К вам нагрянул журналист — различия между версиями

Материал из Ролевая Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск
 
м (1 версия импортирована)
 
(нет различий)

Текущая версия на 11:54, 5 января 2015

Автор(-ы): Еля Карева, Андрей Масленников

20 июня 2008 года.

Огромное спасибо  за  разрешение  на эту публикацию авторам нижеразмещенной «инструкции по использованию», российским журналистам Елене Каревой и Андрею  МАСЛЕННИКОВУ.


Инструкция по использованию

 


Одна из главных причин, почему  о вас плохо пишут в прессе - 


не тупые журналюги, а вы сами!



Андрей Масленников,

журналист АиФ и начинающий ролевик



Не будем снова поднимать вопрос: надо ли нам "светиться в СМИ". Тот, кто не хочет, чтобы в ролевиков тыкали пальцами, кто не желает стыдиться своего хобби и спокойно говорить работодателю "Я ролевик", наверняка понимает, что во многом общественное мнение о нас создает пресса. СМИ интересуются нами не потому, что хотят сделать нам пиар, а потому что нами интересуется общество. С этим ничего не поделаешь. Остается только два пути: или держать круговую оборону и Никому! Ничего! Никогда! о себе не рассказывать (но тогда они ТАКОГО понапишут, что нас и впрямь будут считать сектой). Либо мы будем грамотно обращаться с журналистами и получать благожелательную прессу, которая позволит нам спокойно существовать в этом обществе.



Эльфы-по-жизни и люди, которые стремятся эпатировать публику, взрывать мир, свершать революции и скидывать Пушкина с парохода современности могут этих советов не читать.



Итак, наши заметки о типических особенностях журналистов и о том, как их использовать в своих интересах.



В качестве соавторов выступают Андрей Масленников, внештатный корреспондент АиФ и Елена Карева, журналист с десятилетним стажем, член Союза журналистов России



Главное: никогда не оставляйте журналистов без присмотра. Найдите человека, который будет им гидом (и одновременно стражником). Всегда контролируйте ситуацию с бегающими туда-сюда журналистами.



И помните эти нехитрые положения:



1. Журналисты любопытны



Они постараются влезть в щель, ежели будут считать, что именно там, в щели, прячется интересная информация. И быстро остывают, если видят, что ничего особенно необычайного и сенсационного нет.



Как использовать?



Показывать полную открытость, не делать вид, что вы чего-то скрываете. Легко соглашаться на интервью, на показ костюмов, оружия. Действовать под девизом Голованов "Мы любознательны, но вовсе не любопытны". (А. и Б. Стругацкие). Показывать много правды. Показывать только правду. Никогда не показывать всю правду. Жаждущий сенсации журналист,  конечно,  разочаруется, но из профессионального долга все-таки сделает репортаж. И лучше, если он будет ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ.



2. У журналистов никогда не хватает времени



Особенно, это касается телеоператоров и репортеров новостных изданий. Они норовят за полчаса "отстреляться" и рвануть дальше, к новой новости.



И слава богу! Чем короче будет их визит и полнее положительная информация, тем меньше незапланированного они напишут о тех вещах, которые нам совершенно незачем афишировать. О пьянках, о курении (не говоря о чем похлеще!), о неврастенических мальчиках и истеричных девочках, о травмах и сварах.



Как использовать?



Быстро водить их по "фасадным" местам. Показывать как бы невзначай интересные кадры. Обязательно подсовывать к микрофону не кого попало, а только людей, нормально выглядящих, серьезных на вид и языкатых. Если уж требуется человек в костюме, то это должен быть богатый наряд или доспех, но никак не занавеска. И непременно упомяните, сколько стоит пошить такой вот прикид.. Ни в коем случае не следует приглашать их на все мероприятие, особенно с ночевкой! Разве что тех журналистов, кого организаторы лично знают и уверены, что они напишут только хорошее.



3. Журналисты любят чего-нибудь новенькое, необъявленное



И потому слетаются на необычное мероприятие стайками. Обычно в разное время, как попало, без разрешения, аккредитации. Услышали из третьих рук v и прибыли.



Как использовать?



Самим пригласить красиво журналистов из различных СМИ, сообщив им обязательно, что это интересное и некоммерческое мероприятие. Удивить при звонке в редакцию количеством городов и участников. Пригласить только на конкретные красивые действа -  бал, рыцарский турнир. В случае, если вы приглашаете их на игру, то зовите на парад... и только.



Но! Постарайтесь (и не только для журналистов), чтобы мероприятие началось ВОВРЕМЯ! А то знаем мы эти открытия игр, которые задерживаются на час, два, три, сутки!



4. Журналисты - лентяи



Они любят, чтобы им была предоставлена достаточная инфа для того, чтобы написать статью, а лучше и вовсе заготовки, которые можно потом целиком использовать для статьи.



Как использовать?



Для этого лучше всего составлять специальный "пресс-релиз", в котором есть следующая информация:



- что у вас за мероприятие



- что такое ролевые игры.



- по каким причинам в них играют.



- сколько человек приехало к вам из скольких городов (из каких городов)



- и т. д.



Чем больше будет нейтральной и положительной информации в пресс-релизе - тем лучше. Лучше всего каждому из журналистов дарить распечатку данного релиза и бесплатно прилагать дискетку с ним же. С улыбкой предложить это использовать при желании без опасения плагиата. Тогда больше всего шансов, что будут использованы большие куски вашего "положительно настроенного" текста. Только пусть ваш текст содержит не скучный "канцелярит" (журналист начнет "переводить" его на газетный язык и может написать невесть чего), а нормальный интересный слогтекст.



5. Журналисты любят цифры



Цифры в любом репортаже придают вескость высказываниям и ценность информации.



Как использовать?



Цифры очень нужны. Количество участников мероприятия, размер взноса, цену платья, количество колечек в кольчуге. И побольше, не стесняйтесь. Люди инстинктивно уважают большие числа. Только постарайтесь согласовать хотя бы базовые количественные показатели, поскольку разнобой в этом бывает неприятен.



6 (дополнительно и необязательно) Журналист вечно голоден



То есть это не совсем так, но от бесплатного бутерброда, поданного как бы невзначай, становится как-то теплее, что ли.



Как использовать



Не подумайте, что журналюгу можно купить за сосиску, но угощение - хотя бы поданная от души кружка чая у костра - всегда смягчает отношение. Особенно, если его при этом к тому костру посадить и дать еще сухарик там, или сушку. А при имеющихся ресурсах - и глоток водки. Журналист, тяпнувший водочки, вряд ли будет писать о повальном пьянстве на игре. Психология!



Только не переборщите: не надо совать бутерброд и стопку прямо в камеру. Дождитесь минутки расслабления, а там и угощайте, если есть чем.



Если нет - и не надо.



7. Журналисту нужна "фишка"



Это может быть интересная байка, понятная стороннему читателю. Занятный фактик. Сенсационная подробность.



Как использовать?



Хорошо бы у вас были байки-фишки на местном материале. Юмор с игр. Анекдот о взаимодействиях цивилов и ролевиков. Рассказ об участии в Дне города, поданный в юмористическом плане. В общем, что-то интересненькое. Только перед тем, как эту смешную историю с игры рассказывать прессе, проверьте ее на "цивилах". Юмор-то у нас специфический.



Если ничего такого у вас нет, журналисту придется самому "оживлять" свой материал. А из этого ой сколько неприятностей проистекает!



8. Журналисту нужен видеоряд



Очень хорошо, когда фотографу есть чего щелкнуть, а оператору  чего поснимать.



Как использовать?



Приглашая СМИ, найдите пару красивых альбомов (или дискетку) с фотографиями с ролевых игр. Соберите красивое оружие и доспехи. Предложите репортерше самой примерить шлемкольчугукорону. Дайте журналисту в руки меч, щит, шпагу (типа "взвесьте!"). Действует! Они как дети (и как мы с вами) любят красивые вещи.



Во время игры напрягите нескольких ваших друзей показать поединок или "объяснение в любви" - на что уж уболтаете. На особо стеснительных напяльте маски - тоже красиво. Но еще лучше - купите фангорновские кассеты с клипами. Действуют они БЕЗОТКАЗНО! Я сама на полудюжину передач по ТВ всегда привозила клипы. Они шли перебивкой, задним фоном, красивой картинкой. Просто кассеты с фильмами не годятся, нужны именно красивые выборки под музыку... Фангорн знает, что делает, когда собирает самые лучшие кадры в единый видеоряд.



9. Журналисты необязательны



Они ни за что не пришлют вам свою статью "на утверждение", даже если пообещают. Потому что забудут. Или не найдут нужным. По себе знаю - пока герой статьи сам не напомнит, то я поставлю точку в тексте, отправлю редактору и забуду об этой теме начисто.



И еще ОНИ ЗАБЫВАЮТ ВЕРНУТЬ КАССЕТЫ И ДИСКИ. Я так понимаю, что не по жадности, а по безалаберности. И это ужасно.



Как использовать?



Использовать это никак нельзя. С этим можно только бороться. Запишите телефон редакции. Телефон журналиста. Рабочий, домашний и сотовый. И требуйте статью на прочтение. Материал на просмотр. И ОСОБЕННО вашу собственность. А то рискуете потерять ее в недрах СМИ.



10. И, наконец, истории из жизни.



Журналист задает вопросы.



Он будет их задавать и будет желать получить ответ. Уж извините. При этом он будет задавать такие вопросы, которые большинству из Вас покажутся идиотскими.



Примеры от Андрея Масленникова



Как надо поступать с журналистами

Денис (Дэн Брусницын, организатор СибКона. Прим. Ред.)  - администратор. Очень усталый, если не сказать измученный, человек. Вежливо и предупредительно отвечал на любые, самые идиотские вопросы. Отвечал спокойно, умно и правдоподобно. Если не мог ответить или у него не было времени - посылал или даже провожал к тем людям, которые на них ответить могли. Помог много.



Как не надо поступать с журналистами

Некий "джентльмен". Его я вежливо попросил ответить на один вопрос. Он вежливо согласился. Я, представившись как журналист из АиФ, задал типовой для журналиста вопрос "Почему Вы играете в ролевые игры?"  Естественно, вопрос показался полным идиотизма, и он начал плести всяческий бред - который обычно и приписывают "толкиенутым", - пытаясь откровенно поиздеваться над "недалеким писакой" и "подлым журналюгой". На мой искренний вопрос,  "считает ли он меня таким лохом, который действительно поверит в этот бред?" достопочтенный сэр сообщил мне, что "он этого еще не сказал". На том мы и закончили беседу.



Первоначально я подумал, что этот человек из "околоролевой тусовки", но меня заверили, что он самый, что ни на есть ролевик, да еще и со стажем, и имеющий среди Вас некоторый авторитет.



Любой другой журналист, с которым так исчерпывающе "пообщались", в 10 из 10 случаев напишет разгромную статью о Сибконе. Просто затем, чтобы отомстить этому "бычку". Поведение неумное и недостойное рыцаря, коим он, вероятно, себя считает, да и вообще просто человека. А написать негативный материал было легче легкого - здесь и ненормированное пьянство вылезет, и пропажа вещей, и "околоролевая тусовка"...



Надо сказать, что тот джентльмен при дальнейшем знакомстве оказался очень замечательным человеком, но это потому, что я с ним решил дальше познакомиться, и это выяснил. А другой журналист не будет дальше знакомиться...



Примеры от Ели



Как надо поступать с журналистами

Я априори считаю их людьми в большинстве своем умными и отношусь с уважением, которого заслуживает любой профессионал. А еще я беру их как бы "в союзники". Это делается просто.



Вы сокрушенно, но не без юмора рассказываете им, что другие, не очень разбирающиеся в деле, журналисты, норовят ухватить только пену, жаждут только сенсаций. И потому рисуют нас, бедняжек, сплошными идиотами (все это говорится с грустной улыбкой), которые с деревянными мечами бегают по лесам. Конечно, это делают только те работники СМИ, кто не желает вникать в суть явления. А ведь на самом деле, все немного иначе. И мы очень страдаем от журналистов-непрофессионалов. Наш собеседник внутри себя отмежевывается от образа "плохого журналиста" и готов "вникать в суть". После чего его надо брать тепленьким. На самом же деле мы, ролевики -  успешные активные ребята (тут ваш голос повышается до бодрого)! И выбираем это интересное модное хобби, потому что оно помогает быть успешным в жизни. Лучше на игре, чем на игле! Природа! Спорт! Свежий воздух!



И далее,  по тексту. Поднимите «Катехизис», http://www.almateen.freenet.kz/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=304 там этого добра полно.



Как не надо поступать с журналистами

А вот не надо показывать им наших "дивных". И разговоры с "эльфами по жизни" посильно надо пресекать. И дразнить их журналюгами не надо. Они обидчивые и злопамятные. Вон Михаил Успенский - какая фигура! - всего один раз с толкинистами пересекся (на "Аэлите", кто знает). Увидел, как они за кого-то там не вступились, послушал понты - и помните, как про "Толкун-книгу" в книжке "Там, где нас нет" написал?



Нам это надо?!



Желаем вам успехов в борьбе за доброе имя ролевиков в массовом сознании. Давайте создавать поле доброжелательного отношения к играм - и всем от этого будет легче.



Приложение



Если у вас нет какой-нибудь своей Фишки-Байки, ориентируйтесь на наши.



Байка О Плотах



Раздольскую крепость строили на берегу, и вокруг кипела жизнь: все куда-то шли, что-то строили, только Колобаев-Элронд, владыка эльфов, стоял как волжский утес, маясь похмелюгой. И тут приплывают по реке сверху два плота, с них сгружаются туристы, и их старшой идет к Колобаеву кaк к единственной неподвижной детали пейзажа, на ходу начиная орать, что это их место, что они тут, можно сказать, всю жизнь провели, а "вас здесь не стояло".



Колобаев внимает в полнейшей прострации минут десять, потом снимает с пояса рог и трубит сигнал тревоги. На стенах появляется десяток лучников со стрелами на тетивах, из ворот выбегают мечники, слева наступает, гремя доспехами, гномья фаланга, а справа,  из кустов, с воплями вываливается толпа орков, которым, в принципе, тут не место, нo охота поприкалываться.



Эпилог. Туристы молча грузятся на плоты и уплывают обратно, тo есть, вверх по течению. Плоты с такой скоростью не плавают!



Байка О Глюках



Когда-то, на заре игровой эпохи, костюмы были сильно приблизительными. Это сейчас сплошной выпендреж. А тогда и джинсы зазорны не были. Но кольчуги, шлемы, мечи и арбалеты -  просто, кaк настоящие. Так вот. Команда эльфов заключила союз с двумя командами гномов. Против людей, которые нагло сперли из гномьей пещеры сокровища. Вышли целой толпой на поиски врага. Полигон незнакомый, вечер уже. Идут, осматриваются. Внезапно вверху раздается шум. На ветвях сидит какой-то тип. Эльфийский вождь к дереву подходит. "Ты кто такой?" -  спрашивает. Этот, который наверху, затрясся. "Я, - отвечает, - человек". "О! ? радуются все.  Ты-то нам и нужен. Слезай!" Но человек,  вместо того чтобы слезть, потаращился, вылупив глаза на средневековое вооружение, на блестящие мечи, на доспехи, и, наконец, понес нечто совсем несуразное: "Я человек. Я с земли". И вдруг заорал вo все горло: "Милиция!"



Оказалось, сидел себе парень на дереве, черемуху собирал. "Тьфу ты, глюк!" - плюнули гномы с эльфами и пошли искать настоящих людей. И даже пeрeд парнем не извинились.



Байка О Финнах



Лето 1997-го. В Финляндии - игра по завоеванию Англии. К малочисленным и довольно слабым саксам попали семеро наших железячников - круто задоспешенных парней. А у этих финнов есть традиция: начало игры - театралка, снимается на ТВ и т.п. Наши об этом не знали. Короче, картина: подплывает драккар, с него на берег, размахивая топорами, выпрыгивают злобные норманны, а саксы, зная, что это театралка, ничего не предпринимают. И тут-то наши ребята с криком "Мать вашу, что ж вы застряли!" ломанулись вперед. Несколько минут на поле брани стоит пыль столбом, потом она рассеивается, и всем становится ясно, что Англия уже никогда не будет завоевана, ибо завоевывать ее некому.



Финны сильно обиделись и наших иначе кaк mad russians не звали





Текст был  нами  накопан в

нижегородской общетусовочной газете «Молодежная стрелка».

№ 12 (154), июнь 2004г.







Еля Карева (Красноярск)

Андрей Масленников (Томск)