Текст как средство подготовки к игре
Автор: Иоффе Дмитрий (Митяй), Леонид Царев (Лео)
Доклад был прочитан на КомКоне-2008. Статья была опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru
Донесение информации до игроков
При создании ролевой игры почти всегда требуется донести до игроков какую-либо информацию (концепции, правила и проч.). Если игра маленькая, до 40 человек, то, в теории, это можно сделать устно. Если игра больше, то, смеем утверждать — сделать все устно не получится. Для этого потребуются тексты. Надо понимать, что мысль из головы мастера до голов игроков доносится только через черные буквы на белом фоне. А это значит, что к этим буквам отнестись надо крайне серьезно. Плохо напишешь — потом устанешь объяснять, что имел в виду.
Тексты можно послать каждому игроку по электронной почте, а можно повесить на сайте игры. Повесить на сайте проще и лучше. Если человек что-то захотел узнать про игру, то обычно он идет на ее сайт. Мы будем говорить про тексты для игр, которые висят на сайтах и в блогах.
Написать большой текст очень легко, гораздо труднее сделать его маленьким.
Самая распространенная ошибка мастеров — они, пытаясь выглядеть умными, свои небольшие мысли расписывают в огромную телегу со словами в духе: «А придадим-ка мы тексту атмосферности!». «Придать атмосферности» — это неплохо, но, как говорили древние греки: мера превыше всего. Мастера обычно меры никакой не знают: как начали, так не остановить — напишут в «маленьком» тексте все, что приходит на ум и хоть как-то относится к теме. Так ни в коем случае делать нельзя. У текста должна быть конкретная тема, и она должна быть раскрыта максимально лаконично.
Надо понимать, что тексты, которые пишут мастера — это электронные тексты, которые висят на страничках в интернете. Для текстов в интернете есть свои правила, которые выработаны «поколениями» интернет-копирайтеров. Эти интернет-копирайтеры ничего не слышали про ролевые игры, но зато прекрасно знают, как сделать так, чтобы текст прочитали, а не зевнули и открыли следующую страницу.
По копирайтингу пособий очень много, и их легко можно найти в самом интернете, однако, несколько очевидных правил мы сформулируем здесь.
- Электронный текст должен быть на 50% меньше, чем напечатанный на бумаге.
- Логически текст должен быть разделен на разделы и подразделы при помощи заголовков.
- Как можно меньше сплошного текста, с экрана монитора такое читать просто невозможно.
- Рекомендуем опробовать маркированные или нумерованные списки при каком-либо перечислении.
- Перечитайте хоть раз свой текст и увидите тысячу лишних слов, которые надо изъять из текста. Все, что можно вырезать — надо вырезать.
Одна голова — хорошо, две — лучше
Самому «уничтожать» своё творение — сложно. Для этого в литературе давно придуман специальный человек — редактор. Хорошо, если есть знакомый профессионал, но даже если нет — все равно лучше показать кому-нибудь. Другому человеку текст «не жалко», и он вырежет гораздо больших лишних слов, чем автор.
К тому же сторонний человек сразу скажет — где понятно, где нет. Какой бы умный не был автор, невозможно понять, насколько ясен и понятен текст для остальных. Для автора — все понятно, для его сомастеров — тоже, ведь они находятся в одном контексте, разбираются в теме. Однако, для игрока текст может оказаться непостижимым. Таким образом, хорошо бы дать почитать текст не только редактору, но и просто стороннему тестеру.