Ударим ролевыми играми по бездорожью и разгильдяйству
Автор: Алексей Миняйло (Холмский)
Статья вперые была опубликована в книге Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя там
Вы когда-нибудь слышали про ролевые игры для президентов? Скоро услышите.
Все мы привыкли к ролевым играм, в которых участвуют ролевики. Новички, олдовцы и даже пресловутое «другое ролевое движение», но в целом это все те же ролевики, что и мы. Но бывает и по-другому. В этой статье я вам расскажу о некоторых ролевых играх, которые мы с друзьями в этом году проводили для неролевиков.
Для начала, зачем нужны ролевые игры неролевикам? Да уж не для того же, для чего нам, а то они бы уже пополнили наши ряды. Я вам сейчас расскажу пару историй про моих (а скорее всего и ваших) знакомых ролевиков, а вы сами сделаете выводы.
Содержание
Рассказывает Иван Ниненко (Фэлкон)
«Первый раз я попал за решетку на трое суток. Это было в Москве в ноябре 2005 года, меня задержали за мирный пикет у Госдумы. Второй раз – в Питере в 2006, когда я снимал задержания во время саммита «Большой восьмерки». Самая серьезная история была в Минске, где на нас с друзьями завели уголовное дело якобы за хулиганство, а на самом деле – за оскорбление Лукашенко. В общем, за решеткой я оказывался регулярно, хотя и ненадолго. Тем не менее, для большинства людей даже провести ночь в КПЗ – это шок.
Я к этому шоку был готов благодаря «Сильмариллион-Экстриму», на котором попал в плен к Морготу. Трудно передать словами, как это помогло, – это был опыт, который нужно пережить самому (а если бы опыт можно было передать словами, мы бы ни о каком опыте не говорили), и он меня очень закалил. Там зло было настоящим: меня пытались заставить отречься от идеалов и принести клятву верности темному властелину. В реальных тюрьмах все иначе. Там работает не зло, а злишко, которое скорее жалко, чем страшно. Только в Минске полицейские хоть чуть-чуть верят в то, что делают, но и там ощущения в тюрьме не идут ни в какое сравнение с теми, которые были на игре. Это придавало мне уверенности в себе и помогало эффективнее бороться за свои права. Например, я уже в 2006 году успешно добивался того, чтобы ко мне допускали адвоката (что было редкостью в то время).
А еще я на «Стоимости жизни» играл омоновца и на своей шкуре понял, что такое выполнять команду по разгону демонстрации или бить людей безо всякой команды. И мне еще более очевидным стал тот факт, что нужно бороться за деанонимизацию полицейских. В моменты стресса (а взаимодействие с полицией – всегда стресс) гражданские вообще не могли запомнить, какой человек в форме с ними общается. Потом пострадавшие даже путали меня и мою напарницу, хотя мы были без масок. А в масках мы вообще творили, что хотели, и чувствовали полную безнаказанность. Так что этот опыт лишь усилил мое желание бороться с анонимностью полицейских, которая в итоге вылилась в две акции «День проверки документов» (одна в Москве и одна – всероссийская) и привела к тому, что почти все полицейские теперь носят нагрудный знак с индивидуальным номером, который позволяет их идентифицировать».
Рассказывает Дарья Кириллова (Рута):
«Чаще всего я езжу на встречи не в качестве главного переговорщика, а как вспомогательный: добавить эмоциональных ощущений, четко осветить какую-то часть темы, «дожать». Как-то раз мне пришлось поехать на серьезные переговоры в одиночку – и как-то мне было очень не по себе. Я не знала, что делать, с чего начинать, как себя вести. И тут я вдруг понимаю, что, по сути, эти переговоры ничем не отличаются от десятков переговоров, которые я вела на играх, находясь в позиции «главного», более того, совершенно разных главных: фэнтезийных королев, исторических политиков, руководителей всех мастей.
И все. Сразу снялся ступор, который раньше говорил: для тебя это очень сложно! Да нет же, все так, как и в игре, – та же разница позиций, цели, которых нужно достигнуть, те же человеческие взаимоотношения, помогающие добиваться нужного. А тот факт, что это жизнь, разницы никакой не делает, навык-то тот же.
Итого: надела на себя роль переговорщика, как на игре, вспомнила ощущения – и только вперед».
Ну и ваш покорный слуга даже не подозревал, что может быть лидером и вести людей за собой, и даже был уверен в обратном – до городской игры «Осенний дозор» в 2006 году. Я тогда только попал в московское ролевое движение, никого не знал и не был уверен, что останусь в нем, поэтому подумал: «А почему бы не попробовать? Ну даже если меня зачмырят, что такого? Я смогу просто больше никогда не общаться с этими людьми». Попробовал – и оппа! Получилось. Это был очень неожиданный опыт, что я, оказывается, могу руководить людьми, а они еще вдобавок и слушают, что я говорю. И этот опыт очень сильно изменил мою жизнь.
Собственно, для этого ролевые игры неролевикам и нужны – они дают опыт, который помогает изменить жизнь, свою или чью-то еще. В этой статье я расскажу про наши образовательные игры для гражданских активистов, которые ровно вот этим и занимаются – изменяют мир в лучшую сторону.
Наблюдатели vs. Фальсификаторы
Наш самый крупный образовательный проект для гражданских активистов – это образовательная игра для наблюдателей, которая называется «Наблюдатели vs. Фальсификаторы». Не буду устраивать вам «Сильмариллион», рассказывая, на берегах каких рек мы ее проводили и сколько человек в ней участвовало, – просто посмотрите отличную инфографику, которую нарисовал Стас Черенков.
Наблюдатели на выборах (также их называют общественными контролерами) – это такие люди, которые следят за тем, чтобы выборы прошли в соответствии с законом, и результаты выборов соответствовали волеизъявлению избирателей. Фальсификаторы – это те, кто ради денег или по личным убеждениям творчески корректирует результаты голосования на избирательном участке (как правило, в пользу властей и по их указанию).
Первый раз я наблюдал на выборах в 2008 году. Тогда в наблюдатели шли, чтобы заработать немного денег (как я), или особенно идеологически стойкие граждане, которым не все равно (думаю, не больше 20% от общего числа тогдашних наблюдателей). И в целом общественных контролеров было мало: мы с женой на нашем участке были единственными наблюдателями, а на других участках ситуация была не лучше. Но после того трэша, который власти устроили 4 декабря 2011 года, десятки тысяч людей по всей России решили стать добровольными наблюдателями на президентских выборах в марте. Только в Москве зарегистрировались свыше десяти тысяч общественных контролеров.
Теперь представьте себе, что на бугурт внезапно решили бы выйти десять тысяч новобранцев. Едва одоспешенных и безо всякого опыта. Представили? Мы тоже представили и решили действовать. Я собрал зондер-команду разработчиков в лице Димы Земцова (Рингиль), Вити Демина (Вик) и Ильи Мищенко (координатор по обучению в «Гражданине наблюдателе»). Они в кратчайшие сроки разработали образовательную игру, которая помогла бы начинающим наблюдателям переквалифицироваться из камикадзе в нормальную такую пехоту, которая умеет немного держать строй и ловко поддеть конника упертым в землю копьем. Реализовать эту мечту нам помогли порядка сотни ролевиков, которые приходили помочь 1-2 раза и были игротехниками: полицейскими и карусельщиками.
Игра представляет собой симуляцию выборного процесса с умело выстроенными точками конфликта. Все участники игры разбиваются на команды по 10-15 человек (каждая из них представляет собой отдельный избирательный участок), команда каждого участка делится на наблюдателей и фальсификаторов. Главная условность: чтобы создать устойчивый поток избирателей на каждом участке, каждый человек должен честно проголосовать на каждом из участков. Кандидатов двое: Белов и Чернов. За Белова идут все честные голоса, за Чернова – только фальсификации. У фальсификаторов есть плановые показатели, которые им нужно во что бы то ни стало выполнить, а общественные контролеры должны им помешать.
Потом, уже после выборов, мы провели исследование, которым руководила Настя Лобачева (Мирабель). Результаты обнадеживают: 84% наших пострелов использовали игровой опыт в жизни.
Вот, кстати, весьма красноречивый отзыв от Ирины Чумбаевой из Пензы, которая участвовала в нашей игре: «Пройдя ролевую игру «Фальсификатор и наблюдатель», понимаешь – важно. Очень важно играть. Где бы я еще узнала, что, будучи членом УИК (участковая избирательная комиссия – прим. автора), можно запросто произвести вброс у всех на глазах. Где бы я еще прочувствовала, увидела и отработала те психологические нагрузки, которые возникают на УИК. И где бы воочию смогла применить теоретические знания, отработать их так, что теперь не забудутся мельчайшие детали фальсификаций и реакции на них. Последующий разбор возникших нарушений с четкими предложениями решений упорядочивает действия наблюдателя на УИК, делая их взвешенными и уверенными. Играя, тренируемся. А что тренируешь, то и «накачивается».
Хотя мы обучили уже под тысячу общественных контролеров, наши возможности не безграничны, поэтому мы начали учить сторонних тренеров и уже подготовили первых двух неролевиков, которые могут сами проводить эту игру (и одну уже даже провели в Вологде). В планах на 2013 год – обучить как минимум 30 тренеров, которые смогут провести игры для десяти тысяч общественных контролеров, которые, по нашим предположениям, станут наблюдателями на выборах в Мосгордуму в 2014 году.
Впрочем, обучение наблюдателей – не единственное, что мы делаем для неролевиков, и, в долгосрочной перспективе, даже не самое важное.
17
Ролевая игра «17» – это верхушка айсберга, начало образовательной программы, состоящей из ролевых игр, которую мы запускаем для гражданских активистов. Зачем мы это делаем? Потому что у людей очень богатый внутренний мир, и кто-то что-то должен с этим сделать. Как говорится, если не мы, то кто.
Одна из главных проблем – людей затягивает текучка, они забывают о главном, вместо этого сосредотачиваясь на краткосрочных целях. Ну и начинают ругаться друг с другом. Крики, кровища, кишки во все стороны, вот это все. Это, конечно, не единственная причина кровищи, но, на мой взгляд, самая важная. Все-таки, когда думаешь о главном, всегда можно поговорить и найти компромисс. А вот когда просто ищешь 500 рублей для отца русской демократии, то торг, конечно, не уместен.
Игра простая, как полено. Есть три управления контрразведки, которые конкурируют между собой за поощрения руководства. Поощрения выдаются тем, кто поймает больше нарушителей устава (который в изобилии содержит пункты из серии «Запрещено класть ногу на ногу, так как это ухудшает кровообращение и подрывает боеспособность»), напишет больше патриотических эссе (на тему «Личная гигиена как выражение преданности родине») или разработает больше планов победы в военно-тактической игре «Кресты и нули». Другая цель – сохранить в безопасности ядерный чемоданчик, но про нее все быстро забывают, увлекшись соревнованием по зарабатыванию очков. В ход шло все: и придирки к ничего не значащим мелочам, запрещенным уставом («У вас в левом нагрудном кармане лежит ручка, это запрещено уставом, вы арестованы!»), и даже подставы: люди незаметно подбрасывали коллегам ручку в левый нагрудный карман или просили их подержать кусочек мела (это тоже запрещено), чтобы заработать дополнительные очки для своего отдела.
Ах да! В каждое управление внедрено по одному вражескому шпиону. Цель шпионов – захватить ядерный чемоданчик. А так как им нет дела до зарабатывания очков (в отличие от настоящих контрразведчиков, у которых от этого зависят зарплата и продвижение по службе), они довольно быстро (как правило, в течение 40 минут) объединяют усилия и добывают ядерный чемодан. Занавес.
Вообще, игра настолько простая, что я не ожидал никакой особенной реакции на нее и был очень удивлен, увидев, насколько изменялись в лице люди после окончания разбора полетов. Было видно, что они осознали что-то очень важное.
Вот один из отзывов об это игре: «Игра «17» заставила остановиться, посмотреть трезвыми глазами на себя и на других и... ужаснуться. Забывая за мелкой текучкой о главной цели, мы часто добровольно и самозабвенно помогаем «шпионам». И, как выяснилось, даже в жизненно важных для себя вопросах».
За 2012 год, пока проводили образовательные игры для наблюдателей и других гражданских активистов, мы успели не только познакомиться с огромным количеством отличнейших людей, но и немного изменить ситуацию в стране в лучшую сторону. Пока – не очень сильно, но с учетом того, что более-менее регулярно этим занимались порядка пяти человек, можно смело сказать, что КПД довольно высок. Наглядный пример того, как ролевые игры на самом деле делают мир лучше. Так что присоединяйтесь. :-)
Игры
- Сильмариллион-Экстрим. 2002. Урал. МГ «Завоевание рая»
- Осенний дозор (городская игра). 2006. Центральный регион. Рингиль и др.
- Стоимость жизни. 2011. Центральный регион. МГ «Лестница в небо». — lifecost.tv