Моделирование рабства на РИ

Материал из Ролевая Библиотеки
Версия от 15:44, 6 января 2022; WikiSysop (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Моделирование рабства на РИ

или размышления о кнутах и пряниках


Рáбство – исторически это система общественных отношений, в которой человек (раб) является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Но проявлений и различных форм этой системы существовало великое множество.
Мне неизвестно ни одного народа, в истории которого на определённом этапе в той ли иной форме не возникли бы рабовладельческие отношения. Но, увы, даже на исторических ролевых играх по таким эпохам очень редко удаётся увидеть действительно интересную игру в подобные отношения. Часто этот пласт общественной жизни, несмотря на свою значимость, просто отбрасывается либо реализуется весьма поверхностно и несерьёзно. И в этом есть доля вины как мастеров, так и самих игроков.
Чтобы не быть голословным приведу небольшой пример с первой своей игры. В первом же бою нас предательским ударом в спину разбили свои же "союзники". Кого-то зарезали на месте, а двух человек, включая и вашего покорного слугу, оглушили и захватили в рабство.
Захватили, заковали и крепко задумались – а что делать с рабами дальше? Так ничего и не придумав, они подарили нас в качестве дипломатического подарка своим друзьям троллям. Тролли очень обрадовались такому подарку! Они радостно приволокли нас в свой лагерь и... крепко задумались. Ничего толком не придумав, они торжественно подарили двух рабов своим соседям оркам. Надо ли говорить, что и там история повторилась с точностью до мельчайших деталей? Так что обрадовавшиеся было орки, так ничего толком не придумав, подарили нас союзникам вастакам, вастаки – своим торговым партнерам гномам, ну а гномы, проявив хозяйственную смекалку, предложили нам вернуть себе свободу, заслужив ее в бою. Взяли с собой на штурм какой-то крепости и выдали оружие. А после штурма, честь по чести, отпустили на волю с наилучшими пожеланиями.
Нет, мне чем-то даже понравилось. На первой же игре я "погостил" практически во всех локациях на полигоне, познакомился с большим количеством замечательных людей, но вот поиграть непосредственно в рабство мне так и не удалось. И не потому что я изображал несгибаемого героя, а потому что никто (ну, кроме смекалистых гномов) не смог предложить ничего даже отдаленно напоминающего игру.
Так что даже при наличии спроса на такую игру, очень сложно найти достойное предложение. Отсюда и все проблемы. Рабовладельцы не знают, как цивилизованно построить рабовладельческое общество (ну не идёт фантазия дальше чистки картошки и снабжения лагеря водой), а рабы, естественно, недовольны той профанацией "игры" в которую их пытаются вовлечь.
Давайте попробуем получше разобраться в этом вопросе и поразмыслим, какие игровые возможности можем мы получить, если сумеем красиво реализовать этот пласт общественных отношений.


Часть первая, презренным рабам предназначенная


«Имеющий четыре рода скота знает:
жеребец должен быть быстр, овца должна быть тучна,
вол должен быть силен, раб должен быть послушен.
Послушный раб ест, что дают, спит, где положат,
делает, что скажут, живет и умирает по слову хозяина»
Г. Л. Олди, «Витражи патриархов»


К сожалению, на ролевых играх роль раба часто не рассматривается игроками всерьез. Достаточно широко распространено мнение, что приехав на игру, «раб» может либо бездельничать, лишь изредка демонстрируя свою формальную принадлежность тому или иному персонажу, либо только бунтовать. Неужели это все, что включает в себя роль раба? Как человеку не раз игравшему данную роль, позвольте с этим не согласиться.
Если личность человека закладывается в детстве, то личность раба в его жизни до рабства. Точнее складывается из двух аспектов – кем раб был до момента порабощения, и к какому типу рабов он принадлежит в настоящее время. Попробуйте ещё до игры продумать биографию вашего персонажа и проанализировать его чувства, желания и основные побудительные мотивы. Давайте рассмотрим различные виды рабов.


Вот некоторые примеры того, как ваш персонаж вообще казался в рабстве и как он сам может воспринимать сложившиеся обстоятельства. Это, разумеется, не исчерпывающий перечень, скорее, отправная точка в размышлениях о том, какой может быть ваша роль на игре, которую ещё надо будет обсуждать и согласовывать с мастерами игры и рабовладельцами.


Основные типы рабов по способу становления:


1) Военнопленный, ставший рабом. Кем был ваш персонаж в предыдущей жизни, до того как стал рабом? Воином, захваченным в бою или мирным человеком? Как это произошло? Вы были оглушены\ранены? Или захвачены врасплох во время внезапной ночной атаки? Или сами сложили оружие, малодушно поддавшись желанию жить?

Как вы относитесь к своим победителям?

- С презрением? (если бы не тот подлый трусливый удар в спину, эти жалкие "воины" ни за что не победили бы и уж тем более не захватили бы меня в плен!)

- С уважением? (Очень сильные воины! Проиграть таким не стыдно. Могучие Боги им покровительствуют. А от меня Боги отвернулись в том бою... Значит такова судьба.)

- Равнодушно? (Что-то перегорело в душе в первые дни плена и рабства. Я живу сегодняшним днем, никогда не думая о прошлом и очень редко о будущем. Какая разница как я стал рабом и кто захватил меня в плен? Ныне я раб, и это все что имеет значение...)

Ответы на эти вопросы помогут вам сформировать в общих чертах личность вашего персонажа.


2) Раб за долги. Часто люди сами себя продавали в рабство под давлением жизненных обстоятельств. Кем был я до того как продал себя своему хозяину? Знал ли я дни богатства и благополучия? Или с рождения был беден и не владел даже нищенским клочком земли да убогой хижиной? Что побудило меня продать себя и уподобиться бездушной вещи? Отчаянная бедность или неудачный бросок игорных костей?


3) Раб потомственный. Оба ваши родители были рабами или кто-то один из них? Кем был ваш свободный отец\мать? Как сложились отношения родителями? Живы ли они еще? Живут ли в том же доме, что и вы или их давно продали неизвестно куда?


4) Раб-преступник. Часто общество находило неприемлемо расточительным уничтожение, а то и содержание за счёт казны разного рода преступников. И тогда находился вполне логичный выход из такой ситуации – преступник, совершивший противоправные деяния, должен принести государству и обществу хоть какую-то пользу. Поэтому если в прошлом ваш персонаж был закоренелым преступником (или невинной жертвой ложного обвинения), то и попав в рабство он имеет неплохие шансы продолжить эту игру.


Основные типы рабов по форме собственности:


1) Раб личный. У вас есть вполне определенный хозяин. Именно в его полном распоряжении вы и пребываете. Никто другой не имеет над вами власти. Вы можете высказать все что угодно любому встречному прохожему, и он не посмеет даже прикоснуться к вам. Ибо вы только вещь, а за вещь несет ответственность только ее хозяин. Поэтому и в суд за ваше неподобающее поведение потащат именно вашего хозяина. Правда, потом он тоже сможет сделать с вами все, что ему придет в голову. Так что, возможно, будет лучше, если он не слишком часто будет расстраиваться из-за вашего поведения…


2) Раб семейный. Вы принадлежите не столько конкретному человеку, сколько некоему семейству. И переходите из поколения в поколение, пока в один прекрасный день не прекратите свое земное существование. Однако правило «у одного хозяина может быть сколько угодно рабов, но у раба может быть только один хозяин», действует и здесь. Вашим официальным владельцем будет являться глава семейства. Обычно это старший мужчина в роду. Но, естественно, это ни в коем случае не означает, что приказы остальных членов семьи следует игнорировать. Это, как минимум, недальновидно, ведь к недовольству любимой племянницы ваш хозяин прислушается скорее, чем к аргументам бесправного говорящего двуногого скота. Другое дело, если племянница не столь уж и любима…


3) Раб домашний. Может совпадать с рабом семейным, но не всегда. Иногда рабы прикреплялись к какому-нибудь дому, который обслуживали и меняли хозяев одновременно с этим домом.

На играх этот вариант встречается не часто, но наиболее распространённым случаем такого рабства являются дворцовые рабы. Иногда дворцовые перевороты и смена власти приводят к тому, что дворец занимают совершенно новые люди. Но, несмотря на смену хозяев дворца, кто-то должен продолжать выполнять чёрную работу. И рабы переходят «наследникам» вместе с недвижимостью. Так получилось, что теперь вы имущество в доме. Как мебель, как светильники, как стены, ступени и двери. Вы часть этого дома и, следовательно, собственность его владельца. Ваши обязанности могут ограничиваться ведением домашнего хозяйства. Но, возможно, вы будете играть роль украшения дома. А может быть, вам найдут какое-то другое применение.


4) Раб производственный. Так получилось, что с невольничьего рынка вы попали не в приличный дом состоятельного аристократа, а на галеры, каменоломни или плантации. Вам остается только посочувствовать. Бесплатная и не имеющая высокой профессиональной квалификации рабочая сила не часто высоко ценится хозяевами производства. Вы всего лишь один из множества муравьев-однодневок, которые должны работать от зари до зари, пока в один прекрасный день ваше изможденное непосильным трудом и истерзанное плетьми тело не выбросят в рудничный отвал, вычеркнув из списка средств производства. «Естественный износ оборудования» – печально вздохнет ваш владелец-работодатель, но к счастью, замена обойдется не слишком дорого. Это вариант возможен, если на игре есть соответствующая экономическая модель, подразумевающая «труд» множества персонажей. Здесь для активного «раба» есть неплохая возможность сыграть и в «профсоюз», и в массовые восстания рабов а-ля Спартак и компания.


5) Раб государственный. Чуть лучше обстоят дела у раба государственного. К нему применимо все, что описано в предыдущем пункте, но шансов выжить немного больше, так как государство не настолько сильно заинтересовано в получении сиюминутной прибыли и может себе позволить иногда пощадить рабов, устанавливая для них почти осуществимые нормы выработки. С точки зрения построения игры смотри «Раб производственный».


Рабы по типу специализации:


1) Неквалифицированный раб. Вы ничего толком не умеете, да и не особенно стремитесь к труду и карьерному росту. Поэтому вас используют везде, где только вздумается рабовладельцу. Как раз таких рабов обычно больше прочих загружают неприятной работой. Так что мой вам совет, если не хотите лишней работы – приобретайте полезные навыки и умения.


2) Раб-профессионал. В состоятельных слоях высокоразвитого общества всегда ценились рабы, владеющие определёнными навыками и знаниями.

Например, грамотный раб, умеющий писать и читать, ценился значительно выше физически крепкого «рабочего скота» и, как правило, мог рассчитывать на более приемлемые условия жизни. Таким мог быть раб-учитель детей хозяина, раб-повар, не знающий себе равных в своём деле или раб-врач, умеющий позаботиться о здоровье своего господина. Если говорить об играх по фэнтези-мирам, то порой рабство вполне успешно может сочетаться и с магическими способностями. Иной раз статус раба влиятельного господина обеспечивает такому рабу ряд немаловажных социальных преимуществ, включая и безопасность.
Такие рабы-профессионалы свидетельствовали о богатстве дома, к которому принадлежали и имели куда больше привилегий чем рабы-«чернорабочие». Часто даже имея возможность получить свободу, они предпочитали оставаться под покровительством своих хозяев.


3) Раб для удовольствий. На мой взгляд, этот вид рабов имеет смысл выделить из прочих рабов-профессионалов ввиду его особой близости к рабовладельцам и связанной с этим повышенной ценностью. И речь идёт не только о чувственных удовольствиях эротического характера (хотя кто осудит порядочного рабовладельца за некоторые невинные удовольствия?). Это может быть также музыкант, услаждающий тонкий слух господина, красивая танцовщица из экзотической страны и т.п. Смысл существования таких рабов – подчеркнуть безупречный эстетический вкус хозяина и доставлять наслаждение ему и его гостям, служа украшением данного дома.


4) Раб-гладиатор, раб-воин (янычар) и раб-телохранитель. Достаточно редкая, однако вполне реальная категория рабов, которым доверено оружие, и право в особых случаях применять его. Вы можете стать гладиатором и биться насмерть для развлечения скучающей толпы. Вы можете попасть в отряд таких же рабов, которых (обычно с малолетства) воспитывали в духе беспрекословной преданности правителю страны или своему господину. А возможно вы настолько ярко докажете свою преданность и воинское искусство, что вам доверят жизнь кого-нибудь из Свободных, и вы станете личным доверенным телохранителем!


Столь любимый многими подвид «раб-бунтарь» вынесен отдельно, т.к. не представляет собой отдельного класса рабов, ибо может неожиданно проявиться в этом качестве в любой из описанных выше категорий.


Возможности освобождения


Ключевой вопрос, который встаёт перед каждым персонажем – принимаете ли вы свое нынешнее состояние или только и ищете возможность освободиться? Статус раба не так уж незыблем, как может показаться. И если вашего персонажа категорически не устраивает его положение, то есть немало способов его изменить:


1) Выкуп. Многие рабы находили возможность тем или иным путём добыть соответствующую сумму денег и выкупиться у своего господина. Если, конечно, он захочет расстаться со своим рабом. Или ему не придёт в голову, что его личная вещь не может самостоятельно распоряжаться деньгами и потому все накопленные медяки и так принадлежат ему…


2) Бунт. Имейте ввиду: бунт исключительно редко возникает без соответствующих предпосылок. Поэтому прежде чем затевать бунт без всякой причины, как минимум позаботьтесь о том, чтобы дать хозяевам возможность проявить неудовольствие вашим поведением. А уж после заслуженного или не очень заслуженного наказания можно с чистой совестью готовиться к освобождению с оружием в руках.


3) Впрочем, бунт не обязательно должен быть вооружённым. Забастовка тоже является классическим способом проявить своё неудовольствие рабовладельцами. А современные рабочие придумали много весьма занимательных форм забастовки, есть из чего выбрать.


4) Если у вас нет возможности отстоять свою свободу с оружием в руках, а для забастовки ваш персонаж слишком сильно боится плетей и профилактической кастрации, возможно наилучшим выходом будет побег?


5) Если же статус раба вас в целом устраивает (или бежать просто некуда, а вооружённый бунт заведомо обречён на бесславный провал), возможно, имеет смысл попытаться самовольно сменить хозяина. Правда, тут ещё надо будет суметь убедить нового рабовладельца принять вас под своё заботливое крыло. Как ни крути, но при самовольном переходе раба к другому хозяину нарушатся священное право собственности. И отвечать за ваш знак протеста придётся новому рабовладельцу.

Поэтому при выборе нового господина лучше обратить внимание на врагов вашего предыдущего хозяина или же выбрать в качестве такового человека тонкой душевной организации, не чуждого состраданию (лучшего всего юную девушку из богатого и влиятельного рода). Так что не стесняйтесь и не ограничивайте себя в стремлении убедить нового господина взять вас к себе: давите на жалость, обильно орошая лохмотья слезами под душераздирающие рассказы о зверствах прошлого хозяина, клянитесь всем святым служить верой и правдой, обещайте рассказать всё о тайных делишках своего предыдущего хозяина и т.д. и т.п. Здесь все средства хороши, а уж исполнять ли обещанное и в какой степени – это можно решить и потом, после того как рабовладельцы окончательно определятся, кому ж вы теперь принадлежите.


Иерархия рабов


Рассмотрим систему внутренних отношений рабов на примере достаточно крупного рабовладельческого хозяйства (чем меньше оно будет – тем проще будет его структура).
Очевидно, что во главе пирамиды власти будет стоять сам хозяин, или старший в роду, если рабы принадлежат семье, может быть владелец крупного предприятия или ланиста. Но у хозяина много важных дел и разъяснять каждому рабу (коих могут быть десятки и сотни) его текущие обязанности он не будет. Он поручит распределение обязанностей, скажем своему старшему слуге или управляющему – свободному человеку. А тот уже будет распоряжаться рабами с наибольшей пользой.
Но и управляющий не всесилен, и ему тяжело проследить за всем. Поэтому, как правило, он прибегает к помощи рядовых надсмотрщиков из свободных людей.
Альтернативным, но чаще взаимодополняемым средним руководящим звеном может выступать старшина, назначаемый из числа рабов. Он отвечает за порядок в рабских бараках и бесперебойную работу всех рабов. При этом он может опираться не только на кнуты надсмотрщиков, но и обладать определённым личным авторитетом. В частности, может ходатайствовать перед хозяином или управляющим, говоря о тех или иных нуждах рядовых рабов, удовлетворение которых будет способствовать порядку и благоденствию.
Впрочем, основной его задачей является обеспечение безопасности, а потому приветствуется возложение этих обязанностей на крупных и агрессивных особей, не лишённых животной хитрости. Имея с одной стороны поблажки и льготы (лучшее питание, право свободного перемещения по городу и т.п.) даваемые таким положением, а с другой – прекрасно понимая, что любой бунт или сбой в работе неизбежно повлечёт также наказание и для него (как для не оправдавшего ожиданий), такой раб будет старательно исполнять свои обязанности.


Любовь и брак


Рабы тоже люди. И вопросы продолжения рода стоят перед ними не менее остро, чем перед свободными гражданами (если только вам не "посчастливилось" попасть в гарем в качестве евнуха). Вопрос лишь в том, как оформить свои отношения с противоположным полом. Чаще всего такие отношения никак не оформляются. Если раб тискает рабыню в хлеву на заднем дворе – на такое обычно не обращают особого внимания. Разумеется, если рабыня не приглянулась хозяину лично или слишком хороша – на продажу или для почетных гостей. В прочих случаях, родившихся детей просто ставят на довольствие и растят в рабских бараках. Когда вырастут, можно будет выгодно продать такой "приплод".
Если вам повезло, и хозяин вам благоволит, возможно, вы получите разрешение на создание подобия семьи (другие рабы и даже надсмотрщики, опасаясь неудовольствия хозяина, не будут приставать к вашей избраннице). Возможно, вам даже выделят отдельную каморку и осчастливят кой-каким нехитрым хозяйственным скарбом. Счастливый раб работает лучше и служит вернее. Да и становится более уязвимым, неся ответственность не только за себя, но и за свою семью.
Но официально сочетаться браком вам не удастся. Вы только вещи и этим все сказано. Ничто не помешает хозяину продать всю вашу "семью" в разные уголки Ойкумены. Другое дело, если вы сумеет выкупиться... Впрочем, почему бы вам не провести обряд тайный бракосочетания по традициям своей родины. Пускай даже никакой юридической силы иметь он не будет.


Развлечения рабов, культурные традиции и ассимиляция


Не забывайте, что хоть формально рабы приравниваются к бездушной вещи или скоту, на деле вы живой человек. И выросли вы отнюдь не в вакууме. Если вы раб в первом поколении, скажем, захваченный на войне – вы человек иной культуры. И эту культуру из вас не так легко выбить плетьми.
Пускай на глазах у ваших хозяев вы будете себя исключительно прилично, но кто может заставить вас отказаться от проведения ночных ритуалов общения с духами предков? У вас появляется вторая, скорее всего, тайная, жизнь, в которой вы пытаетесь жить так, как вам это представляется правильным. Естественно с поправкой на существующие ограничения. Вас могут наказывать за это, а могут проявить самый живой интерес к культуре вашего народа. Представьте себе реакцию вашего хозяина, когда ночью он просыпается от того, что все его рабы собрались вместе и под бой барабанов, завывания и варварские пляски отмечают какой-то свой дикий праздник.
В последующих поколениях рабов остатки их исконной культуры могут быть бережно сохранены, могут со временем исчезнуть, а могут частично слиться с культурой рабовладельцев, породив достаточно эклектичные представления о мире. Продумайте эти представления и верования на стадии подготовки к игре, и вы сможете создать дополнительный пласт игры со множеством занимательных игровых моментов.


Этикет и правила поведения


Статус раба подразумевает и определённые правила поведения в обществе. Вы по умолчанию НИЖЕ любого свободного человека и ваше поведение должно постоянно говорить об этом. В большей части миров вы не обязаны низко кланяться каждому встречному прохожему-свободному, но если обращаетесь к нему по какому-то делу (например, выполняя поручение своего господина), то совсем не лишним будет смиренно поклониться. Желательно подчёркнуто опускать глаза при встрече и общении со свободными женщинами, поскольку открытый взгляд глаза в глаза может быть расценен как недопустимая дерзость. Представляясь, вы должны назвать имя своего господина и лишь затем своё собственное, если оно будет представлять для кого-то интерес. Для раба кличка данная хозяином должна восприниматься как имя, которое он будет носить с гордостью или смирением – в зависимости от вашего характера. В зависимости от мира игры эти правила поведения могут варьироваться, но основные моменты, как правило, остаются неизменными. Если вы нарушаете эти правила – это вызов обществу и установленному порядку, а значит, вы должны быть готовы к суровому наказанию за такое поведение.


И напоследок небольшое лирическое отступление. Если обратиться к истории, то мы увидим что количество рабов-бунтарей ничтожно мало по сравнению с общей массой рабов всех времен и народов. И бунты чаще всего случались в экстремальной ситуации, когда рабов ставили в такие условия, что альтернативой бунту была смерть (от голода, истязаний и т.п.). То есть большую часть рабов вполне устраивало их положение.
Известно много случаев, когда рабы даже имея возможность освободиться, предпочитали оставаться в рабстве. По закону раба кормил, поил, одевал и давал крышу над головой его хозяин (да рабовладельцу и самому это было выгодно, так как иначе раб просто погибал и приносил своей смертью одни лишь убытки). Сам раб приравнивался к вещи и не нёс НИКАКОЙ ответственности за свои действия. За все раба поступки отвечал его хозяин. Да, хозяин мог потом и шкуру с него спустить за особенно впечатляющие выходки, но это уже потом. А сначала спросят с самого хозяина. Чувствуете, чем дело пахнет?
Особенно недовольный раб мог легко «подставить» своего господина, вытворив все что угодно – от просто возмущающего поведения до крайне серьезного преступления, прикрываясь приказом хозяина. И пускай тот попробует оправдаться и доказать, что это не он приказал своему рабу напасть с ножом на любимую наложницу императора или позволить себе нечто совсем уж неприличное в мечети во время богослужения. Так что отношения раб – рабовладелец не такие простые и ассиметричные как то может показаться на первый взгляд.


Часть вторая, достопочтенным рабовладельцам адресованная


«Отвергли не рабство, но условия рабства»
Марк Юний Брут


Многоуважаемые дамы и господа, одна из основных (хотя и не единственная) причин возникновения конфликтов и трений на почве рабства в РИ заключается в том, что отсутствует культура игрового рабства как таковая. Т.е. игроки-рабовладельцы часто просто не представляют, что делать с рабами. Давайте попробуем разобраться, зачем на игре нужны рабы.
Предположим, вы – наследник одного из старейших и богатейших родов. Естественно у вас есть рабы. Но зачем они вам нужны? Да, большая часть из них должна работать на ваших рудниках и плантациях, преумножая ваше благосостояние. Но для этих целей вполне сгодятся и виртуальные рабы. Меня же больше интересуют рабы живые – игроки, которые решились приехать на игру в столь необычной роли. Чем вы намерены занять их?
Естественно, придумывать занятие для всех игроков – это задача, прежде всего, мастеров. Но в данном случае, по законам игрового мира, именно от вас по большей части зависит наполнение их игры. Поэтому не забывайте, что они у вас есть. Если имеется хоть какое-то дело – надо занять им ваших рабов. Не будете же вы лично относить прошение в чиновничью управу? Открывать себе двери? Тянуться за салфеткой за обедом?
Вы вышли прогуляться по своим личным делам? Ни в коем случае не оставляйте без нужды рабов в поместье. Не думаю, что у вас их окажется слишком много, зато свита из личных рабов, каждый из которых, сопровождая вас, несет фонарь, опахало, складное кресло для вас (и возможно еще одно для вашего потенциального собеседника), зонтик от солнца, корзинку со сладостями на случай если вы надумаете перекусить, кувшин с вином и бокалами и т.п. Кто знает, чего вы можете пожелать в любой момент? А ваши рабы должны быть постоянно при вас в полной готовности исполнить любую вашу прихоть. Да и не пойдете же вы пешком, если есть кому нести ваш паланкин? Запомните главное правило – ваши руки всегда должны быть свободны. Если вам что-то понадобится – вам подадут это рабы.
Возглавляя такую процессию, вы сразу показываете свой социальный статус и финансовое положение. И при встрече похожей процессии вы можете без всякого ущерба для своего достоинства вести дела с человеком, который, безусловно, не ниже вас. Если же к вам подойдет человек без сопровождения хотя бы одного раба... Пускай даже его одежды будут наряднее и богаче, но он ходит без соответствующего сопровождения, а значит уже в чем-то ниже вас. Вести дела с таким человек можно только с позиции превосходства (пускай даже неявно выраженного).
Таким образом, наличие рабов выступает в качестве имущественного ценза. Как вполне официального – рабы являются критерием измерения имущества (как в иных типах общества состояние измеряется количеством скота, земель или наличных денежных средств), так и в рамках определённой культурной традиции. Пускай официально все свободные люди равны, но тот, у кого много рабов и иного имущества всегда имеет больше прав, чем тот, кто беден.
Да, и не забывайте почаще менять род деятельности своих «рабов». Они тоже люди, и все время заниматься чем-то одним им достаточно быстро приедается. Так игрокам недолго впасть в хандру, а рабам поднять бунт против своего опостылевшего господина.
Также каждый приличный рабовладелец обязан отслеживать настроения своих рабов для предотвращения проявления разного рода недовольства. Самый простой способ – это внедрение или вербовка среди уже купленных рабов своих осведомителей, которые будут регулярно докладывать господину, о чём по ночам шепчутся в бараках для рабов, а то и своими речами или поступками провоцировать и выявлять наиболее опасных среди рабов для профилактического наказания.
Кроме того имеет смысл поинтересоваться прошлым ваших рабов. Вполне возможно, что до того как вы приобрели раба он был инженером, врачом или иным востребованным в мире игры специалистом, который может принести вам гораздо большую пользу не махая опахалом, а работая по специальности.
Если в правилах игры есть правила по половым отношениям, то почему бы скучающему рабовладельцу не поразвлечься и не сыграть в эту игру со своими рабами. На добровольной основе или совсем наоборот – это уж как пойдёт, но бесправное положение рабов и рабынь придаст данной игре определённый колорит и интерес, и заложит возможность появления в дальнейшем дополнительных игровых моментов.


Часть третья, Мастерам РИ для размышления


«Раб — собственность, такая же, как скот, но не как безжизненная вещь»
Элиас Канетти


Основные проблемы игры в рабство:


  1. Рабовладельцы не занимаются своими рабами, потому что не знают чем их занять и не видят в том особого смысла.
  2. Рабы либо бездельничают, либо бунтуют, потому что ни на что больше не хватает фантазии.
  3. Рабов используют для всех пожизненных работ в лагере рабовладельцев, т.е. игровое рабство по факту превращается в пожизнёвое.
  4. Военнопленные и прочие рабы-по-принуждению не желают превращаться в рабов и отказываются подчиняться рабовладельцам (вопрос свободы воли персонажа).



Эти проблемы можно только комплексно. И такая работа должна проходить на всех уровнях – работа как с «рабами», так и с «рабовладельцами» до игры, продумывание и внедрение моделей и правил игры, направленных на обеспечение рабства и т.д. Некоторые из этих мер будут приведены ниже в качестве пищи для размышления.


Стимулирование игроков на игру в роли раба:


1)Разъяснительная работа (описание всех возможностей и преимуществ такой игры, вплоть до выпуска и распространения небольших памяток «Рабство для «чайников» или что должен знать каждый раб»).

2) Частичное (а то и полное) освобождение от взноса на игру.

3) Увеличение срока игровой жизни (если такие ограничения есть для основной части персонажей) или сокращение времени пребывания в стране мёртвых (рабов по умолчанию всегда много, а раз так, то на смену одному погибшему рабу в самом скором времени будет поставлен свежекупленный раб).

4) Создание отдельного пласта игры для рабов. Прописанная субкультура рабов, зловещие слухи, рассказы и легенды, передающиеся в рабских бараках под покровом темноты и т.п. 5) Организация отдельных заведений для рабов, куда нет хода свободным людям хотя бы по социальным причинам (например, дешёвые рабские харчевни, где рабов кормят бесплатно, пускай и самой простой едой). Такие места служат не только местом, где можно поесть, но и местом, где активно обсуждаются дела хозяев, плетутся заговоры, готовятся побеги, замышляются преступления и т.п. К слову сказать, такие места, полагаю, будут весьма интересны компетентным органам, которые вполне могут держать там своих информаторов.


Стимулирование игроков-рабовладельцев на адекватное поведение:


  1. Разъяснительная работа (описание всех плюсов с точки зрения антуражности и логики мира игры, вплоть до выпуска и распространения небольших памяток «Ваш первый раб. Особенности ухода и эксплуатации»).
  2. Материальное стимулирование – за каждого стоящего на балансе раба рабовладелец автоматически получает определённую сумму игровых денег (при условии, что раб находится в рабочем состоянии, а не болен, голоден, ранен, закован в колодки и т.п.)
  3. Установление формальных преград в достижении некоторых социальных ценностей с жёсткой привязкой к количеству рабов (избирательный ценз – на определённую должность могут претендовать только люди с определённым количеством рабов, как выражения их достатка; невозможность претендовать на определённый титул в отсутствие регламентированного количества рабов; для проведения гладиаторских игр необходимо строго установленное минимальное количество рабов выставляемых на арену и т.п.)
  4. Сокращение времени пребывания в стране мёртвых в случае проведения красивого погребального обряда, с ритуальным захоронением определённого количества верных рабов (которые и в загробном мире существенно облегчат существование своего господина и, возможно, ускорят его возвращение в мир живых)
  5. Увеличение боевых ТТХ рабовладельца в случае сопровождения его специально обученными рабами-телохранителями. От невозможности добивания рабовладельца покуда в живых остаётся хотя бы один раб-телохранитель и до полной невозможности нанесения ему ран (по умолчанию считается, что верные рабы прикрывают господина своими телами до последнего, принимая удары на себя).
  6. Введения дополнительного правила по ядам – в случае дегустации «отравленного» блюда специально отряженным для этого рабом, каким бы ни был срок действия яда, его эффект моментально сказывается на дегустаторе, а его хозяин считается избежавшим действия яда, будучи предупреждённым.
  7. Введение моделей предполагающих рост характеристик персонажа-рабовладельца в случае совершения определённых манипуляций с другими персонажами (например, отработка хирургических навыков на бесправных рабах в целях повышения мастерства хозяина согласно правилам по медицине).
  8. Введение моделей подразумевающих острую необходимость наличия навыков или свойств у персонажей в них задействованных (например, только рабы из определённого племени обладают некими способностями, которые недоступны рабовладельцам. Следовательно, для получения желаемого результата рабовладелец должен приобрести рабов, обладающих данными уникальными свойствами (от личных до профессиональных) и с их помощью попытаться достичь желаемого в рамках игровой модели),



Введение в игру соответствующих механизмов и моделей:


1) Правила приобретения статуса раба и поведения персонажей, имеющих статус раба (описание процедуры превращения в раба, введение характерного маркера, отличающего раба от свободного), игровых возможностей прекращения данного статуса (ограниченное время рабства, варианты освобождения).

2) Закладывание механизмов, стимулирующих соблюдение правил указанных в предыдущем пункте (например, раб, замеченный в том, что он не носит ошейник с меткой хозяина, по закону должен быть убит на месте как взбунтовавшийся, а на его хозяина накладывается крупный штраф, если только он в суде не докажет, что сделал всё, что от него зависело для того, чтобы раб ходил в надлежащем виде).

3) Организация невольничьих рынков и создание социальных структур контролирующих оборот рабов.

4) Введения ограничения на некоторые игровые модели, требующие обязательного участия определённого количества рабов (например, в рамках экономических правил можно уточнить, что торговый караван не может перемещаться между населёнными пунктами, если в его составе нет регламентированного количества рабов в качестве «тягловой силы». Причём, возможны дополнительные ограничения в виде обязательной замены части\всех рабов на новых в каждом городе на маршруте, поскольку предыдущие выбились из сил и не способны нести тюки с поклажей. Это не только будет стимулировать экономический оборот «живого товара» (когда купцы будут вынуждены торговаться с местными рабовладельцами, и предлагать им для обмена своих рабов, возможно с доплатой), но и предоставит рабам возможность смены вида деятельности и места игры на новое, внося дополнительное разнообразие в их серые будни.


Я предлагаю использовать в том или ином виде следующие общие положения правил:


1. Рабство на игре (равно как и само участие в игре) дело добровольное. Если человек согласен в это играть, он признает себя рабом в момент пленения и следует общим правилам послушного поведения для рабов. Если нет, он имеет полное право надеть белый хайратник и пойти в мертвятник (оказал вооруженное сопротивление при пленении, убит во время попытки побега, зверски забит плетьми за непослушание, зачах в неволе от тоски и непривычной кухни и т.п.).*


2. Персонаж-раб однозначно и беспрекословно должен соглашаться на любую чисто игровую деятельность (все виды деятельности, описанные в правилах игры). Все что выходит за рамки правил игры – исключительно по добровольному согласованию с игроком-рабом.**


3. Раб не должен оставаться один во время своего пребывания в рабстве. Всегда рядом должен быть как минимум один игрок (надзиратель, старший раб, кто-то из свободных слуг или хозяев), с которым он может хотя бы общаться на игровые темы.***


4. Если раб остался один, без какого-либо присмотра (т.е. с ним никто не играет и им никто не занимается) он имеет полное моральное право на побег. Пускай не сразу, а, скажем, через полчаса не-игры, но данное право неоспоримо.

* Впрочем, исходя из целей и задач игры, этот пункт может быть изменён и уточнён, если есть насущная необходимость в обязательном превращении, скажем, всех военнопленных в безропотных рабов без облегчения возможности «побега в мертвятник».


** Полагаю, имеет смысл более подробно раскрыть смысл п. 2. В основном негодование игроков-«рабов» вызывают попытки использования их для всевозможных пожизнёвых работ в лагере, по сути превращающих игровые рабство в самое настоящее. Обычно это рубка дров, доставка воды, готовка, утилизация накопившегося мусора и прочие глубоко пожизневые вещи.

Поэтому я предлагаю обратиться для разъяснения столь щекотливого и спорного вопроса к правилам игры, которые все игроки по умолчанию принимают самим фактом приезда на игру. Если игровой раб работает в игровом же руднике согласно правилам по экономике – это однозначно игровое действие. Если рабу выдали игровое оружие и доверили идти в бой в первых рядах, под чутким присмотром заградотряда из лучников – эта картина самым естественным образом вписывается в правила по боёвке. Даже помощь в спешном возведении крепости вполне укладывается в правила по фортификации. Но если то, чем ему предлагают заняться, никак не упоминается в правилах игры – он может согласиться на добровольных началах или с чистой совестью отказаться со ссылкой на игровые правила.
Если он рубит дрова, носит воду, тягает тяжеленую повозку, моет грязную посуду, готовит еду, выносит мусор или делает еще какую пожизневую работу – это однозначно НЕигровое действие. Оно может совершаться ТОЛЬКО по обоюдному уговору.
***Даже банально собирать дрова по жизни не так тоскливо, если тебя не просто послали в лес одного, а прикрепили к отряду лесорубов. Просто в захватившей тебя команде по жизни не хватает рабочих рук. Отчего же не помочь хорошим людям? Особенно если эти люди не валяются в тенёчке, вкушая послеобеденный сон, а работают наравне с тобой.


Любопытный вариант был в своё время предложен на форуме «Манор»: когда при использовании раба по хозяйственным нуждам ему выдаются пожизнёвые острые предметы, хозяин также обязан выдать рабу их игровые аналоги сопоставимые по габаритам (кухонный нож + прочипованный игровой нож, топор для рубки дров + игровой топор, лопата + игровое копье с древком аналогичной длины и т.п.). В противном случае, раб имеет право отказаться от выполнения поручения.
Данное правило должно стимулировать повышенное внимание рабовладельцев к своим рабам, поскольку с момента передачи рабу игрового оружия он вполне способен совершить насильственные действия в рамках боевых правил, а значит, нуждается в дополнительном присмотре. Т.е. раб получает не только трудовую обязанность, но и дополнительный присмотр и дополнительные игровые возможности, которые он может реализовать по своему усмотрению.
Другое любопытное предложение заключалось в первичной и последующей регулярной профилактической «ломке» воли персонажа, дающей на определённый период гарантию послушания. Т.е. чтобы предотвратить побег раба надо его периодически «пороть» или как-то иначе «причинять боль», подавляющую появление потенциально возможного духа бунтарства. Даже такое незатейливое проявление внимания к рабам задаёт дополнительные игровые моменты. А в случае пренебрежительного отношения рабовладельцев к своим обязанностям, обеспечивает рабам возможность путём побега найти себе новое место с более насыщенной игрой.


Вот, собственно, и всё что я хотел сегодня рассказать. Напоследок хочу выразить благодарность обитателям форума «Манор» и Лухраспу (Александру Зуеву, г. Омск) за идею брошюры «Ваш первый раб». Если у вас возникнут какие-то вопросы или замечания по предложенной вашему вниманию работе пишите мне по электронному адресу otshel-nik@yandex.ru. По мере возможности постараюсь ответить. Искренне ваш, Николай Оленин (Николя красноярский).