Эволюция Вводной
Автор: Миткарх
Статья была впервые опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru
Всем, кому доводилось съездить больше, чем на одну игру, наверняка знакомо понятие «вводной». Военные нашей Родины тоже используют этот термин. В Забугряндии ещё говорят: «брифинг». Смысл явления такой: перед началом Операции её участникам объясняют примерную расстановку сил вообще, конкретную роль в ней каждого из них, а так же цели и задачи, общие и индивидуальные. Как это выглядит в ролевом движении, описать трудно: велика дифференциация. Бывает вводная-предыстория ограничивается классической запиской на тетрадном листке: «Я родился сиротой и меня воспитал Конан/Гендальф/Ринсвинд, а когда я превзошёл его в мастерстве меча/магии/бега, он подарил мне свой клинок/посох/шлёпанцы и пошёл скитаться по свету, прославляя моё превосходство», - которая подаётся с наглой ухмылкой мастеру уже при чиповке на полигоне (через час после начала игры). А бывает, к счастью, превращается в полноценную биографию персонажа: с предысторией, описанием характера и мотиваций, достоинств и недостатков, мечтаний и страхов…
Но военная наука не стоит на месте! И толковые армейские ребята изобрели такую вещь, как учения: имитацию предстоящей операции с ненастоящим оружием и условным поражением целей/спасением заложников/переброской войск по понарошечным правилам.
Как известно, следом за ВПК подтягивается и гражданское производство. Но как быть в случае с полевыми ролевыми играми? Ведь они и так по понарошечным правилам проходят? Ну, с боёвкой понятно: заперлись в клубе и тренируемся быть похожими на Строй Римских Легионеров. А с отыгрышем роли как? Вы и без меня догадались, что речь пойдёт о пре-полевых настольных играх.
Итак, вот мастер, который пишет сюжет полевой игры. Вот игрок, собравшийся ехать на игру, которую ставит мастер, ключевым персонажем. И они видят этого самого персонажа под совершенно разными углами. Возникает нестыковка. Эти нестыковки, накапливаясь, разрушают идею хорошей игры (или реанимируют плохую, но это совсем другая история). Дабы их избежать, мастер придумывает настольный модуль по событиям, произошедшим в жизни персонажа (точнее, персонажей), которые предшествуют тем, что произойдут на игре. И приглашает игроков, претендующих на ключевые роли этот модуль сыграть. Затем – корректирует свои задумки по полученным оперативным данным, чем увеличивает свои шансы не облажаться во время Операции, то есть собственно полевой игры.
Если мастер в приступе мании величия вознамерился получить отличный отыгрыш от несчастных, решившихся приехать на его игру в Главных Ролях, то он не стесняется устроить для них небольшую кабинетную игру: на сутки или меньше. Он делает это, чтобы ещё и познакомить в личном контакте кукловодов Персонажей, которые по сценарию знают друг друга не первый день. Попутно вскрываются потенциальные проблемы, вроде полной пожизнёвой неспособности принятия самостоятельных решений у игрока Королевы Эльфов, или явном превосходстве в фехтовальном отношении крестьян над дружиной…
Да, именно: дружеские стенки между фракциями, враждующими по сюжету игры традиционно, проведённые до начала собственно игры, дадут мастеру некое представление о том, что разбойников в конце концов должно быть впятеро меньше, чем стражников, и если у последних будет недозаезд, то он переведёт к ним часть первых, или вовсе поменяет их местами. Заодно мастер поймёт, что сабля – не оружие лёгкой победы, и требования к игровому оружию вроде: «Оно не должно иметь острых углов и граней,» - не вполне достаточно для безопасности игроков. В том числе, кстати, бойцам заранее станет ясно, что можно с собой не везти, ибо всё равно не зачипуют.
Меньшую, чем военная тирания «булочника»-реконструктора, но не менее противную проблему на игре составят неудачные правила по магии. Почему бы не устроить минимальную «зарницу» и с боёвкой, и с магией тёплым весенним днём в соседнем парке, собрав хотя бы человек 20 (попробовать столкнуть четыре маленькие или две большие группы, также два против одного и «осада»)?
Но, в конце концов, это всё хорошо только тогда, когда игроки и мастера находятся рядом территориально (ну, ради кабинетки ещё можно проехаться в соседний город, или договориться встретиться на крупных региональных манёврах, но приехать в Питер из Новосиба ради настольной партии – это выше самых дивных гор). А что, если игрок даже своё фото в костюме прислать заранее не может (поскольку дошивать его он твёрдо запланировал в электричке перед игрой: так интереснее)? Для этого есть Интернет. Конечно, «форумные игры» - это девиация опасная и сложно излечимая, но какой-никакой выход из положения. Можно даже не полениться для этого на бесплатном хостинге шаблонный форум создать. А коли программирование в школе проходили – так ещё и текстовую игру написать простенькую, вроде БК. Есть ещё мобильные версии аськи, форумов. А если совсем конфиденциально, или трафик тугой, то можно пользоваться почтой: мастер рассылает условия всем участникам, те продумывают реакцию, мастер описывает последствия и так далее…
Если и Интернета нет, то есть Почта России: самый дешёвый конверт с маркой стоит 6 рублей. И слать письма можно до востребования на почтовый участок, дабы особо расстроенные результатами игры индивидуумы не явились к вам потом с претензиями в гости. Распечатка обычной фотографии – тоже процесс недорогой, раз уж с цифровым фотоаппаратом и сетью не выходит, и в конверт она помещается.
На этом возможности доигровой подготовки не заканчивается! Не всё же мастерам одним заниматься ею! Игроки, особенно капитаны команд, тоже могут поработать на Всеобщее Благо: например, потренироваться локально в своей команде фехтовать по боевым правилам игры, проделать то же самое с магией (ну хоть попробовать метать гречишные файерболлы). Барды – весьма полезные на игре типы в небоевое время суток, могли бы заранее выложить тексты песен (особенно малоизвестных), которые собираются играть, чтобы хоть малая часть аудитории, но знала их, и могла подпевать. Наверняка есть и другие возможности доигрового взаимодействия участников Операции, полезные для улучшения качества мероприятия без дополнительных денежных затрат, но с высоким кпд!
Конечно, сколько бы ни было сказано или сделано, всё равно качество игры зависит от игроков, мастеров и их желания сыграть хорошо. Но выполнение хотя бы нескольких из этих пунктов значительно уменьшает опасность провала и увеличивает удовольствие от игры. Помните: удача приходит к тем, кто тщательнее готовился к её приходу!