Речь как средство создания образа персонажа

Материал из Ролевая Библиотеки
Версия от 20:28, 9 апреля 2012; Анка (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Автор: Виноградова Ольга (Lian), г. Москва

Полное название: Речь как средство создания образа персонажа в настольных ролевых играх.

Статья была впервые опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru

Речь - один из способов выражения мыслей и описания действительности. По поводу значения речи сказано и написано множество трудов, но ни один из них не сказал большего, чем то, что именно речь сделала человека человеком и во многом определила как способ развития разума, так и основные способы взаимодействия между людьми.

В нашем случае речь – основной способ описания и передачи образов, как от мастера к игрокам, так и для игроков. В настольных играх, в силу их особенностей, речь остается практически единственным способом изображения действительности. Поэтому очень важным становится искусство владения речевыми приемами и знания о том, как лучше пользоваться этим инструментом для создания нужного впечатления у окружающих. Создание образа через речь не подразумевает описательных картинок «взгляда со стороны», как основного средства изображения. Несомненно, описание внешности и манер персонажа, как и его имя, например, достаточно важны, но мы будем рассматривать ниже исключительно использование особенностей речи персонажа для отражения его образа и характера. Создавая образ персонажа в его речи, мы всегда передаем его манеру общаться, степень использования жестов, особенности построения и содержания предложений – мы используем его речь для создания его образа, для подчеркивания определенных черт его личности, для выделения особенностей его характера, степени образованности, вписанности в окружающую его действительность.

Самый яркий пример использования речевых особенностей для создания образа: образ иностранца. Если нам необходимо изобразить, скажем, немецко говорящего персонажа, то мы будем:

  • составлять длинные предложения и уснащать их сложными словами;
  • будем тщательно проговаривать окончания, и при этом приглушать звук «р»;
  • будем вставлять в речь артикли: «Это есть очень красивый город.»

По сути, для того, чтобы изобразить иностранца, нам необходимо проделать некую предварительную работу по сбору информации: как именно говорят иностранцы, приезжающие из нужной нам страны, какие особенности языка будут у них, будут ли отличаться основные лексические понятия, будет ли отличаться жестикуляция…

Обычно вся эта работа проделывается бессознательно: мы смотрим фильмы, передачи, ролики, читаем книги, статьи – и все это время мозг аккумулирует необходимую нам информацию, которую после можно использовать для создания нужного образа.

Много ли людей сознательно задумывается о том, какие особенности речи будут сопровождать депрессию? Хотя если попросить определить настроение текста, в котором будут превалировать холодные цвета, несложные предложения с небольшим количеством глаголов, односоставные предложения – настроение такого текста будет очень большим количеством людей воспринято, как имеющее четкий негативный оттенок.

Несомненно, не стоит забывать о том, что восприятие любого художественного текста (в том числе и тех описаний, которые рождаются за игровым столом) зависит от того, насколько близки особенности восприятия действительности у того, кто говорит и у слушателей. Чем ближе картина мира говорящего к картинам мира слушающих, тем лучше его понимают.

Для начала стоит сосредоточиться на составных частях создания образа персонажа – будь это персонаж игрока, или же мастерский, элементы будут одними и теми же. Они могут быть использованы все вместе или частично в процессе игры, но использование списка при создании образа, который будет позже проявлен через речь, стоит делать полным.

При создании образа, все речевые особенности будут либо играть на создаваемый поступками образ, либо разрушать его (что тоже вполне может быть целью игрока или мастера). Но важно представлять себе, из каких кирпичиков будет строиться речевой образ и как каждый из них может влиять на конечную «картинку» персонажа.

Используя эти кирпичики, не стоит забывать о том, что один из них будет краеугольным камнем, а остальные – лишь оттенять его и поддерживать основное, создаваемое основной особенностью, впечатление о персонаже.

Составные части речевого образа таковы:

  • темп речи – быстро или медленно говорит персонаж, насколько темп речи отличается от обычного;
  • громкость – громко или тихо говорит персонаж, имеет ли привычку практически шептать, или, напротив, заглушать собеседников;
  • интонации - богатство или же практически полное их отсутствие;
  • дефекты речи – наличие различных фонетических дефектов речи и их степень (например, заикание);
  • акценты, диалекты – их наличие и степень проявленности;
  • сложность – насколько сложные слова и предложения употребляет персонаж, сколько процентов его речи понятно в среднем окружающим;
  • объем – привычка говорить короткими, или, напротив, особо длинными фразам; привычка говорить коротко или же очень долго;
  • содержательность - способен ли персонаж говорить часами о погоде, или он предпочитает сказать в трех фразах очень много;
  • образность – много ли будет сравнений в речи, будут ли использоваться образы, аллюзии, или же речь персонажа будет утилитарно прямой – исключительно точно описывающей действительность;
  • эмоциональность – много ли будет эмоций в речи, будут ли они передавать внутреннее состояние персонажа;
  • жаргон – насколько речь персонажа понятна окружающим, не вращающимся в его постоянном окружении, насколько сам персонаж зациклен на источнике жаргона;
  • слова-паразиты – их наличие, количество и выбор могут многое сказать о способе действий персонажа;
  • архаизмы – могут показать образованность, а могут – оторванность от действительности;
  • цитаты – по тому, что именно цитирует персонаж и как часто, можно сказать, что его волнует в данный момент или на протяжении последних нескольких лет жизни, а также назвать с некоторой вероятностью, некоторые его идеалы;
  • нецензурная\ нелитературная речь – будет ли речь персонажа засорена словами, далекими от литературности, или же она будет подчеркнуто правильной;
  • затуманивание смысла – дипломаты владеют искусством сказать много и не сказать при этом ничего – будет ли персонаж использовать его?
  • уместность – рассеянный профессор, говорящий с группой подростков на улице в неблагополучном районе тем же тоном, и с выбором тех же выражений, что и на лекции сразу создает определенный образ – определяя, в частности, умение приспосабливаться к окружающей обстановке и правильно оценивать эту самую обстановку;
  • смысловые дефекты речи – перестановка слов, использование слов с противоположным смыслом, использование слов только с определенной эмоциональной окраской – такие вещи могут многое сказать о персонаже, но, как правило, для создания правильного впечатления, требуется чтение статей или просмотр материалов про выбранное расстройство речи или психики;
  • жесты – непосредственно не относящиеся к речи, но сопровождающие ее достаточно часто, жесты скорее являются способом показать некие этнокультурные особенности (как, например, кивание у болгар, которое означает «нет», в отличие от большинства европейских народов).

Для создания яркого образа нет необходимости использовать множество составных частей с одинаковой интенсивностью. Более того, если у персонажа будет хоть одна ярко выделяющаяся речевая характеристика, все остальные стоит сделать подчеркнуто усредненными, чтобы не создавать впечатление «каши» у слушающих.

Например, если представляемый персонаж заикается, это естественным образом окажет воздействие на его громкость речи, ее объем и сложность предложений, но это уже будет означать отсутствие практически любых других серьезных смысловых дефектов речи или же ярких акцентов. При создании образа всегда стоит сосредоточиться на одном главном элементе речи, и выделить те, на которые главный элемент непосредственно влияет. Остальными можно пренебречь.

И в этом месте мы подходим к следующему важному моменту: откуда брать сведения о том, как взаимосвязаны элементы речи, какие более важны, какие менее, и какие элементы будут влиять на восприятие персонажа окружающими более других.

Специальных знаний по психолингвистике не требуется – достаточно простой наблюдательности и внимания. Наблюдать можно за:

  • персонажами кино и телевидения;
  • окружающими людьми;
  • публичными личностями.

Без таких наблюдений сложно будет сформировать достоверные образы – ведь важно, чтобы не просто все аспекты речи «работали на образ», но и слушателям этот образ казался реалистичным в рамках представляемой модели мира. Достаточную помощь оказывают книги, хотя образы в художественных произведениях - худшее подспорье, чем кино и реальная жизнь. В книгах у автора достаточно времени и места для более длительного развертывания характера героя и для подробных описаний его речи. За игровым столом, как правило, время ограничено – и стоит выбирать эффектность и эффективность воздействия взамен педантичной детализированности.

Помимо этого есть еще один немаловажный фактор, не все игроки и мастера могут «сыграть» особенности речи от первого лица . Как правило, такое представление используется один или два раза, чтобы сформировать первоначальный образ, а в последующих сценах все описывается от третьего лица. В этом случае акцент на одну важную особенность становится еще более важным: одна особенность запоминается сразу и игроки (мастер) невольно «достраивают» образ с учетом этой особенности , а в случае «распылениия» - вместо образа остается невнятный отпечаток, который гораздо сложнее связать с определенным характером (в этом случае основную смысловую нагрузку будут нести действия персонажа, а речь вообще уходит со сцены, как выразительное средство).

В общем, для того, чтобы через речь создать яркий образ, который поможет передать особенности характера персонажа, нужно:

  • помнить про составные части;
  • делать упор на одну яркую речевую особенность;
  • «увязывать» речь с характером персонажа;
  • наблюдать, наблюдать и еще раз наблюдать – без материалов наблюдений сформировать необходимое впечатление у слушателей будет практически невозможно.