Ассоциация игротехник
Автор: Вячеслав Рожков (Дядя Слава)
Статья была опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru в 2008 году.
"Стране нужны ролевые игры, чтобы люди в них находили и реализовывали себя! Считайте это госзаказом." это сказал Белоконев С.Ю., депутат Госдумы, первый зампред комитета ГД по делам молодежи.
2007 год это год прорыва. Тему социализации и самоидентификации можно считать исчерпанной. Мы теперь признанное обществом направление, причем признанное в позитивном ключе.
Конференция игротехников
26 января в Москве состоялась конференция Ассоциации игротехников. Организована она была структурами, близкими к Комитету по делам молодежи, возглавляемому Василием Якеменко. Заявленные цели конференции - встреча игротехников различных школ и формирование отношения государства к этому явлению.
Контакты с этой ассоциацией были установлены в прошлом году. В предыущем номере МоеКа есть отчет о поездке ролевиков на Селигер. Но ролевое сообщество - далеко не единственный носитель знаний о РИ.
Вообще мои представления о применении ролевых игр в практике достаточно сильно расширились. Есть довольно много народу, с которыми мы не пересекаемся, но которые занимаются ролевыми играми вполне успешно. Причем, несмотря на изолированность анклавов, даже терминология очень похожа.
Были приглашены :
- Куприянов Борис Викторович, профессор Костромского университета, создатель "Яхты". Докладывал он о семинарах по РИ, которые проводит для одаренных студентов. Игры в Костроме используются прежде всего для развития коммуникационных навыков, а ключевым элементом считается соревновательность.
Благодаря нашей встрече, Борис Викторович любезно согласился на публикацию своей работы об истории движения ролевых игр, написанной в 2003 году. Работа содержит исследование социальной структуры сообщества, проведенной на Зилантконе, и очень подробную фактуру по первым шагам РИ-сообщества до и после 1990 года. Желающие могут найти книгу на сайте http://www.rpg.ru.
- Ольга Владимировна Миновская, тоже из Костромы, рассказывала про игры-эпопеи. Интересный опыт интенсивных игр, которые проводились в летних лагерях на протяжении около 15 лет. Лагерь состоит из двух игровых сессий по 5 дней, двухдневного перерыва и рефлексии. Этот материал теперь тоже доступен ролевой общественности на известном сайте.
- Доктор педагогических наук Ирина Фришман рассказывала о социоигровых технологиях развития лидерства и творческого потенциала. Кстати, она упомянула интересный факт - общую точку в истории старых ролевиков - 1991 год и клуб "Город мастеров". Оттуда растут, также, корни Эгладора - известной московской ролевой тусовки.
- Профессор Алексей Кузьмин поделился в кулуарах опытом деловых игр для мэров городов. Вводная звучит примерно так: под застройку выделен участок земли на бывшем чумном кладбище. Мэрия уже получила свою долю от застройщика, но в это время появляются экологи, которые начинают давить на общественное мнение. Не все мэры одинаково эффективны при решении подобных задачек, хотя ситуация достаточно типовая.
- Людмила Карендясева выступала от ассоцииации игротехников. Они делают массовые городские игры на неподготовленную аудиторию - нечто среднее между городским ориентированием и "Дозорами". Опыт интересный, так как они работают с массой людей, до этого никогда не игравших.
Про Ассоциацию игротехников надо сказать чуть подробнее. Те, кто хочет узнать, откуда ноги растут, могут зайти на сайт http://splamer.ru.
Ролевиков из сообщества РИ я в Ассоциации не знаю, эти игротехники росли сами из культуры павильонных игр. Скорее они считают своим идеологом вышеупомянутого Куприянова. Развивается эта организация достаточно стремительно, в том числе и за счет поддержки сверху. К нашему РИ-сообществу у них естественный интерес - наш огромный опыт. И в общем, надо отдать им должное - для популяризации РИ в обществе и власти ассоциация за два года сделала больше, чем все ролевое сообщество за 18 лет.
Предвыборную деятельность можно считать завершенной, оранжевых революций в России не ожидается. Движение "Наши" будет реорганизовано в множество структур по работе с молодежью. Определенное сходство с комсомолом в новой схеме есть, но идеологическая накачка значительно слабее. Это не попытка подмять молодежь под себя, а некая одобренная властью самоорганизация.
Деполитизация молодежных движений процесс весьма позитивный. Никто не будет отрицать, что государству молодежная политика нужна. И переход от "ликующей гопоты" к нормальным организационным формам можно только приветствовать.
Коричин Денис (от образовательного бюро Солинг) рассказывал об опыте применения метаигр в инновационной образовательной программе МГИМО.
В прошлом году инновационная дирекция МГИМО пошла на смелый эксперимент - пригласила ролевиков для проведения игр. Игры были использованы не для обучения, а для составления профессиограмм - профиля компетенций студентов. По результатам деятельности на играх студентам выставлялись оценки за прецеденты в разных шкалах. Всего можно было оценивать по 186 параметрам. Получилось, что из массы около 400 студентов удалось выявить лидеров, аналитиков, людей, умеющих принимать решения в условиях неопределенности и просто активистов. Метаигра из предложенных проектов наиболее технологична.
Честно говоря, все выступления мне не понравились. В присутствии депутата все старались казаться умными и заменяли общение коммуникацией, а игру имитационным моделированием. Выступления получались скучными и заумными.
Поэтому я изложу в меру своего разумения то, что сказал депутат Белоконев.
Депутатские тезисы
Для начала депутат поделился своей биографией. В РИ он не играл, но считает движение "Наши", откуда вышел, своеобразной разновидностью игры.
В общем, никто легкой жизни не обещает. Красной нитью сквозь все выступление депутата проходила идея "Денег не дам". "Не выстраивайтесь вокруг меня с бюджетами" - фраза звучала примерно так. Ролевому сообществу к этому не привыкать, со спонсорами у нас всегда было туго. Это сообщение было адресовано не нам, а другим участникам конференции.
Довольно забавно прозвучала фраза о том, что вокруг игровых технологий надо строить рыночные отношения. Видимо, бюджет все-таки есть и депутат ожидает, что очередь за деньгами образуется.
Не будет и государственной программы по развитию ролевых игр в образовании. Белоконев выразил большой скепсис в возможности изменения существующей системы ВУЗовского образования. Идея звучала примерно так : надо строить систему ролевых игр вне традиционной системы, взрывать рамки образования снаружи. В переводе на неполиткорректный язык депутат не верит в эффект РИ в образовании и предлагает нам сначала показать измеримый результат.
Государственный заказ есть прежде всего на подготовку новых молодых кадров в управленческие структуры. Ролевые игры - это способ выявления талантливой молодежи, именно этого практического применения ожидают от РИ.
Ну и в заключение депутат сказал важную фразу о нужности игр для государства, которую я вынес в эпиграф.
Вчера - сегодня – завтра
На самом деле это важно. Вопрос о том, что такое ролевые игры и зачем они обществу, ушел в прошлое. Нас представили государственным структурам, причем очень удачно. Результаты деятельности будут спрашивать не с ролевого сообщества! У нас и обязательств-то нет никаких. Даже отбирать талантливую молодежь не надо, она сама приходит. И все-таки хочется большего. В РИ-сообществе есть люди, которым тесно в рамках простого хобби.
Достаточно давно ролевые игры применяются в педагогике как практические занятия или трейнинги по развитию коммуникативных навыков. Игры являются сильным стимулом к дополнительному образованию и предоставляют возможность гуманитарных экспериментов.
В прошлом году достигнут вполне осязаемый результат в педагогике высшей школы. Метаигры позволяют формировать профессиограммы - набор компетенций студента, в которых он силен или слаб.
И это уже сегодняшний день. Правда, шли мы к этому результату долго - почти 20 лет. Дальше пойдет быстрее. Депутат Белоконев высказал опасение, что старые ВУЗы не примут ролевые игры как часть образовательного процесса. Но он не прав. РИ сейчас массовое студенческое увлечение. Идеи ролевых игр захватят ВУЗы просто в результате естественной ротации кадров. Конечно, при господдержке это произошло бы быстрее. Но раз процесс не форсируется, новые технологии займут свое место естественным путем - надо просто подождать.
А что будет завтра (ну очень завтра, скорее послезавтра)?
Три тенденции вызывают интерес.
- Ролевые игры для экспертов. Одиночная ролевая игра не самый эффективный инструмент для обучения. Она не вкладывает знания, а заставляет применять существующие неожиданным образом. Поэтому игры нужно проводить для группы уже готовых экспертов при решении практической задачи. Игра в этом случае - способ организации группового мышления, наподобие мозгового штурма.
- Вторая тенденция - командообразование. Как собрать коллектив из специалистов разных отраслей в работоспособную команду? Надо взять большую группу студентов и провести для них метаигру по нужной теме с соревновательным элементов. В результате будет сформировано несколько готовых временных коллективов, из которых работодатель сможет выбирать. Современная структура на производстве иерархична. Но в будущем вполне вероятно, что временные творческие группы будут создаваться на один проект, как это часто происходит с мастерскими группами в РИ. Игры позволят быстро и естественно отобрать людей, способных вместе продуктивно работать.
- Ну и опять же, вернемся к образованию. Одна игра не является большой ценностью в процессе обучения. Чтобы учить эффективно, надо делать целую систему взаимоувязанных игр. Это большая работа, которая ляжет на частные школы и наиболее передовые ВУЗы.
Как показал опыт общения с "внешним миром", такие перспективы практического применения вызывают интерес. Можно спокойно жить в тени идущих процессов и ничего, в общем, не делать. Ситуация развивается в нашу пользу. Но можно активно поучаствовать.