http://lib.rpg.ru/index.php?title=%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BC_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%8C%D1%8E_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83&feed=atom&action=historyУдарим ролевыми играми по бездорожью и разгильдяйству - История изменений2024-03-28T22:00:04ZИстория изменений этой страницы в викиMediaWiki 1.24.0http://lib.rpg.ru/index.php?title=%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BC_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%8C%D1%8E_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83&diff=53432&oldid=prevMariaRaczynska: Новая страница: «'''''Автор: Алексей Миняйло (Холмский)''''' ''Статья вперые была опубликована в книге [http://rpg.ru…»2014-05-23T10:08:29Z<p>Новая страница: «'''''Автор: Алексей Миняйло (Холмский)''''' ''Статья вперые была опубликована в книге [http://rpg.ru…»</p>
<p><b>Новая страница</b></p><div>'''''Автор: Алексей Миняйло (Холмский)'''''<br />
<br />
''Статья вперые была опубликована в книге [http://rpg.ru/book Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя там]''<br />
<br />
Вы когда-нибудь слышали про ролевые игры для президентов? Скоро услышите.<br />
<br />
Все мы привыкли к ролевым играм, в которых участвуют ролевики. Новички, олдовцы и даже пресловутое «другое ролевое движение», но в целом это все те же ролевики, что и мы. Но бывает и по-другому. В этой статье я вам расскажу о некоторых ролевых играх, которые мы с друзьями в этом году проводили для неролевиков.<br />
<br />
Для начала, зачем нужны ролевые игры неролевикам? Да уж не для того же, для чего нам, а то они бы уже пополнили наши ряды. Я вам сейчас расскажу пару историй про моих (а скорее всего и ваших) знакомых ролевиков, а вы сами сделаете выводы.<br />
<br />
==Рассказывает Иван Ниненко (Фэлкон)==<br />
<br />
«Первый раз я попал за решетку на трое суток. Это было в Москве в ноябре 2005 года, меня задержали за мирный пикет у Госдумы. Второй раз – в Питере в 2006, когда я снимал задержания во время саммита «Большой восьмерки». Самая серьезная история была в Минске, где на нас с друзьями завели уголовное дело якобы за хулиганство, а на самом деле – за оскорбление Лукашенко. В общем, за решеткой я оказывался регулярно, хотя и ненадолго. Тем не менее, для большинства людей даже провести ночь в КПЗ – это шок.<br />
<br />
Я к этому шоку был готов благодаря «Сильмариллион-Экстриму», на котором попал в плен к Морготу. Трудно передать словами, как это помогло, – это был опыт, который нужно пережить самому (а если бы опыт можно было передать словами, мы бы ни о каком опыте не говорили), и он меня очень закалил. Там зло было настоящим: меня пытались заставить отречься от идеалов и принести клятву верности темному властелину. В реальных тюрьмах все иначе. Там работает не зло, а злишко, которое скорее жалко, чем страшно. Только в Минске полицейские хоть чуть-чуть верят в то, что делают, но и там ощущения в тюрьме не идут ни в какое сравнение с теми, которые были на игре. Это придавало мне уверенности в себе и помогало эффективнее бороться за свои права. Например, я уже в 2006 году успешно добивался того, чтобы ко мне допускали адвоката (что было редкостью в то время).<br />
<br />
А еще я на «Стоимости жизни» играл омоновца и на своей шкуре понял, что такое выполнять команду по разгону демонстрации или бить людей безо всякой команды. И мне еще более очевидным стал тот факт, что нужно бороться за деанонимизацию полицейских. В моменты стресса (а взаимодействие с полицией – всегда стресс) гражданские вообще не могли запомнить, какой человек в форме с ними общается. Потом пострадавшие даже путали меня и мою напарницу, хотя мы были без масок. А в масках мы вообще творили, что хотели, и чувствовали полную безнаказанность. Так что этот опыт лишь усилил мое желание бороться с анонимностью полицейских, которая в итоге вылилась в две акции «День проверки документов» (одна в Москве и одна – всероссийская) и привела к тому, что почти все полицейские теперь носят нагрудный знак с индивидуальным номером, который позволяет их идентифицировать».<br />
<br />
==Рассказывает Дарья Кириллова (Рута):==<br />
<br />
«Чаще всего я езжу на встречи не в качестве главного переговорщика, а как вспомогательный: добавить эмоциональных ощущений, четко осветить какую-то часть темы, «дожать». Как-то раз мне пришлось поехать на серьезные переговоры в одиночку – и как-то мне было очень не по себе. Я не знала, что делать, с чего начинать, как себя вести. И тут я вдруг понимаю, что, по сути, эти переговоры ничем не отличаются от десятков переговоров, которые я вела на играх, находясь в позиции «главного», более того, совершенно разных главных: фэнтезийных королев, исторических политиков, руководителей всех мастей.<br />
<br />
И все. Сразу снялся ступор, который раньше говорил: для тебя это очень сложно! Да нет же, все так, как и в игре, – та же разница позиций, цели, которых нужно достигнуть, те же человеческие взаимоотношения, помогающие добиваться нужного. А тот факт, что это жизнь, разницы никакой не делает, навык-то тот же.<br />
<br />
Итого: надела на себя роль переговорщика, как на игре, вспомнила ощущения – и только вперед».<br />
<br />
Ну и ваш покорный слуга даже не подозревал, что может быть лидером и вести людей за собой, и даже был уверен в обратном – до городской игры «Осенний дозор» в 2006 году. Я тогда только попал в московское ролевое движение, никого не знал и не был уверен, что останусь в нем, поэтому подумал: «А почему бы не попробовать? Ну даже если меня зачмырят, что такого? Я смогу просто больше никогда не общаться с этими людьми». Попробовал – и оппа! Получилось. Это был очень неожиданный опыт, что я, оказывается, могу руководить людьми, а они еще вдобавок и слушают, что я говорю. И этот опыт очень сильно изменил мою жизнь.<br />
<br />
Собственно, для этого ролевые игры неролевикам и нужны – они дают опыт, который помогает изменить жизнь, свою или чью-то еще. В этой статье я расскажу про наши образовательные игры для гражданских активистов, которые ровно вот этим и занимаются – изменяют мир в лучшую сторону.<br />
<br />
==Наблюдатели vs. Фальсификаторы==<br />
<br />
Наш самый крупный образовательный проект для гражданских активистов – это образовательная игра для наблюдателей, которая называется «Наблюдатели vs. Фальсификаторы». Не буду устраивать вам «Сильмариллион», рассказывая, на берегах каких рек мы ее проводили и сколько человек в ней участвовало, – просто посмотрите отличную инфографику, которую нарисовал Стас Черенков.<br />
<br />
Наблюдатели на выборах (также их называют общественными контролерами) – это такие люди, которые следят за тем, чтобы выборы прошли в соответствии с законом, и результаты выборов соответствовали волеизъявлению избирателей. Фальсификаторы – это те, кто ради денег или по личным убеждениям творчески корректирует результаты голосования на избирательном участке (как правило, в пользу властей и по их указанию).<br />
<br />
Первый раз я наблюдал на выборах в 2008 году. Тогда в наблюдатели шли, чтобы заработать немного денег (как я), или особенно идеологически стойкие граждане, которым не все равно (думаю, не больше 20% от общего числа тогдашних наблюдателей). И в целом общественных контролеров было мало: мы с женой на нашем участке были единственными наблюдателями, а на других участках ситуация была не лучше. Но после того трэша, который власти устроили 4 декабря 2011 года, десятки тысяч людей по всей России решили стать добровольными наблюдателями на президентских выборах в марте. Только в Москве зарегистрировались свыше десяти тысяч общественных контролеров.<br />
<br />
Теперь представьте себе, что на бугурт внезапно решили бы выйти десять тысяч новобранцев. Едва одоспешенных и безо всякого опыта. Представили? Мы тоже представили и решили действовать. Я собрал зондер-команду разработчиков в лице Димы Земцова (Рингиль), Вити Демина (Вик) и Ильи Мищенко (координатор по обучению в «Гражданине наблюдателе»). Они в кратчайшие сроки разработали образовательную игру, которая помогла бы начинающим наблюдателям переквалифицироваться из камикадзе в нормальную такую пехоту, которая умеет немного держать строй и ловко поддеть конника упертым в землю копьем. Реализовать эту мечту нам помогли порядка сотни ролевиков, которые приходили помочь 1-2 раза и были игротехниками: полицейскими и карусельщиками.<br />
<br />
Игра представляет собой симуляцию выборного процесса с умело выстроенными точками конфликта. Все участники игры разбиваются на команды по 10-15 человек (каждая из них представляет собой отдельный избирательный участок), команда каждого участка делится на наблюдателей и фальсификаторов. Главная условность: чтобы создать устойчивый поток избирателей на каждом участке, каждый человек должен честно проголосовать на каждом из участков. Кандидатов двое: Белов и Чернов. За Белова идут все честные голоса, за Чернова – только фальсификации. У фальсификаторов есть плановые показатели, которые им нужно во что бы то ни стало выполнить, а общественные контролеры должны им помешать.<br />
<br />
Потом, уже после выборов, мы провели исследование, которым руководила Настя Лобачева (Мирабель). Результаты обнадеживают: 84% наших пострелов использовали игровой опыт в жизни.<br />
<br />
Вот, кстати, весьма красноречивый отзыв от Ирины Чумбаевой из Пензы, которая участвовала в нашей игре: «Пройдя ролевую игру «Фальсификатор и наблюдатель», понимаешь – важно. Очень важно играть. Где бы я еще узнала, что, будучи членом УИК (участковая избирательная комиссия – прим. автора), можно запросто произвести вброс у всех на глазах. Где бы я еще прочувствовала, увидела и отработала те психологические нагрузки, которые возникают на УИК. И где бы воочию смогла применить теоретические знания, отработать их так, что теперь не забудутся мельчайшие детали фальсификаций и реакции на них. Последующий разбор возникших нарушений с четкими предложениями решений упорядочивает действия наблюдателя на УИК, делая их взвешенными и уверенными. Играя, тренируемся. А что тренируешь, то и «накачивается».<br />
<br />
Хотя мы обучили уже под тысячу общественных контролеров, наши возможности не безграничны, поэтому мы начали учить сторонних тренеров и уже подготовили первых двух неролевиков, которые могут сами проводить эту игру (и одну уже даже провели в Вологде). В планах на 2013 год – обучить как минимум 30 тренеров, которые смогут провести игры для десяти тысяч общественных контролеров, которые, по нашим предположениям, станут наблюдателями на выборах в Мосгордуму в 2014 году.<br />
<br />
Впрочем, обучение наблюдателей – не единственное, что мы делаем для неролевиков, и, в долгосрочной перспективе, даже не самое важное.<br />
<br />
==17==<br />
<br />
Ролевая игра «17» – это верхушка айсберга, начало образовательной программы, состоящей из ролевых игр, которую мы запускаем для гражданских активистов. Зачем мы это делаем? Потому что у людей очень богатый внутренний мир, и кто-то что-то должен с этим сделать. Как говорится, если не мы, то кто.<br />
<br />
Одна из главных проблем – людей затягивает текучка, они забывают о главном, вместо этого сосредотачиваясь на краткосрочных целях. Ну и начинают ругаться друг с другом. Крики, кровища, кишки во все стороны, вот это все. Это, конечно, не единственная причина кровищи, но, на мой взгляд, самая важная. Все-таки, когда думаешь о главном, всегда можно поговорить и найти компромисс. А вот когда просто ищешь 500 рублей для отца русской демократии, то торг, конечно, не уместен.<br />
<br />
Игра простая, как полено. Есть три управления контрразведки, которые конкурируют между собой за поощрения руководства. Поощрения выдаются тем, кто поймает больше нарушителей устава (который в изобилии содержит пункты из серии «Запрещено класть ногу на ногу, так как это ухудшает кровообращение и подрывает боеспособность»), напишет больше патриотических эссе (на тему «Личная гигиена как выражение преданности родине») или разработает больше планов победы в военно-тактической игре «Кресты и нули». Другая цель – сохранить в безопасности ядерный чемоданчик, но про нее все быстро забывают, увлекшись соревнованием по зарабатыванию очков. В ход шло все: и придирки к ничего не значащим мелочам, запрещенным уставом («У вас в левом нагрудном кармане лежит ручка, это запрещено уставом, вы арестованы!»), и даже подставы: люди незаметно подбрасывали коллегам ручку в левый нагрудный карман или просили их подержать кусочек мела (это тоже запрещено), чтобы заработать дополнительные очки для своего отдела.<br />
<br />
Ах да! В каждое управление внедрено по одному вражескому шпиону. Цель шпионов – захватить ядерный чемоданчик. А так как им нет дела до зарабатывания очков (в отличие от настоящих контрразведчиков, у которых от этого зависят зарплата и продвижение по службе), они довольно быстро (как правило, в течение 40 минут) объединяют усилия и добывают ядерный чемодан. Занавес.<br />
<br />
Вообще, игра настолько простая, что я не ожидал никакой особенной реакции на нее и был очень удивлен, увидев, насколько изменялись в лице люди после окончания разбора полетов. Было видно, что они осознали что-то очень важное.<br />
<br />
Вот один из отзывов об это игре: «Игра «17» заставила остановиться, посмотреть трезвыми глазами на себя и на других и... ужаснуться. Забывая за мелкой текучкой о главной цели, мы часто добровольно и самозабвенно помогаем «шпионам». И, как выяснилось, даже в жизненно важных для себя вопросах».<br />
<br />
За 2012 год, пока проводили образовательные игры для наблюдателей и других гражданских активистов, мы успели не только познакомиться с огромным количеством отличнейших людей, но и немного изменить ситуацию в стране в лучшую сторону. Пока – не очень сильно, но с учетом того, что более-менее регулярно этим занимались порядка пяти человек, можно смело сказать, что КПД довольно высок. Наглядный пример того, как ролевые игры на самом деле делают мир лучше. Так что присоединяйтесь. :-)<br />
<br />
==Игры==<br />
<br />
* '''Сильмариллион-Экстрим'''. 2002. Урал. МГ «Завоевание рая»<br />
* '''Осенний дозор (городская игра)'''. 2006. Центральный регион. Рингиль и др.<br />
* '''Стоимость жизни'''. 2011. Центральный регион. МГ «Лестница в небо». — lifecost.tv<br />
<br />
[[Категория:Лестница в Небо]]<br />
[[Категория:Теория РИ]]<br />
[[Категория:РИ и общество]]<br />
[[Категория:2010-2014]]<br />
[[Категория:РИ. Глядим назад...]]<br />
[[Категория:Статьи]]</div>MariaRaczynska