Современная нейро-психология — различия между версиями

Материал из Ролевая Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
''Доклад состоялся в рамках секции футурологии на Комконе-6 в 2011 году.''
 
''Доклад состоялся в рамках секции футурологии на Комконе-6 в 2011 году.''
 +
 +
'''Анонс:''' 
 +
 +
Современные науки о мозге человека далеко ушли... От чего? Что именно неверно в наших старых представлениях о том, как работает "межушной нервный узел"? О чём мы даже, возможно, и не подозреваем?
 +
Как вы думаете, на сколько процентов работает ваш, персонально Ваш мозг? А хотели бы, чтобы работал на 100%? Или, может, вы в курсе, что даже при тяжелейших эпилептических припадках работает меньше, чем сто процентов мозга?
 +
Вы ещё верите, что "нервные клетки не восстанавливаются"? Что ж, не хотите - не восстанавливайте. Да и развивать мозг тоже далеко не каждому нужно. Ведь это ж сколько недель пройдёт, пока закрепятся новые системы нейронных связей, или, тем паче, образуются новые нейроны! А сколько усилий приложить придётся...
 +
И всё равно - возможности мозга куда шире, чем могут показаться на первый взгляд. Ещё в 70-е года прошлого века один энтузиаст при помощи не слишком-то хитрых устройств научил слепых видеть... Кожей! И пошло-поехало...
 +
Очень многие современные достижения в области развития мозга (в том числе, скажем, лечения аутизма) выглядят весьма и весьма примитивно - скажем, задания на различение двух звуков - однако они базируются на глубоком понимании принципов (само)организации мозговых структур. Как это ни парадоксально, но порой без ЯМР-томографа и многих десятилетий научных изысканий со сложнейшей аппаратурой никак не догадаться, как с помощью всего лишь зеркала избавить человека от фантомных болей, при помощи простейших упражнений сохранить интеллектуальные способности в старости или развить в юности.
 +
Сегодня практические плоды научных изысканий о мозге порой кажутся настолько простыми, что совершенно не воспринимаются в связи с современным сложнейшим оборудованием и грандиозными национальными проектами (вроде "Коннектома"), и вообще не принимаются всерьёз. Но они работают, и работают прекрасно.
 +
Остаётся лишь немного разобраться, что к чему...
 +
 +
'''Тезисы:'''
 +
 +
Современные представления о мозге. Пластичность мозга. Советская и западная школы, развитие представлений о пластичности.
 +
Отмирание нейронов при взрослении. Миф: "нервные клетки не восстанавливаются". Стволовые клетки в головном мозгу. Сроки формирования новых нейронов. Восстановительное обучение и устранение последствий инсультов.
 +
Понятие о когнитивных способностях. Миф про "мозг, работающий на 5%" (варианты: на 2%, на 10% и т.п.). Несостоятельность и происхождение мифа. Реальное положение дел: устройство мозга, 100% работа - эпилепсия.
 +
Возможности мозга. Развитие способностей в рамках представлений о пластичности. Случайность формирования/потерь связей между нейронами. Основные "характерные сроки" обучения: формирование коллатерали аксона/дендрита, формирование нейронных ансамблей.
 +
Рост IQ в мире. Эффекты насыщенной среды. "Инстинкт" исследовательской деятельности. "Инстинкт" языка: пиджины, "универсальная грамматика" Хомского.
 +
Методы исследования мозга. Пространственное и временное разрешение. Локальный кровоток и электрическая (и магнитная) активность. Простые упражнения и использование фМРТ для оценки их эффективности. Когнитивные гимнастики. Гимнастика Патрика Келли.
 +
Мозговое кровообращение и общая физическая активность. "В здоровом теле - здоровый дух". Представление о кинезиологии. Гимнастики "для ума" - как работает, в каких областях нужны.
 +
Существующие проекты "воспроизведения мозга в железе". Проект "Коннектом".
 +
Мышление как навык. Нужно ли знать о мозге всё, для того, чтобы развивать мышление?
 +
Техногенная и "традиционная" тренировка мозга. Что эффективнее - существующие технические средства (электрическая стимуляция, светозвуковая стимуляция) или упражнения без технических ухищрений?
  
 
'''Видеозапись:''' http://vimeo.com/21475293
 
'''Видеозапись:''' http://vimeo.com/21475293

Текущая версия на 21:54, 17 октября 2011

Автор: Павел Григал

Доклад состоялся в рамках секции футурологии на Комконе-6 в 2011 году.

Анонс:

Современные науки о мозге человека далеко ушли... От чего? Что именно неверно в наших старых представлениях о том, как работает "межушной нервный узел"? О чём мы даже, возможно, и не подозреваем? Как вы думаете, на сколько процентов работает ваш, персонально Ваш мозг? А хотели бы, чтобы работал на 100%? Или, может, вы в курсе, что даже при тяжелейших эпилептических припадках работает меньше, чем сто процентов мозга? Вы ещё верите, что "нервные клетки не восстанавливаются"? Что ж, не хотите - не восстанавливайте. Да и развивать мозг тоже далеко не каждому нужно. Ведь это ж сколько недель пройдёт, пока закрепятся новые системы нейронных связей, или, тем паче, образуются новые нейроны! А сколько усилий приложить придётся... И всё равно - возможности мозга куда шире, чем могут показаться на первый взгляд. Ещё в 70-е года прошлого века один энтузиаст при помощи не слишком-то хитрых устройств научил слепых видеть... Кожей! И пошло-поехало... Очень многие современные достижения в области развития мозга (в том числе, скажем, лечения аутизма) выглядят весьма и весьма примитивно - скажем, задания на различение двух звуков - однако они базируются на глубоком понимании принципов (само)организации мозговых структур. Как это ни парадоксально, но порой без ЯМР-томографа и многих десятилетий научных изысканий со сложнейшей аппаратурой никак не догадаться, как с помощью всего лишь зеркала избавить человека от фантомных болей, при помощи простейших упражнений сохранить интеллектуальные способности в старости или развить в юности. Сегодня практические плоды научных изысканий о мозге порой кажутся настолько простыми, что совершенно не воспринимаются в связи с современным сложнейшим оборудованием и грандиозными национальными проектами (вроде "Коннектома"), и вообще не принимаются всерьёз. Но они работают, и работают прекрасно. Остаётся лишь немного разобраться, что к чему...

Тезисы:

Современные представления о мозге. Пластичность мозга. Советская и западная школы, развитие представлений о пластичности. Отмирание нейронов при взрослении. Миф: "нервные клетки не восстанавливаются". Стволовые клетки в головном мозгу. Сроки формирования новых нейронов. Восстановительное обучение и устранение последствий инсультов. Понятие о когнитивных способностях. Миф про "мозг, работающий на 5%" (варианты: на 2%, на 10% и т.п.). Несостоятельность и происхождение мифа. Реальное положение дел: устройство мозга, 100% работа - эпилепсия. Возможности мозга. Развитие способностей в рамках представлений о пластичности. Случайность формирования/потерь связей между нейронами. Основные "характерные сроки" обучения: формирование коллатерали аксона/дендрита, формирование нейронных ансамблей. Рост IQ в мире. Эффекты насыщенной среды. "Инстинкт" исследовательской деятельности. "Инстинкт" языка: пиджины, "универсальная грамматика" Хомского. Методы исследования мозга. Пространственное и временное разрешение. Локальный кровоток и электрическая (и магнитная) активность. Простые упражнения и использование фМРТ для оценки их эффективности. Когнитивные гимнастики. Гимнастика Патрика Келли. Мозговое кровообращение и общая физическая активность. "В здоровом теле - здоровый дух". Представление о кинезиологии. Гимнастики "для ума" - как работает, в каких областях нужны. Существующие проекты "воспроизведения мозга в железе". Проект "Коннектом". Мышление как навык. Нужно ли знать о мозге всё, для того, чтобы развивать мышление? Техногенная и "традиционная" тренировка мозга. Что эффективнее - существующие технические средства (электрическая стимуляция, светозвуковая стимуляция) или упражнения без технических ухищрений?

Видеозапись: http://vimeo.com/21475293

Презентация: http://www.alexander6.ru/files/498888/grigal_komkon_lecture.rar