Мирная роль или На игру без оружия — различия между версиями

Материал из Ролевая Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск
(Создана по doc)
 
(нет различий)

Текущая версия на 15:32, 13 мая 2019

Несмотря на то, что уже прошло больше 25 лет с момента первой всесоюзной ХИшки, ознаменовавшей появление на Руси ролевого движения, очень много вопросов всё ещё не решено. И одной из таких вечных проблем является взаимоотношения на игре мирных и боевых персонажей.

Сразу оговорюсь, что речь пойдёт об играх, на которых предполагается хоть какой-то социальный пласт игровых отношений. Как это ни грустно, до сих пор в некоторых регионах весьма популярны игры класса «зарница». Данные игры можно назвать ролевыми разве что с очень большой натяжкой. Роли там выдаются предельно просто – есть свои и чужие. Мы светлые, они тёмные. Мы люди, они нелюди. Мы крестики, они нолики. А теперь, когда все разделились примерно поровну, разбираем оружие и В БОЙ!!!

Этот класс развлечений на свежем воздухе я не считаю ролевыми играми, поскольку само понятие «роль» в контексте такого активного отдыха смотрится несколько странно. Далее речь пойдёт обо всех прочих играх, отличающихся большей сложностью и предполагающих иные виды взаимодействия персонажей кроме вооружённого. С сожалением приходится признать, что значительная часть игроков ездит на игры исключительно из-за их боевого аспекта. Там они могут самореализоваться, поднять самооценку, избавиться от комплексов, получить приличную порцию адреналина и при этом не тратить на подготовку столько времени\денег\усилий, сколько их тратят те же реконструкторы или любители стальных бугуртов. Да и риск получения серьёзной травмы ниже. Как правило, этот контингент сравнительно молод, энергичен и обременён не слишком затейливыми желаниями. В их простых душах и ясных глазах отчетливо читаются вполне понятные мечты о том, как они будут отчаянно биться с врагами и всех-всех непременно победят. Для удобства назовём игроков такого типа «чистыми» файтерами. Круг их интересов на игре ограничивается только участием в боях. Однако сразу оговорюсь, что необходимо отграничить их от тех игроков, которые умело совмещают участие в боях с высокой политикой, хитро закрученными интригами и тому подобными вещами – к последним я питаю искреннее уважение, так как играть с ними, как правило, одно удовольствие.

Но сегодня мне хотелось бы поговорить о так называемых мирных или социальных игроках. За те несколько лет, что я провёл в ролевом движении, я видел, как сменили друг друга несколько поколений новичков. И в каждом поколении возникал один и тот же вопрос – а что, собственно, я буду делать на игре?

К сожалению, большая часть из них пошла по пути наименьшего сопротивления – по пути истинного файтера. Этот путь намного легче и проще. Есть ясные цели. Мир игры предельно просто делится на своих и чужих. И каждый, даже начинающий, боец интуитивно понимает, что надо делать со своими, и довольно быстро учится тому, как следует поступать с чужими. Эта простота подкупает. Предложение сыграть мирную роль непроизвольно вызывает вынужденную умственную активность, что немногим приходится по вкусу – ведь есть куда более простой путь. Так зачем усложнять себе жизнь? Да и что делать без оружия на игре, где 90% игроков вооружены до зубов, и только и ждут подходящей цели для его применения? К чему этот неоправданный риск? Но не всё так просто и очевидно. Эти строки пишет человек, который всего на двух или трёх полевых играх (для статистики – на момент написания этой статьи всего их было около тридцати) применял оружие и немногим чаще попадал в мертвятник. Как это возможно, спросите вы? Всё значительно проще, чем то может показаться на первый взгляд.

Чтобы более полно ответить на этот вопрос, я позволю себе процитировать книгу "Тоннель в небо" Роберта Хайнлайна:

"Если у тебя будет оружие, это сделает тебя самоуверенным и ты не позаботишься о надежном убежище. Зато если у тебя не будет оружия, ты всегда будешь помнить, что ты кролик. И будешь заботиться о своей безопасности. ...

- Я знаю, как хорошо себя чувствуешь с ружьем в руках. Кажешься себе трехметровым гигантом, покрытым шерстью. Готов ко всему и надеешься на встречу с неизвестным. Такое состояние особенно опасно, потому что ты не готов к подобным испытаниям. Ты всего лишь слабое безволосое существо, которое легко убить. Ты держишь ружье, поражающее на две тысячи метров, у тебя запас взрывчатки, достаточный, чтобы взорвать холм, но у тебя нет глаз на затылке, как у Януса, и ты не можешь видеть в темноте, как пигмеи Тетиса. Смерть может подкрасться к тебе сзади, в то время как ты взял что-то на мушку впереди. ...

Бадди, иногда я посылаю девушку на разведку с целью сбора информации - пойти и разыскать что-то, и вернуться живой. Как, по-твоему, я снаряжаю ее? - Ну... - Прежде всего, я не посылаю рьяного новобранца: посылаю бывалого солдата. Она сбрасывает форму и, если темно, то покрывает черной краской кожу; уходит с голыми руками и босая. До сих пор я не потеряла в таких походах ни одного солдата. Когда ты беспомощен и беззащитен, у тебя появляются глаза на затылке, а нервные окончания ощупывают все вокруг"

Здесь Хайнлайн очень точно подметил один интереснейший психологический момент – если у тебя есть оружие, оно само "провоцирует" тебя на менее обдуманные поступки и заставляет искать наиболее простой путь решения проблемы. Например: «Если на меня наедут вон те орки, что идут навстречу по дороге, то я, стало быть, отскочу на прогалину между теми деревьями, а там выхватываю меч и уж двух-трех из них точно положу…». Вполне логичное решение с учётом имеющегося оружия. Беда лишь в том, что врагов может оказаться слишком много. И после славного боя ваш персонаж будет убит, а вы уныло побредёте в мертвятник, сквозь зубы поминая всяких орков, которые не гнушаются кидаться впятером на одного.

А вот если ты идёшь АБСОЛЮТНО безоружным, даже без кулуарки, а вокруг масса закованных по самое небалуйся, недружелюбно настроенных персонажей с чем-то длинным и неприятно острым, то мозг непроизвольно начинает работать и лихорадочно перебирать всевозможные варианты установления мирного контакта. Либо ищет иные пути решения надвигающейся проблемы.

Ведь всегда можно:

  • Прикинуться бесполезным, да ещё и безоружным жалким трусом и бесхребетным слизняком, убивать которого не позволяет банальная брезгливость и об которого противно пачкать оружие.
  • Представиться крайне важной персоной (скажем, дипломатическим посланником какого-то крупного и сильного королевства).
  • Прикинуться своим. Скажем, глубоко законспирированным разведчиком того же государства, к которому принадлежат и встретившиеся вам воины. И отчитываетесь вы только непосредственно перед САМИМ. И ни перед кем более. Для убедительности можно уточнить у них, где сейчас находится САМ и какое-то время следовать указанном направлении быстрым шагом человека спешащего по очень важному делу. А если хватит наглости, то и потребовать вооружённого эскорта, чтобы вы могли быстрее донести своё сверхважное послание.
  • Уверить, что за вашу жизнь заплатят огромный выкуп, а вы таки готовы сдаться в плен (а потом, разумеется, честно поделиться выкупом с вашими пленителями).
  • Убедить в своей полезности и предложить помощь (например, выступить в качестве приманки или помочь с отвлекающим манёвром).
  • Надавить на Честь ваших потенциальных убийц (Смилуйтесь, Ваше Сиятельство! Я много слышал о вашем благородстве. Но много ли чести в убийстве жалкого безоружного крестьянина? А что скажут люди? Это ведь как есть позор для Вашего Сиятельства – целое войско напало на какого-то безоружного нищего, не найдя более достойного противника…). Правда, этот способ работает, только если для предводителя встретившихся вам воинов само понятие роль – не пустой звук. А такое вполне может быть (например, если перед вами «чистый» файтер).
  • Устроить дурашливое представление и развеселить мрачных солдат. Убить шута не трудно и никогда не поздно, но пока он живой с ним веселее.
  • Пригласить всех в кабак за свой счёт дабы отметить ваше случайное знакомство на узкой тропинке или иное не менее радостное событие (есть ли у вас деньги и как вы будете выкручиваться потом – это отдельный квест).
  • «Искренне» обрадоваться встрече с такими доблестными воинами, ибо вы как раз по всему полигону искали подходящих людей для выполнения сложного, опасного, интересного, а главное – хорошо оплачиваемого задания (т.е. предложить им вместо заурядного и скучного убийства безоружного путника насыщенную и интересную игру. Даже если для этого придётся отчаянно импровизировать, а уж где брать обещанную награду и вовсе непонятно).
  • И т.д., и т.п.

Возможность наладить диалог даже с хорошо вооружёнными людьми есть всегда. Как правило, не хватает лишь мотивации, которую в значительной степени «убивает» наличие у вас оружия. Но даже если вы видите, что договориться не получится, всегда можно использовать передвижение по пересечённой местности (мало кто полезет за вами в густые кусты без очень серьёзной причины, не говоря уже о том, что и заметить вас при таком раскладе гораздо сложнее). На пути вашего стратегического отступления оказалась мелкая речушка или ручей без моста в непосредственной близости? Смело форсируйте её вброд не снижая скорости. Штаны потом высохнут, а вот вероятность того, что кто-то полезет за вами в воду стремится к нулю. Да и преимущество в скорости безоружного человека по сравнению с одоспешенными бойцами, отягощённых длинным оружием никто не отменял. Так что древнейшее боевое искусство – искусство оздоровительного бега – выручит вас в тех редких случаях, когда дипломатия и ваш актёрский талант оказались бессильны. Таким образом, отсутствие оружия заставляет более активно использовать мозг. Возможно, получится не сразу, но зато когда выработаются необходимые навыки, вы получите особое, ни с чем несравнимое удовольствие от игры.

Кроме того, как это ни парадоксально, отсутствие оружия часто является самым надёжным защитным механизмом. Вы часто просто не представляете сколь-нибудь серьёзного интереса для закованных в броню танков. Убивать таких как вы настолько просто, что даже неинтересно. Да и зачем это делать, когда на горизонте уже виднеется войско таких же мощных бойцов, с которыми можно порубиться от души, не размениваясь на бессмысленную и скучную возню со всякими гражданским.

За всю мою практику хождения безоружным мирным персонажем меня только один раз без причины прижали щитами и тупо зарезали какие-то скучающие разбойники. Причем акт нападения был абсолютно немотивированный (они не знали кто я такой, не пытались меня обыскать, не пытались чего-то добиться моим убийством). Им просто было решительно нечем заняться, а игра заканчивалась меньше чем через час. Вот от скуки и великого ума они и решили зарезать случайного прохожего. Объяснить свой поступок они так и не смогли, но глядя на их не обезображенные интеллектом лица я и не ждал рационального объяснения.

Однако это именно неприглядное исключение из общего правила. В подавляющем большинстве случаев всегда удавалось разрешить ситуацию ко всеобщему удовольствию. Вы полагаете, что ничто не может заменить того всплеска адреналина, который испытываешь, когда бежишь в первых рядах на армию противника? Попробуйте для разнообразия зайти без оружия во вражеский форт, где в глазах нескольких десятков тяжеловооруженных бойцов читается только один вопрос – за какую часть тела вас подвесить для начала? Поверьте, адреналин в жилах безоружного игрока ничем не отличается от адреналина тяжелоодоспешенного воина в момент атаки.

Напротив: доспехи, оружие, наличие союзников в несокрушимом строю – всё это приглушает чувство опасности. Вы ощущаете если и не уверенность в победе, то, как минимум, определённое спокойствие, которое даёт добротно сделанный щит.

Уверяю вас, ощущения, возникающие в напряжённой ситуации у бездоспешного человека намного острее.

Так что мой вам совет – попробуйте, просто для разнообразия, как-нибудь выехать на игру СОВСЕМ без оружия. Или возьмите, но сознательно оставьте в палатке на самый крайний случай – например, для выхода в новой, не столь мирной роли. И вы увидите, что игра станет только богаче и разнообразнее!

Очень часто я сталкиваюсь с непониманием начинающих игроков относительно того, как можно себя вести на игре и как вообще найти свою игру, если нет оружия. Оружие ненавязчиво подсказывает самые простые решения. Нет игры? Возьми меч и иди разбойничать на узкой лесной тропинке. Или присоединись к какой-нибудь армии и иди с ними бить кого-нибудь (а кого конкретно и за что именно – совершенно неважно). И ты получишь некое подобие игры.

Но в действительности такие решения часто оборачиваются довольно однообразными «движняками» с очень небольшим игровым наполнением. Да, это лучше чем просто сидеть в лагере и откровенно скучать. Но ведь есть и куда более интересные способы провести время.

Если попытаться вывести некий "универсальный рецепт насыщенной игры", все рекомендации будут сводиться к двум словам – "будьте полезны".

Т.е. ещё до игры ознакомившись с выложенными материалами, составьте для себя хотя бы общую схему интересов основных сил на игре и продумайте чем ваш мирный персонаж может быть полезен тем или иным ключевым персонажам.

Например, практически всегда есть возможность торговать информацией и шпионить на одну или несколько сторон одновременно. Можно заниматься скупкой и реализацией краденных вещей или рабов, помогая местным "криминальным" элементам. Можно брать на себя обязанности посредника и заниматься организацией неофициальных встреч и исполнением деликатных поручений. Если вы не уверены в том, что сможете сами себе организовать интересную и насыщенную игру, всегда можно "прицепиться" к любому активному и важному персонажу в роли помощника. Сопровождая его повсюду и оказывая мелкие, но весьма полезные услуги, вы, таким образом, постоянно будете не только находиться в центре событий, но и иметь возможность влиять на саму ткань игры. Главное правило такой игры – "поймать волну" движения вызванного интересами и действиями кого-то из сильных мира сего и, умело пристроившись на этой волне, организовать свою интересную и запоминающуюся игру. Да, если ваш персонаж – маленький человек, не имеющий ни знатного имени, ни магических способностей, ни богатства, ни армии, вас не воспримут всерьёз. Но вот если за вами будут стоять люди, имеющие всё вышеперечисленное – отношение будет совсем другим.

На наших играх очень многие готовы играть людей значимых, но вот желающих играть роль маленьких людей из их свиты куда меньше. И по той причине ваше практически бескорыстное предложение своих услуг с высокой степенью вероятности окажется востребованным. А уж если, представляя своего нанимателя на переговорах, вы намекнёте, что не только служите своему официальному "господину", чьи интересы вы представляете в данный момент, но и открыты для диалога и готовы за небольшое вознаграждение посодействовать реализации интересов и иных лиц... Весьма вероятно вас захотят использовать в своих целях очень многие. Ведь через вас они могут опосредованно воздействовать и на того человека, к которому вы так удачно "прицепились". Да, до поры все они будут считать вас пешкой в их игре, но даже пешка, дойдя до определённой черты, может превратиться в очень серьёзную фигуру.

Возможно, вам не сразу удастся добиться высокого положения, но, даже исполняя мелкие поручения (отнести письмо, найти человека, передать сообщение и т.п.), вы постепенно завоёвываете доверие, и вам приоткрываются всё более интересные перспективы. Ведь теперь вы оказываетесь в курсе всех планов своего нанимателя. А зная его планы, вы вполне можете проявить разумную инициативу и тем самым повысите свою ценность в глазах этого человека и его союзников. Впрочем, даже если ваша инициатива окажется не очень своевременной и повлечёт куда больше неприятностей, чем пользы, даже в этом случае вы получите новые переживания и приключения, т.е. дополнительные игровые моменты.

Если у вас нет предварительной, доигровой договорённости с вашим будущим «нанимателем», всегда можно попробовать найти его уже на самой игре. Например, если вы видите, что некий влиятельный персонаж в силу сложившихся обстоятельств попал в крайне затруднительное положение, то оказав ему посильную помощь, вы вполне можете получить его покровительство и немалое вознаграждение. Например, если некий аристократ попал в тюрьму, а вы, рискуя жизнью, организовали для него побег. Разумеется, при условии, что ваша помощь действительно окажется действенной. Когда вы приобретёте уверенность в своих силах можно организовать и собственную игру. Самый простой способ для этого всё тот же – быть полезным. Если вы хотя бы примерно представляете, что хотят те или иные силы на полигоне, вы вполне можете попробовать сыграть на этих интересах. Скажем, договорившись с одной стороной подбросить другой некую информацию, заставляющую действовать тем или иным способом. Например, изображая ограбленного запыхавшегося путника забежать в поселение и убедить местную стражу, что вы, глубоко несчастная жертва местных криминальных элементов, смогли узнать место нахождения лагеря разбойников, где негодяи сейчас расположились на отдых и совершенно не ожидают нападения. И что вы готовы лично провести доблестную стражу для совершения карательного рейда с последующим дележом неправедно нажитого имущества. Ну а то, что в лишённое защиты стражи поселение очень скоро нагрянут засевшие в кустах разбойники, с которыми у вас тоже есть соответствующая договорённость о доле в добыче, всегда можно списать на превратности судьбы. Даже если подобные комбинации не вызывают у вас энтузиазма всегда можно найти способ быть нужным. Поверьте, мало кому так рады измождённые длительным штурмом в самый жаркий полдень штурмующие\защитники крепости, как простому водоносу, который с ведром холодной воды и жестяной кружкой обходит их ряды. Не так уж трудно организовать на игре передвижной игорный дом (несколько кубиков в поясной кошель и можно отправляться на заработки\развлечения).

Не захватили с собой вообще никакого реквизита? Создайте собственную религию и активно проповедуйте ее, где только можно. Но для того чтобы она была действительно успешной потребуются либо красивые ритуалы, либо определённая харизма первосвященника в вашем лице, либо какие-то плюшки, которые она даёт. Если на игре уже существует официальная религия, которая по каким-то причинам не устраивает ту или иную группу персонажей, включите в свою веру тезисы отвечающие чаяниям как раз этой группы. И тогда вы с высокой степенью вероятности получите некоторое количество верующих, которым вы с вашей религией будете очень нужны. Скажем, на исторической игре по викингам можно проповедовать христианство, делая упор на женщин – ведь по традиционной вере женщинам пути в Валгаллу нет. А значит, после смерти их не ждёт абсолютно ничего хорошего. Да и неизвестно чем там, в Валгалле, будут заниматься с красавицами-валькириями их мужья без чуткого присмотра со стороны жёнушек. И на этом можно неплохо сыграть, давая им альтернативу в виде христианского рая, где они после смерти воссоединятся со своими благоверными.

Если на игре по средним векам католичество старательно обдирает крайне недовольное население десятиной и «добровольными» пожертвованиями, возьмите на вооружение любую подходящую ересь, отрицающую денежные поборы. Да, жизнь вашего персонажа может оказаться не такой уж и долгой, но почти наверняка будет насыщена событиями.

Наконец, открою вам страшную ролевую тайну, о которой многие начинающие игроки просто не подозревают: иногда можно связаться с мастерами игры и они, если вам совсем уж ничего не приходит в голову, могут вам помочь с ролью. Порой бывает так, что некоторые роли (в том числе и мирные) оказываются не востребованы другими игроками или игроки, которые их заняли по каким-то причинам не смогли приехать. Так что у вас есть неплохая возможность получить готовую интересную роль с завязками на других персонажей, некоторые игровые ресурсы и мастерскую поддержку. И да, небольшое примечание: если вы планирует поехать в какой-то мирной роли в игровой кабак, будьте морально готовы к тому, что работа по обеспечению питанием других игроков просто не оставит вам времени на собственную игру. Однако если вы всё же героически решились ехать в кабак, договоритесь с мастерами о такой роли и передачи вам таких ресурсов, чтобы другие игроки сами были вынуждены идти к вам со своими вопросами и проблемами, не имея игротехнических возможности разрешить их иначе. Это повышает шансы на то, что вы сумеете хоть немного поиграть, не покидая рабочего места. Ну вот, вроде бы и всё, что я хотел сказать. Словом, было бы желание, а уж отыскать себе занятие всегда можно. Понятно, что перечисленными выше вариантами возможности мирной игры не исчерпываются и всё зависит только от вашей фантазии и мира конкретной игры.

Конечно, не на всех играх мирные персонажи вообще уместны, как об этом уже говорилось выше. Но если на игре предполагается хоть какой-то социальный пласт – дерзайте, и будет вам счастье. Ну, или, по крайней мере, новые ощущения. 

Если у вас возникнут какие-то предложения, вопросы или замечания по предложенной вашему вниманию работе, пишите мне на электронный адрес otshel-nik@yandex.ru, по мере возможности постараюсь ответить. Искренне ваш,

Николай Оленин (Николя красноярский)