Особенности постройки православного храма на игре
Автор: Андрей Ляндзберг (Дэл)
Статья была опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru
Содержание
Собственно храм.
Имеется в виду помещение (строение). Ну, тут кто во что горазд. Замечу только, что храм следует:
- ставить не слишком близко от шумных мест (трактира, ярмарки, пожизневого лагеря, штурмовых стен), чтобы происходящее там не мешало вам служить. Мы вынесли храм вообще слегка за город; некоторая условность такого расположения (по игре храм находился в городе, и перемещения туда-сюда считались внутригородскими) компенсировалась удобством места;
- по размеру соотносить с количеством игроков в локации. Причем считать надо не предполагаемых молящихся живых, а предполагаемых лежащих «мертвых»: не забывайте, самой «популярной» службой на игре наверняка будет «отпевание»! Конкретно, на город в 30-40 человек нужен храм размером не менее 3*5 м. Около метра по длинной стороне уйдет на алтарь, останется площадь 3*4 м. А такого пространства как раз достаточно, чтобы поставить канун, пару подсвечников, 1-2 аналоя и еще уложить на землю 5-6 человек «павших воинов». Воинов следует укладывать поперек, тогда вдоль одной из стен останется проход, где можно поставить «плачущих вдов» и ходить самому, помахивая кадилом;
- оснащать реальными стенами и крышей. Кроме банальной эстетики, это позволит нормально вести службы, ибо без стен малейший ветерок будет гасить все свечи, а без крыши любой дождик разгонит всех «верующих» по палаткам, заодно подмочив вам книги, покровы, облачения и «пол» (куда, мы помним, нужно класть «павших»). И напротив, наличие крыши соберет вам дополнительную «паству» во время дождя. У нас стены были тканевые, верх – натянутый шатром полиэтилен. Рекомендовать полиэтилен всем подряд не стану: он тяжел, не очень прочен и в жару создает невыносимый парник. Однако в умеренном климате и при наличии машины – самое то; плюс он имеет одно занятное свойство: если в храме горят свечи, то подсвеченная ими полиэтиленовая крыша ночью создает замечательный эффект «золотого купола» ;
- снабжать занавесом, повешенным на входе. Это уменьшит ветер и создаст ощущение «храма» как замкнутого пространства, отделенного от «улицы».
И наконец, если вы сумеете еще и расположить храм алтарем к востоку (ну, примерно…) – будет совсем хорошо.
Внутреннее убранство
В алтаре.
- Престол и покровы на него. Престол – любой стол/тумба высотой по пояс (канонично – 1 метр). У меня это был сейф. Как мы его волокли на полигон – отдельная история… Покровы на настоящем Престоле – две специальные «одежды» (нижняя белая, верхняя цветная), особая веревка и плат-антиминс, который разворачивается в определенные моменты службы. Нам же достаточно одного тканевого покрова, закрывающего престол до земли, желательно красного, и фактурой под бархат.
- Напрестольные крест и Евангелие. Крест – большое Распятие, желательно металлическое (белое или желтое). В качестве Евангелия логично взять именно Евангелие, а еще лучше – целую Библию, побольше, посолидней, с тиснением на обложке и т.п.
- Напрестольная лампада. Бывает не всегда (обязательная лампада ставится на другом столе, жертвеннике), и использовать ли ее – дело ваше. Но вообще лампада никогда лишней не будет: не пригодится в алтаре – пойдет в храм. Вот у меня она как раз-таки не прижилась на престоле и «переехала» на аналой. Главное требование при выборе лампады на игру – устойчивость; и не забудьте небольшой запас вазелинового масла.
- Дарохранительница и дароносица. Особые сосуды (или, точнее, емкости особой формы) для запасных Святых Даров. На игре – не обязательны. Вместо них у меня на престоле стоял небольшой антуражный сундучок со всякими мелочами: получилось не канонично, зато удобно и красиво.
Остальные напрестольные принадлежности выбираются из ниже приведенного списка так, чтобы поверхность не выглядела ни слишком пустой, ни слишком захламленной. Что не помещается на престоле – хранится просто в алтаре или даже в самом храме: там вполне можно держать, например, святую воду, елей с кисточкой или принадлежности для каждения. В общем, смотрите сами, как вам удобнее.
- Чаша («потир»), ложечка («лжица»), вино и хлеб для причастия. Чаша – в форме кубка, желательно металлическая. Ложка – типа чайной, но не слишком маленькая и простая. В идеале все «золотое» или «серебряное» (если возьмете мельхиор или натуральное серебро – не забудьте почистить перед игрой!), чем антуражнее, тем лучше. Прочая специальная утварь для приготовления Святых Даров (дискос, копие, звездица, воздýх и т.п.) на игре, по-видимому, не нужна. У меня «чашей» был небольшой керамический кубок (исходно вообще купленный в качестве лампады!), «лжицей» – красивая чайная ложечка. Вино – сладкий кагор, желательно освященный; перед причастием не забудьте развести его святой водой. Хлеб – белый, предварительно нарезанный на маленькие кусочки и хорошо высушенный (иначе в чаше он сразу превратится в кашу). Лучше всего, разумеется, взять настоящие просфоры – если, конечно, это для вас имеет значение.
- Елей и кисточка для елеопомазания. Елей покупается в церковной лавке или заменяется любым ароматным маслом, кисточка – любая маленькая (приличная на вид) кисть.
- Сосуды для святой воды, сама вода и кропило. Сосудов желательно два: красивое ведерко («купель») для кропления и чашка для питья. Воду лучше взять настоящую святую (ничего страшного от этого точно не случится!), ее можно набрать в любом храме. Одной полуторалитровой бутылки вам хватит на всю игру, в крайнем случае – разведете. (А останется лишнее – тоже не страшно, выпьете. Только не выливайте, лучше уж целенаправленно окропить полигон!) Кропило можно купить в церковной лавке либо взять любую красивую кисть средних размеров.
- Принадлежности для каждения: кадильница, уголь, ладан, пинцет. Уголь и ладан – в церковной лавке, не забудьте только переложить ладан из пластмассовой коробочки в более «натуральную» (деревянную или берестяную, тканевый кисет). Пинцет – любой металлический (свой я нашел в швейном магазине), размером не менее 13-15 см. Не пренебрегайте пинцетом, а то будете пачкать и обжигать собственные руки! Что касается кадила – имейте в виду, что на Руси до XVII в. использовалась т.н. кацея (кадило в виде ковша с ручкой), и лишь позже появились кадила на цепочках. Кацею, железную или керамическую, можно найти в церковной лавке. Но она не слишком антуражна, лучше кадило на цепочке. Сами по себе такие не продаются, но существуют подвесные лампады на цепочках, и некоторые из них очень напоминают кадила. Только учтите, что керамическая лампада исходно не рассчитана на уголь и может расколоться от перегрева (редко, но бывает), поэтому при прочих равных лучше металлическая. Любое кадило (особенно если это на самом деле лампада) нужно опробовать заранее, потренироваться разжигать в нем уголь (заодно засечь время горения «таблетки»), подкладывать ладан и махать всей конструкцией, не роняя составных частей.
- Что-то для добывания огня. Конечно, наиболее антуражно было бы огниво. Но если нет опыта, лучше взять простую зажигалку и прикрывать ее рукой (тем более, что достаточно зажечь одну свечу или лампаду перед началом службы, а уже от нее возжигать все остальные). У меня в запасе была еще и газовая горелка для скоростного разжигания кадильного угля.
- Дополнительная атрибутика. Если планируется совершение игровых крещения и венчания, надо озаботиться, соответственно, крестиками, венцами и кольцами. (Роль мира в миропомазании сыграет уже имеющийся елей.) У нас этих таинств не предполагалось, не было и проблемы; однако думаю, что если кому-то из игроков креститься (или замуж) невтерпеж – пусть сами себе и находят крестик (или, соответственно, кольца). Ну, как в настоящей жизни. Тогда с вас остаются только венцы – а в их качестве неплохо годятся короны, которые можно одолжить у ближайших подвернувшихся монархов.
- Кроме того, в алтаре настоящего храма обязательно находятся жертвенник (специальный стол для приготовления Святых Даров) и семисвечник (большой напольный подсвечник, разделенный на семь частей); бывают и другие предметы мебели и утвари. Все это, как мне представляется, для игровой церкви не обязательно. То есть если вы хотите и можете что-то такое организовать – замечательно; но в необходимый минимум данные предметы не входят.
- Однако, чтобы пространство над алтарем не выглядело пустым, желательно поместить там какое-то изображение. Это может быть икона, большое Распятие или подсвечник, причем каждый из этих предметов может быть либо укреплен на стене выше алтаря, либо стоять на большой напольной подставке за алтарем (тот же семисвечник, если вы его-таки найдете и вытащите в лес), либо, наконец, стоять на высокой подставке на самом алтаре.
В храме.
- Иконы. Оптимально – бумажные ламинированные: самые дешевые, легкие, не боятся влаги, их легко вешать (скотчем, либо булавками в ткань, либо скобкой в дерево сквозь ламинат по углам) и в крайнем случае не так жалко испортить. Также можно вырезать изображения икон из православных календарей; их желательно опять же заламинировать. На «иконостас» обязательно нужны иконы: Спасителя и храмовая – справа от врат, Богородицы и еще одна (любая) – слева. Это минимум; если же вы делаете более полный «иконостас», описание правильного порядка икон смотрите в православных справочниках. А вот в самом храме иконы можно размещать какие и как угодно.
- Хоругви, т.е. церковные знамена. Мне лично их изготовление представляется довольно хлопотным (ну, полотнище с бахромой, икона, древко…) и поэтому не обязательным. Но, возможно, кому-то загорится сделать именно хоругви. Тогда – в добрый путь: они не только украсят храм, но и позволят, при желании, устроить крестный ход.
- Аналои (узкие столики) с покровами. 1-3 тумбочки высотой от 80 (если берете готовую) до 100-120 см (если делаете сами). Нужны: один аналой как основной для служения, второй – для певчих и свечного ящика, прочие – опционально. Покровы – тканевые чехлы (до пола) из красивой ткани, лучше золотистой, с узорами, с нашитыми крестами.
- Образ Голгофы, т.е. большое Распятие (часто – в человеческий рост). В настоящей церкви бывает, но вот на игру тащить большой крест (а тем более целую композицию) сложно. Поэтому можно обойтись соответствующей иконой, укрепленной рядом с кануном.
- Свечной ящик и свечи. Свечи нужны малые (самые простые и дешевые) из расчета 3-5 штук на каждого православного персонажа на игру, и 1-2 шт больших (40-50 см, можно диаконские), которые будут непрерывно гореть во время служб. «Ящик» (на деле коробочка) делается по размеру малых свечей; там они и лежат себе спокойно, оттуда их и таскают персонажи. Также желателен ящичек для сбора огарков, но тут в крайнем случае подойдет любой (замаскированный) пакет.
- Канун (место, где молятся и ставят свечи за умерших). Стол-подставка (по сути, это может быть еще один аналой с покровом), ящик с песком и укрепленное на нем Распятие. В настоящем храме традиционно располагается у северной (т.е. левой, смотря на иконостас) стены. Однако удобство планировки здесь важнее: например, во многих храмах Камчатки кануны стоят у южной стены. Так что на игре ставим канун по принципу «чтобы влезло».
- Подсвечники для свечей молящихся. Простой вариант – сделать как у кануна: ящик с песком. Более антуражно – найти старый торшер, снять весь верх (абажур и патроны), переставить наверх декоративную крышку от нижней подставки (причем «вверх ногами», чтобы из крышки получилась широкая «чаша»; при этом груз-утяжелитель следует оставить внизу!), далее покрасить все пластмассовые части желто-золотым цветом и уже на полигоне заполнить верхнюю «чашу» песком. Ну а уж если вы найдете настоящий церковный подсвечник… слушайте, если вы можете найти настоящий церковный подсвечник – зачем вам вообще вся эта статья?..
Примечание. У братьев-славян в Черногории я видел, как «песочные подсвечники» вдобавок заполнялись еще и водой. Т.е. на дне слой песка, а выше – вода. Это позволяет держать подсвечник более чистым и экономить песок (свеча тухнет, догорев до воды, и не течет на песок; при падении тухнет сразу), но усложняет всю конструкцию.
- Подсвечник для большой («диаконской») свечи. В крайнем случае большая свеча может устанавливаться в центре одного из общих подсвечников. Но лучше сделать для нее собственный подсвечник (у меня это было старое бра, антуражированное под игру и укрепленное сбоку аналоя; туда же оказалось удобно вешать кадило) или надежно укрепить (НАДЕЖНО! Она большая!..) на краю аналоя.
- Ящик (коробка) с косынками. Это уж как в настоящей церкви: не все женщины заходят с покрытой головой, и для таких есть (ну, должны быть) специальные косыночки, которые можно прямо тут же взять и надеть.
О возможности использования магнитофона было сказано выше, в «общем» разделе. Только, если вы уж соберетесь его использовать, не поленитесь получше замаскировать.
Снаружи храма.
- Колокол. Тут понятно. Годится хоть кусок рельсы, лишь бы звучал. Да, тащить тяжело, но пренебрегать не следует. Православный храм без колокола «нем» и куда как менее антуражен.
- Подставка типа кóзел. Ее нужно поставить ко входу храма, чтобы воины могли оставлять там свое оружие.
- Пара нищих. Посадить на паперти (т.е. у входа), чтобы клянчили милостыню, обещали молиться по гроб жизни и вообще всячески создавали колорит.
Облачения.
Необходимый минимум священнических облачений на игру следующий:
- из повседневных – подрясник и/или ряса, пояс, скуфья, цвет всех черный или серый;
- из богослужебных – фелонь, цвет золотой. (Относительно недопустимости использования настоящих богослужебных облачений уже было сказано выше. Поэтому здесь под «фелонью», «епитрахилью» и т.п. я понимаю лишь их некое внешнее подобие.)
Желательно также иметь:
- из повседневных – мантию, цвет черный;
- из богослужебных – епитрахиль, цвет черный с золотыми крестами.
Рекомендации по шитью можно посмотреть в специальной литературе, см. например ссылки в конце статьи.
Все остальные облачения (поручи, пояс, камилавка/клобук… и т.д.) для игры являются опциональными и поэтому тут не рассматриваются.
При выборе облачений следует иметь в виду, что ваши «зрители» (т.е. остальные игроки), скорее всего, не знают в точности отличия одеяний дьякона, иерея и архиерея. Поэтому можно создавать «смешанный образ», лишь бы он соответствовал некоему обобщенному представлению о виде священника. Например, в реальности скуфья, как повседневный головной убор, при входе в храм снимается, и служат священники простоволосыми либо в камилавке (которая, впрочем, дается лишь некоторым в качестве награды). Это важно на игре?.. – нет, наверное; поэтому лично я, например, «служил» в скуфье. С другой стороны, богослужебная камилавка священника почти такая же, как повседневный клобук архиерея (он дополнительно снабжен свисающими лентами) – вот вам и еще вариант одеяния «для дома и для поля», т.е. и для церкви, и для улицы.
Здесь же отмечу, что до начала 18 в. на Руси и у священников, и у архиереев как основное богослужебное одеяние использовалась фелонь (одежда наподобие царской мантии, глухой плащ с высоким стоячим воротом. Вы ее наверняка видели «вживую», вспомните любого священника за службой). И лишь позже архиереи стали носить несколько иное облачение, так называемый саккос. Поэтому на игру, даже если вы играете архиерея, рекомендую именно фелонь: и узнаваемо, и торжественно, и исторично (да-да, раз в кои-то веки!), и шьется она проще остальных видов богослужебных облачений.
Также вам необходимы будут священнические атрибуты: панагия (для архиерея), нагрудный крест, четки.
Отмечу, что крест на груди русские священники стали носить только с начала 19 в. (греки, например, так и до сих пор не носят). Но поскольку это «общепризнанная» деталь священнического облика, считаю, что крест следует носить, по какой бы эпохе вы ни играли. Это для священника; у архиерея же основной нагрудный знак – панагия (маленькая икона с образом Богородицы), и лишь в церкви при священнодействиях она дополняется крестом.
Ну, и, конечно, четки. Современные (из бусин) либо древние (из веревочки с узлами либо переплетенных кожаных ремешков) – все равно, лишь бы подлиннее, посолиднее.
Богослужебная литература.
Из необходимого – распечатки игровых чинопоследований (как именно их составлять – сказано в первой части). Туда должны входить переработанные для игры службы суточного круга, таинства, а также панихида либо «Последование по исходе души от тела» (при совершении этих служб, как я уже говорил, следует не называть конкретных имен, а молиться просто обо всех усопших). Распечатки желательно сделать на коричневой бумаге в макете «брошюра», сложить вдвое до формата А5 и спрятать внутрь одной из книг. Каждой распечатки нужно не менее трех экземпляров (вам, «хору» и запасная), больше – уже исходя из потребностей конкретной игры.
Желательно – игровые церковные документы. Это могут быть жития святых, хроники государства («Летопись»), истории икон и святынь, общая история церкви, поучения и наставления святых отцов и т.д. У меня ко всему этому был еще и конспект по сравнительному богословию, приготовленный для диспута с братом-католиком. Правда, «брат» от диспута уклонился, засим я и считаю себя победителем ввиду неявки противника.
Опционально – все остальное: молитвословы, Псалтырь, часослов, требник и т.п. Однако, если какую-то службу вы собираетесь читать прямо по требнику или молитвослову, имейте в виду следующее. Во-первых, полные службы занимают довольно много времени (особенно по игровым меркам), поэтому вы рискуете переутомить паству и лишиться ее уже к следующему богослужению. Во-вторых, книги в лесу черезвычайно легко пачкаются, и обидно будет измазать любимый молитвослов своими собственными руками.
И не забывайте, что все документы (а в особенности службы) нужно не просто составить, но и тщательно вычитать, а еще лучше – отрепетировать с «коллегами». Это позволит не только внести необходимые коррективы, но и привыкнуть к тексту. Потому что церковно-славянский – очень напевный язык, но чтобы передать его красоту (и в первую очередь – не сбиваться на непривычных ударениях), текст надо хоть немного знать.
И – Бог вам в помощь!