс и Мегавольт, провели игру «Долина павших героев».

Южнороссийские игры долго были посещаемы только местными игроками, людям из других регионов России сложно было приезжать на наши мероприятия.

Выезды на общероссийские игры первыми совершили команды из Ростова.

Характерной чертой командных выездов являлось деление по принадлежности к тому или иному городу. Смешанные команды или команды отдельных клубов практически не выезжали. Чемпионом выездов на всероссийские игры и исключением из правил можно уверенно назвать Ростовскую Тень и ее команду эльфов, регулярно выезжавших на ХИ и ряд крупных проектов.

Но в 2000 году наконец-то подтянулись и краснодарцы, выехав на «Ангмарские войны» в Нижний Новгород. За это стоит благодарить появившийся интернет, мастерскую группу «Иноземье» и лично Волчонка Яр. Игра прошла для южной команды очень удачно, и на следующий год был выезд в Воронежскую область на игру «Тьмутаракань», а в 2002 был крайне успешный выезд в Екатеринбург на ХИ 2002.

Традиция выезда «в Россию» была положена и представителями краснодарской тусовки, которые добирались даже до таких удаленных проектов, как «Чикаго» питерского Динальфа, «Волки Одина» и пиратку Ратимира под Саратовом.

В самом начале 2000-х количество клубов на юге, занимающихся различными формами РИ, сильно прибавилось, чему во многом способствовала экранизация трилогии Толкина «Властелин колец». Классический образец подобного объединения – Новороссийский клуб «Орочья слобода». Но были и другие интересные примеры: клуб КРИК из Краснодара, зародившийся в 1998 как небольшое сообщество игроков в AD&D, довольно быстро резвившийся и ставший, по сути, городским клубом настольных ролевых игр. К 2003 в клубе участвовало более десятка мастеров и около 30 игроков. Использовалось большое количество настольных систем и сеттингов. Клубом в 2003 была впервые проведена городская однодневная игра в стиле киберпанк с применением страйкбольной пневматики, и последовавшее продолжение в виде городской игры «Голгофа».

Период после 2003 года можно назвать началом серьезного упадка в мире южных РИ.

Основные тусовки пережили период взросления, некогда юные толкинисты выросли, закончили институты, женились и завели детей. Клубы существенно поредели. Большое количество активных участников занялось новыми, ставшими теперь более доступными для широких масс увлечениями: Вархаммер, страйкбол, реконструкция.

Стоит отметить появление нескольких стационарных клубов для настольных тактических игр в Ростове и Краснодаре, нескольких страйкбольных команд, существовавших и ранее, но значительно расширивших свои ряды. И особенно появление в Краснодаре южного отделения клуба Берн, которое возглавил некогда тусовавшийся в Талионе и играющий в настолки, Цырлыг. При поддержке единомышленников из Ростова в ближайшие годы произошла серьезная трансформация ролевиков в реконструкторов. Берн задал высокие стандарты, и уровень стремительно начал приближаться к московскому. Достаточно показательно, что в 2006 г. основное общение большинства южных ролевиков проходило на форуме портала rolevikov.net, ныне почившем, трансформировавшимся из домашнего сайта Ростовского клуба «Цитадель», где основной темой общения была реконструкция, а в уголке ютились эльфы и орки, периодически подвергавшиеся насмешкам.

Главный и типичный ролевой сериал средины 2000х – цикл игр «Батертаун» от мастера Манашила, проходивших в формате «ролевого фестиваля».


Наши дни

К концу 2000-х, в связи с все большей доступностью интернета и увеличения его скорости, особенно в маленьких населенных пунктах, почти в каждом районном центре появились свои мини-команды или сообщества ролевых игроков. Зачастую им приходилось проходить длинный путь эволюции практически с нуля. К сожалению, передача традиций и знаний от старших и более опытных товарищей практически отсутствовала. В меньшей степени это было выражено в Ростове, а значительнее – в Краснодаре.

К 2008 году накопленный потенциал оформился в организацию и проведение первого южного конвента "Юркон".

Это была первая и, можно сказать, довольно удачная попытка собраться многочисленным и сильно разрозненным любителям РИ на юге.

Конвент проходит в городе Армавир Краснодарского края и входит в кольцо конвентов с 2009 г.

Сейчас на пространстве южных РИ творят много мастерских групп. Из них стоит выделить следующие: МГ «Дом Ривендейл» (Краснодар), МГ «Тарион» (Краснодар), МГ «О.Р.К.И.» (Ростов), МГ «Венсен» (Ростов), МГ «Феникс» (Ставрополь), МГ «Эльтра» (Ростов), МГ «Зеленолесье» (Краснодар). Все вместе они образуют объединённую мастерскую группу ЮФО. Плодом деятельности этой объединённой МГ стала, например, игра «Темная башня», прошедшая на турбазе в Краснодарском крае и сделанная по стандартам игр московского региона. Инициатором проекта является клуб «Дом Ривендейл» из Краснодара – пример мультиформатного клуба, одного из немногих сохранивших преемственность от фентези-клуба, занимающегося исторической реконструкцией, проведением балов и выездами на крупные российские проекты.

Именно оттуда и вносятся в Южный регион новые веяния и подходы в проведении РИ.

Первым успехом российского масштаба можно назвать победу промо-ролика, рекламных постеров и костюмированной презентации к проекту «Темная Башня» на Зилантконе 2011.

Особенности южных РИ

Культовыми полигонами на юге по праву можно считать: полигон Орловский лесхоз под Ростовом и полигон Ставропольские поляны под Краснодаром. Именно на них разворачивалось действие основных ролевых сериалов конца 90-х начала 00-х, игр «Блик» и «Рубеж». Особенности этих полигонов и ландшафтов на юге породили ряд отличий южных РИ.

Не секрет, что в степях Ростовской области и Краснодарского края практически нет лесов, а те что есть, представляют собой рекультивируемые маленькие зеленые островки, организованные в лесхозы, достаточно хорошо охраняющиеся и живущие по строгим правилам лесопользования. То есть строяк на них жестко ограничен: любое срубленное дерево могло оказаться большой проблемой для мастеров и почти стопроцентным закрытием полигона для последующих игр.

Именно такие условия характерны для полигона Орловский лесхоз, если не считать ряда забавных случаев вроде того, как на игре «Блик» за ночь из бревен, напиленных лесниками, краснодарская команда построила трехметровую боевую стену и штурмовой коридор. Тем самым она создала прецедент игровых крепостей, не поддающихся взятию, который они не раз повторили на других российских играх. Имела место так же отстроенная ростовчанами крепость из мешков с песком.

Но в основном игровой строяк являл собой засеки, которые должны были задержать противника.

Полигон на Ставропольских полянах сильно отличается от ростовского. Находясь в 30 км от Краснодара, на территории заброшенного лесничества в живописных предгорьях, он покрыт густым лесом и скрывает небольшое ущелье, в котором протекает ручей. Но и здесь построиться не получалось: мешали этому тяжелые грунты (скальный грунт начинается уже после углубления на 20-30 см.) и почти полное отсутствие хвойных пород древесины. А тот лес что есть, использовать практически невозможно: попробуйте спилить или вбить гвоздь сотку в граб или дуб – согнется после погружения на 3-5 см.

Сейчас существует действующий полигон, расположенный возле Ставрополя, представляющий из себя лес, в котором есть возможность оставлять игровые строения. Он использовался для проведения южной игры по миру Мартина.

Ряд особенностей возник благодаря климату. Основная масса РИ конца 90-х проходила весной, в основном в мае, или же осенью, за исключением ряда ростовских игр. Очень жаркое лето создает сложные условия для игроков, когда они в жарких костюмах или доспехах. Пересыхают ручьи, лишая полигон воды, и тем самым практически останавливают сезон в начале июня!

Зато полигоны южного округа лучше подходят для проведения игр соответствующей тематики: Греция, Египет, Рим и прочих.

Отсюда предпочтение южных игроков, особенно краснодарцев, легким доспехам, древковому или дистанционному оружию. В Ростове, наоборот, всегда было много любителей "консервов", в которых они погибают на солнцепеке. Здесь хочется упомянуть о любви южных ролевиков к дюралевому оружию – это тренд, существующий и поныне. Одна из причин – отсутствие местного производства стеклотекстолита.

Здесь также можно встретить деревянное оружие: например, мечи из бука, в свое время сильно удивлявшие аудиторию ХИ.

В качестве завершения хочется поблагодарить мастеров и игроков, помогавших в сборе материала, и пригласить ролевиков из других регионов на проекты мастерских групп южного округа.

Игры

  • Замок Бриль. 1998. Южный регион. МГ литературно-игрового проекта «Эскалибур» РГУ (Ростов-на-Дону).
  • БЛИК и БЗИК. 1998-2001. Южный регион. Различные МГ Ростова-на-Дону
  • Ангмарские войны. 2000. Центральный регион. Эвелин, Морита, Хадин
  • Тьмутаракань. 2001. Центральный регион. МГ «Великая степь»
  • Рубеж-1. 2001. Южный регион. Мамонт и Хок
  • Рубеж-2. 2002. Южный регион. Мамонт, Абдула, Локи
  • Хоббитские игры. 2002. Урал. Динка, Екатеринбург и ко
  • Рубеж-3. 2003. Южный регион. Абдула, Мегавольт, Спуик, Локи
  • Долина павших героев. 2004. Южный регион. Фесс, Мегавольт
  • Голгофа. Городская игра. 2004. Южный регион. Крик, Абдула, Арису
  • Чикаго. 2004. Северо-западный регион. Динальф и ко
  • Пираты. 2004. Поволжье. Ратимир и ко
  • Батертаун. 2004-2012. Южный регион. Манашил
  • Темная Башня. 2012. Южный регион. Прыгунова Д. (Диар) и Рядчиков И. (Ярвин) 2012. — http://www.thedarktower.pro/node/19