Художественная критика РИ — различия между версиями

Материал из Ролевая Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 50: Строка 50:
 
[[Категория:Теория РИ]]
 
[[Категория:Теория РИ]]
 
[[Категория:Статьи по итогам]]
 
[[Категория:Статьи по итогам]]
 +
[[Категория:МоеК-36]]

Текущая версия на 14:51, 4 декабря 2011

Автор: Федосеев Алексей (Флоран)

Статья написана по результатам работы секции Художественной критики ролевых игр на Комконе-4 в 2009 году. Впервые она была опубликована в журнале «Мое королевство» № 36.

Ролевые игры стали популярным явлением. Сейчас в год проходят сотни игр по всей территории России и ближайших стран, а число ролевиков достигает, по некоторым данным, сотен тысяч человек. Мы постоянно видим в интернете многочисленные обсуждения прошедших и будущих игр, отчеты игроков, споры мастеров, но все это пространство общения остается неконструктивным. В то время как вопросы — что же такое ролевые игры, зачем люди в них играют, чем одни игры отличаются от других — до сих пор остаются без серьезного ответа. На Четвертом Комконе (в марте 2009 года) инициативной группой от мастеров и теоретиков игр, большая часть которых входит в организацию Игры Будущего, была предпринята попытка введения нового направления — художественной критики ролевых игр[1]. В этой работе представлены основные цели и положения направления критики игр.

Уже не первый год продолжаются споры о том, что же такое ролевые игры, относить ли их к современному искусству или считать не более чем популярной формой развлечений. Эта статья строится из предположения о том, что да, ролевые игры — это искусство, правда пока что еще только на стадии становления. Приняв этот постулат, мы приходим к выводу, что ролевые игры, как и любые произведения искусства, влияют на людей и изменяют их согласно, в том числе, задумкам мастеров и других игроков. Ролевые игры естественно встраиваются в современную культуру.

Рассматривая игры как искусство, аналогичное литературе, театру или кино, мы можем ввести аппарат художественной критики, которая непременно сопровождает все известные нам виды искусств. Что же такое художественная критика? Если обратиться к словарям, можно получить следующее определение:

Художественная критика – это вид интеллектуальной деятельности, выраженный через организованный текст, в основе которого лежит анализ художественного произведения или произведений, выполненный человеком, владеющим языком и выражающий позицию и отношение автора к данному произведению или классу произведений.

Из этого определения мы видим, что художественная критика, во-первых, представляется в виде текста (или рецензии), а во вторых выражает мнение автора (критика), который занимает определенную позицию и имеет свое отношение к рассматриваемому произведению. Чем же художественная критика отличается от привычного поста в блоге в духе «игра отстой, но поиграли отлично»? Попробуем рассмотреть объект художественной критики чуть подробнее.

Важной частью любого художественного произведения является авторский замысел. Авторский замысел может быть простым и лежать на поверхности, а может быть скрыт или представлен в виде последовательности слоев, в которые предлагается погрузиться читателю или зрителю. Так или иначе, анализируя примеры существующих произведений и критики, можно убедиться, что у всех серьезных произведений искусства есть авторский замысел, и, как правило, чем сильнее оказывается этот замысел, тем значительнее получается и результат. А если авторский замысел еще и в полной мере реализовался, мы не останемся прежними после знакомства с произведением.

Так и в ролевых играх: мастерская группа, выбирая тему и идею своей будущей игры, начинает формулировать собственный авторский замысел, который позже будет разворачиваться в подготовке к игре и на полигоне.

Трудно отрицать, что роль мастеров в этом процессе куда значительнее, чем роль будущих игроков. Именно поэтому под авторами игры можно определить тех, кто создает концепцию игры и делает все для ее воплощения в жизни, в принятой терминологии это мастера игры.

Оценивая произведение, критик обращается не к своему опыту прочтения, а к самому произведению в целом. Критик должен оценивать саму игру и ее составляющие, а вовсе не то, как ему или другим известным игрокам «поигралось». Только тогда появляется возможность понять оценки критика и встать на его место. Именно поэтому делается такой парадоксальный на первый взгляд вывод: критик игры совсем не обязательно должен присутствовать на самой игре, ведь он все равно абстрагируется от своего личного опыта как игрока или как мастера.

Другой важный вывод состоит в том, что можно и нужно критиковать игры, которые еще не состоялись. В этом случае оценивается сам авторский замысел в том виде, в котором он предлагается игрокам (информация на сайте игры, публичные высказывания мастеров, предварительные сыгровки и многое другое). Практическая польза такой критики очевидна — при существующем богатстве выбора игр в сезоне критическая заметка поможет куда лучше понять мастеров и представить свое место в будущей игре.

Критика формирует вкус, позволяет выделить устоявшиеся приемы и традиции в искусстве. Критика может выделять новые и революционные идеи, а также морально устаревшие игры. Развиваясь таким образом, критика сможет построить динамику и историю развития ролевых игр, выделить жанры игр, понять влияние игр на нашу культуру в целом.

Важно, что такая критика возможна только в том случае, когда сам критик имеет четкую и сформулированную позицию и оценивает игру исходя из своих принципов. Чем тверже критик стоит на своих убеждениях, тем проще читателям понять тот фокус, из которого построена критика игры. Другими важными факторами является личность критика, его известность в ролевых кругах и умение четко и красиво подавать свои мысли. Критиковать может любой человек, но далеко не у всех это получается красиво и четко.

В заключение, хочется сформулировать ряд примеров того, чем на практике может быть полезна критика ролевых игр. До игры критика помогает:

  • лучше понять, что за игру делают мастера, стоит ли на нее ехать и в какой роли;
  • ориентироваться в множестве одинаковых на первый взгляд проектов;
  • помогает избежать ситуации, когда уже на самой игре обнаруживаешь, что ждал совсем не этого;
  • помогает мастерам четче сформулировать свой замысел и лучше донести его до потенциальных игроков.

Критика после игры:

  • формирует вкус и помогает выделить интересные и новаторские идеи;
  • помогает лучше понять, что хотели сказать мастера;
  • помогает оценить достоинства и недостатки использованных игровых моделей, сюжетов и других способов делания игр;
  • помогает обмениваться удачным опытом;
  • формирует жанры, течения и направления игр, формулирует историю развития ролевых игр.

Работа над развитием художественной критики ролевых игр продолжается. И это не только семинары и круглые столы на ролевых конвентах (в частности, на Блинкоме и Комконе), но и те критические рецензии, которые сейчас все чаще появляются в сети. Всю дополнительную информацию по теме можно найти на соответствующем разделе ролевых форумов портала rpg.ru. На этом же форуме можно прочитать примеры существующих критических статей.

Ссылки

  1. Результаты работы секции художественной критики на Комконе-4