Юным и не очень менестрелям
Автор: Наталья Некрасова (Иллет), г.Москва
Статья была впервые опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru
О ролевой песне
Довольно часто приходилось сталкиваться с желанием каким-то образом определить ролевую прозу (скажу честно, я до сих пор по этому поводу в неведении) как некую отдельную разновидность прозы. То же самое касается ролевых песен и стихов. На мой взгляд, нет такого жанра - ролевая песня. Есть песни, поющиеся в ролевой тусовке, которые вовсе не обязательно в оной тусовке и родились.
Если говорить о песне, созданной внутри ролевой тусовки, то я бы разделила их на две больших группы – контекстные и неконтекстные. Контекстные, как правило, будут непонятны стороннему слушателю, потому как слишком связаны с определенным контекстом – сюжетом, событием, и так далее. Неконтекстные могут вполне себе самостоятельно существовать, не будучи привязанными ни к какому сюжету. Неконтекстная песня может спокойно выйти за рамки ролевой тусовки – и выходит, точнее, ее выводят, так сказать, на просторы исполнители, рамки тусовки перешагнувшие. Другое дело, что в целом в неконтекстной песне ролевой тусовки наблюдается тяготение к фольклору, но и только. Так что я не стала бы говорить о ролевой песне, как о жанре. Нет такого.
Зато есть термин для исполнителя из ролевой среды – менестрель. Нет, я понимаю, когда поется нечто а-ля исторический фон, но если исполнитель поет о десанте на Икарру-7 совместных сил нарнов и дрази? Какой, он, к Богу, менестрель? В свое время придумали мы тут словечко «ролезингер», постараюсь его пропагандировать.
Анатомия песни
Из чего состоит песня? Из текста, мелодии и исполнения. А исполнение включает в себя владение инструментом, голос и умение песню подать. То есть, компонентов, которые как-то надо связать воедино, достаточно много. Хотя вовсе не обязательно, чтобы автор и исполнитель был виртуозом во всем. Например, голосовые данные тут не всегда и не все определяют. Витя Карасев голос имеет, мягко говоря, слабый. А зал в напряжении держит. Многие отличные песни несложны по музыке, с простым достаточно текстом - а цепляют.
Прекрасный текст, который «не ложится» на музыку, приводит к тому, что песня рассыпается и не воспринимается. В свое время Келли (Дина Бромберг) пыталась положить на прекрасную балладную мелодию стихотворение Т. Мура «Пусть его похоронят с булатным мечом». Но как ни переводи, текст просто не ложился на музыку. Никак. И через несколько маетных месяцев, когда стало понятно «про что мелодия», родился текст. И появилась песня «Дом, которого нет».
Прекрасная мелодия с дурным текстом (что, впрочем, редко встречается), точно так же разваливается или в лучшем случае не воспринимается как песня. Просто мелодия, так, про что-то. Под нее можно есть, пить, курить. А человек, может, душу выразить хочет.
Как песню приготовить
Не пиши песен в подражание – вряд ли ты напишешь лучше тех, кому подражаешь. Не пиши песен на избитые темы – архисложно написать здесь что-то новое и оригинальное.
Не пиши песни в три километра. Максимум, на который хватает публики – пять не слишком длинных куплетов. Конечно, нет правил без исключений, но мало кто может создать достаточно напряженный текстовой посыл или мелодию, чтобы уши слушателя не стали вянуть после пятого куплета.
Песню надо уметь исполнять. Ее надо отыгрывать. Никакие голосовые данные не спасут, если ты просто тянешь некую мелодию с некими словами. Сколько уж видели мощногласых исполнителей, которых слушать – челюсти сворачивает.
Если тебя восхищенно слушает с десяток твоих друзей, не значит, что тебя столь же восхищенно будет слушать десяток незнакомых тебе людей. Если тебя слушает десяток незнакомых тебе людей, не значит, что тебя будет слушать целый зал.
Квартирник и полноценный концерт на зал – две большие разницы. В первом случае это почти дружеские посиделки с шутками-прибаутками и допустимой лажей, во втором – тяжелая работа, лажа недопустима, особенно если ты еще некто без имени и номера. Если у тебя уже есть имя – тем более не имеешь права лажать. Держи марку.
Если ты вылез на сцену, так не распинайся перед залом в своих страхах и недостатках – они сами все увидят. Милости у зала не проси – ее не будет, особенно если просишь. А униженное поведение на сцене, мягко говоря, раздражает. Так и хочется сказать – плохо тебе? Так вали отсюда и не ной.
Как песню подать
С залом надо наладить контакт. Потому публике надо дать по башке, и лучше сразу. Если у тебя есть в запасе несколько хитовых песен, начинай с хита и поддержи его парой-другой близких в смысле энергетики (не обязательно одного плана). Это настроит зал на тебя. Никогда не пускай подряд более двух песен одного плана. За лирикой должно идти что-нибудь быстрое и живое. Ты должен периодически выплескивать в зал порции энергии – иначе народ скиснет и заскучает.
Кроме того, всегда лучше выходить, заранее построив основу программы и предусмотреть варианты ее частичного изменения по ходу дела – в зависимости от настроения зала.
И никогда, никогда не кокетничай с залом. Если тебе говорят – спой конкретную песню, а ты не хочешь, лучше скажи – не могу по личным причинам, давно не пел, не хочу лажать, и так далее. Но не закатывай глаза, не выдавай «ах, вы моей смерти хотите», и всякого подобного кривлянья, чтобы потом, поломавшись, все же таки согласиться. Это противно.