Моделирование православия

Материал из Ролевая Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск

Автор: Андрей Ляндзберг (Дэл)

Статья была опубликована в журнале Мое Королевство: http://mykingdom.ru

«…в конце службы недоумевал, что же именно я посетил»
Лора о богослужении на «Константинополе…»
(«Пейзаж, нарисованный пылью», КВ № 28).

У нас на Камчатке 1-3 августа этого (2008) года прошла игра «Александр Невский». Ваш покорный слуга играл роль епископа Новгородского. (Исторически правильно это был архиепископ Великоновгородский и Псковский, но сие не суть важно.) Готовились мы долго, поиграли хорошо. Хроники игры существуют у меня отдельным текстом. А сейчас бы хотелось поговорить о моделировании Православия на играх. В основном, конечно, на основании личного опыта.

Сразу примечания.

Примечание 1. Этот текст предназначен именно для тех, кто собирается так или иначе моделировать на играх христианство, в первую очередь Православие. Т.е. играть священника, строить церковь, вести «службы» и т.п. Остальным он, предупреждаю сразу, может быть откровенно неинтересен.

Примечание 2. Я убежден, что главное в моделировании Православия – подходить к делу «с душой», т.е. с желанием и творчески. Иначе получится неумелая пародия (хорошо, если не кощунство) вместо веры и Церкви. Здесь здорово поможет, если «моделирующий» сам верит (по жизни), еще лучше – если он воцерковлен. Ко всему, это позволит сэкономить кучу времени и сил, т.к. не придется за каждым мелким вопросом лазить в словари и справочники.

Собственно, заметка написана в расчете именно на таких людей. Я надеюсь, что читающий знает Православие хотя бы в основных чертах: устройство храма, общую последовательность богослужения, названия облачений и утвари… Что-то я, безусловно, буду пояснять по тексту – но разъяснять все подряд «с нуля» не смогу чисто физически.

Примечание 3. В данном тексте большинство терминов обозначают не настоящие, а лишь изображаемые на игре церковные понятия (людей, действия, предметы и т.п.). Поэтому, в частности, они употребляются с маленькой буквы. Прописные буквы будут использоваться либо для отсылки к реальности («православие» = игровое, «Православие» = реальное), либо для простоты («церковь» = храм, «Церковь» = объединение верующих, даже и в игровом контексте). Примечание 4. Если вам действительно предстоит моделировать Православие, для пущей эффективности попробуйте сделать вот что. Сначала подумайте и самостоятельно составьте план подготовки к игре. А уже потом сравните ваш план с этой статьей и дополните его идеями, какие покажутся полезными.

И наконец, примечание последнее. Изложенное здесь – сугубое ИМХО, т.е. исключительно мое личное мнение, возникшее на основе моего личного опыта. Да, я готовился полгода, да, многое в Православии изучил и понял, да, самолично «построил» Святую Софию и, надеюсь, удачно сыграл свою роль. Но, повторю, это только мой личный опыт. Поэтому не надо ни подходить к сказанному как к догме, ни, наоборот, пытаться спорить. У себя мы делали именно так: нравится – используйте, нет – пожалуйста, делайте по-своему. Бог вам в помощь. ;-)

Ну все, поехали.

Можно ли вообще в ЭТО играть?..

Первый и наиболее принципиальный вопрос, который вам предстоит решить для себя (и ответить другим) при подготовке – можно ли вообще играть в веру? Здесь сразу замечу, что больше всего комплексуют по поводу Православия те, кто к вере сделал пока лишь первый маленький шаг. Это, как назвала себя одна наша клубная леди, такие «православные атеисты». То есть те, кто в общем-то и понимают, что Православие – истинная вера, и с симпатией к нему относятся, и верующих уважают… но вот только сами еще не верят пока. И именно такие люди стесняются играть, потому что для них это оказывается слишком серьезно. А ни для верующих, ни для, наоборот, откровенных атеистов такой проблемы нет.

Так вот, на вопрос «можно ли вообще играть в веру?» есть два ответа.

Ответ первый, для неверующих. С точки зрения игры, модель веры – такая же модель, как и всякая другая. Ведь моделируем же мы смерть, и (иногда) своими руками убивая другого персонажа, никакого кощунства в игровой гибели не видим. А вера (или по крайней мере ее внешние проявления: храм, молитва, крестное знамение) в мире игры вещь абсолютно естественная – т.е. и обычная, и обязательная для всех. Поэтому давайте так: верить мы вас не заставляем, но будьте добры, выполняйте правила. То есть по возможности правильно и точно отыгрывайте православие. Не потому, что настоящее Православие от ваших ошибок пострадает, а просто потому, что чем точнее – тем лучше, это уж как в любой хорошей модели. Плюс, если на игре будут действительно верующие игроки, вы не оскорбите их чувств совсем уж откровенной пародией.

Ответ второй, для верующих. «Играть» в веру, конечно, нельзя. А вот попытаться показать духовную глубину Православия – можно. Тут расчет примерно такой. Равнодушного, т.е. совершенно неверующего, игровое православие не зацепит: он изобразит что положено и пойдет дальше. (И ладно, мы же не принуждаем его действительно верить, см. выше.) Если человек уже искренне верит – ничто не мешает ему и в игровом храме молиться по-настоящему. (Вообще-то, таких людей надо вычислять еще до игры и привлекать к подготовке.) А вот для «начинающих» верующих участие в игровых богослужениях может стать обретением нового духовного опыта. Не профанацией, а хоть маленьким, но шагом наверх в духовном развитии.

Это ответ по сути. Но чтобы соблюсти форму, необходимо получить разрешение (т.е. благословение) «официальной» церковной власти. Такое благословение может дать приходской священник, архиерей или ваш личный духовник. Как писал Е. Коротков в статье «Моделирование Святой Мессы на РИ» (статья-то про отыгрыш католичества, но некоторые моменты подготовки вполне универсальны), следует «попросить… разрешения на это, объяснив, что моделирование определенной исторической эпохи (например, Средневековья) невозможно без моделирования Церкви». Однако здесь важно вот что.

1) Не следует бежать к священнику в последний день. Если у вас есть духовник или близко знакомый священник – он, конечно, свое мнение о вашем увлечении ролевыми играми давно уже высказал. Но если нет – лучше начинать общение с официальной Церковью заранее. Представьте себе, что будет, если вы поймаете батюшку на выходе из храма, когда он торопится на требу (а батюшки – они всегда торопятся) и скороговоркой выпалите: «вот-мы-тут-хотим-как-бы-поиграть-в-православие-типа-как-построить-церковь-и-провести-службу-можно?» Ответ очевиден…) Поэтому лучше использовать примерно такой «план атаки»: прийти раз и договориться о собственно встрече; прийти два и подробно рассказать о ролевушках (с демонстрацией наиболее ярких фото и, возможно, видео); прийти три, принести дополнительные материалы и ответить на вопросы, появившиеся у священника во второй раз. А потом, возможно, прийти еще четыре и пять – вероятно, даже получив какое-то послушание – и только тогда узнать окончательное решение.

(Нет, конечно, иногда все получается и с первого раза! Но для надежности лучше готовиться к долговременной осаде… )

2) Важно, к кому именно вы пойдете. Потому что решение будет принимать именно тот конкретный батюшка, к которому вы обратитесь, и при его отказе (т.е. запрете на игру в православие) идти к другому священнику бессмысленно: этим вы только нарушите церковный канон, и полученное таким образом разрешение будет незаконным и недействительным. У католиков-то в этом смысле проще, у них есть закон (ну, у них на все случаи законы есть) о правилах изображения церковных Таинств в произведениях искусства. А вот в Православии на «изображение» Церкви нет ни формального запрета, ни разрешения – однако это и не важно, потому что у нас сложные вопросы решаются совершенно иначе. В Православии, как уже указывалось, решение по каждому конкретному вопросу принимает конкретный священник или духовник. Причем его полномочия при этом необычайно широки: согласно так называемому принципу икономии он может даже приостановить действие церковных канонов, если это послужит к пользе человека или Церкви. Однако важно, что каждое такое решение принимается не раз и навсегда, а лишь для данного конкретного человека и для данного конкретного случая.

Чтобы было понятнее, вот вам вкратце суть сказанного: если нельзя, но батюшка разрешил – то можно. Но в следующий раз нужно снова просить разрешения!

Отсюда становится понятной важность выбора «правильного» священника для разговора об играх. И это вовсе не запрещено; важно только, чтобы вы искали «подходящего» батюшку до разговора. Поэтому стоит заранее поинтересоваться в своей церкви (а то и епархии) о характере батюшек, их возрасте и роде церковного служения. Рекомендую обратить внимание на священников в должности пресс-секретарей, администраторов церковных сайтов, руководителей молодежных кружков или секций рукопашного боя (есть, есть в Церкви и такие!), они по роду своих занятий ближе к молодежи и легче воспринимают новое.

Отмечу, что в нашем случае свое благословение на моделирование Православия дал архиепископ Петропавловский и Камчатский Владыка Игнатий. Он откорректировал правила по Православию, помог составить и «утвердил» игровые чинопоследования и даже пожаловал для игры некоторые облачения «со своего плеча». А потом еще и одобрительно отзывался об игре в радиопередаче, проведенной по ее результатам. Хроники игры на сайте Петропавловской и Камчатской епархии можно посмотреть на страницах http://www.pravkamchatka.ru/news/383/ и http://www.pravkamchatka.ru/news/384/, а радиопередачу скачать либо по ссылке на страничке http://www.pravkamchatka.ru/pages/7/34/ (передача № 16), либо прямо с адреса http://www.pravkamchatka.ru/res/docs/doc_12217151878196.mp3 (объем файла около 9,2 Mb).

(И на всякий случай еще раз: одобрение конкретной игры конкретным архиепископом не означает установления общецерковного правила! Это лишь пример того, что подобное одобрение в принципе можно получить. Но для своей игры вы должны получить его сами!)

Общие вопросы моделирования Церкви

Уф-ф. Предположим, официальное разрешение вы получили. Далее нужно определить, насколько точно вы собираетесь выдерживать достоверность моделирования Церкви. Достоверность как историческую, так и «практическую».

На точное моделирование «историзма», я считаю, можно не заморачиваться. Мы все-таки не реконструкторы, и узнаваемость, мне кажется, у нас приоритетнее достоверности. Чтобы было понятно, о чем речь, вот вам несколько примеров.

  • отличительный знак священника, кроме облачения – крест на груди. Это всегда было так?.. – всем кажется, что да. Но на самом деле этот крест («наперсный» или «иерейский») русское священство стало носить только с начала 19-го века. Тем не менее, сейчас наперсный крест – настолько общепризнанная деталь священнического облика, что его можно (я бы сказал – нужно) носить при игре по любой эпохе.
  • до 17 в. на Руси крестились двумя пальцами (перстами). Смоделировать это, в принципе, несложно: внесите в правила – и ура. Но если вы полагаете, что введение двоеперстия затруднит игроков, то лучше пусть крестятся привычным нам сегодня троеперстием. Несоблюдение историзма, ИМХО, здесь лучше, чем паузы и мучительные раздумья игроков перед каждым крестным знамением: «Как же это правильно руку нужно складывать?..»
  • на Руси до середины 19 в. прямо исполнялось указание ап. Павла «…жены в Церкви да молчат» (1 Кор. 14, 34). То есть женщинам не то что петь – разговаривать в церкви не разрешалось! (Не знаю, правда, можно ли им было хотя бы молиться вслух.) Понятно, что такое требование – явно чрезмерное для игры. Ведь если вы и найдете себе «хор» (о необходимости хора будет сказано ниже) – почти наверняка это будут девушки. Да и запрещать «безутешным вдовам» порыдать над «погибшими мужьями» – значит бессмысленно лишить игру красочного элемента.
  • в качестве кадила на Руси до 17 в. использовалась т.н. кацея (кадило в виде ковша с ручкой), и лишь позже появились кадила на цепочках. Кацею найти несложно и сейчас, однако она, хотя и исторична, но гораздо менее антуражна. А «цепное» кадило – наоборот. И что вы выберете?..
  • совершенно не обязательно, полагаю, в точности соблюдать время появления икон. Ну много ли у нас на играх, скажите вы мне, специалистов по истории иконописи?.. У нас храмовой иконой Богородицы, например, служила Почаевская, которая не только никогда таковою в Святой Софии не была, но и вообще была явлена только через сто лет после исторической даты игровых событий (причем явилась не сама икона, а Богородица, икону же обрели еще позже). И здесь опять критерием служил не документальный историзм, а антуражность, понимай – красота.

Таким образом, при выборе между историзмом и современностью рекомендую предпочесть современность. И узнаваемее, и антуражнее в большинстве случаев. А также, что немаловажно, проще готовиться и вам, и игрокам: зашел в любую церковь, посмотрел, послушал, почитал книжку типа «На пороге храма» – и уже что-то знаешь.

С «практической» достоверностью сложнее. Под этим я понимаю, насколько близко вы смоделируете «внешний вид» Церкви. Здесь можно рекомендовать следующее.

  1. Священнические облачения следует моделировать достаточно точно. Ну, чтобы прочим игрокам сразу было понятно, что вы именно «священник». Повседневные облачения (подрясник или рясу, скуфью) вообще можно использовать реальные церковные (или сшить по канону) – их иногда благословляется носить благочестивым мирянам, и для игры, надеюсь, вы такое разрешение тоже получите. Вот богослужебные облачения мирянам носить нельзя, вам никто их не даст и одевать не позволит (ни старые отслужившие, ни новые неосвященные – никакие). Поэтому придется, скорее всего, сшить какое-то отдаленное подобие богослужебных риз и просить разрешения на его ношение. Подробнее о необходимых облачениях сказано в статье "Особенности постройки православного храма на игре".
  2. Устройство храма следует соблюсти в общих чертах. Алтарь удобно отделять тканевыми занавесями, оставив посередине проход – «Царские врата». (Сумеете поставить настоящие двери – замечательно, но при малых размерах храма они будут только мешать.) На той же веревке можно повесить и «бегающий» кусок ткани в качестве алтарной завесы. Если ширина позволяет, аналогично можно сделать и диаконские врата, оставив проходы справа и/или слева. На занавеси прикрепите иконы – вот вам и «иконостас». В алтаре – престол, в храме – аналои, канун, подсвечник(и) и еще сколько-то икон по стенам. Вот ваш необходимый минимум. Подробнее об устройстве храма сказано все в той же статье.
  3. Самое интересное и сложное – как «служить» на игре. Вообще-то, мирянин имеет право читать все службы, изложенные в Часослове. Найдите эту книгу, посмотрите: в вашем распоряжении есть и вечерня, и утреня, и «часы»; а вместо Литургии – Изобразительны («обедница»). Однако крайне не рекомендую читать службы «по-настоящему»: слишком долго, тяжело и непонятно получится. Поэтому придется составить специальные игровые чинопоследования, сократив две основные суточные службы (Всенощную и Литургию) до 30-40 минут каждую. «Резать» при этом придется много, но жалеть труда не надо: даже полчаса – довольно большой по игровым меркам срок, особенно для неподготовленных игроков.

При составлении игровых чинопоследований обратите внимание вот на что:

  • в качестве богослужебного языка следует использовать церковно-славянский. Лучшего на Руси пока не придумано. :-) Не бойтесь, для этого даже не придется учить кириллицу: в большинстве существующих молитвословов церковно-славянские тексты записаны буквами современного алфавита. Да и слова все в основном понятные. Несколько отличается только произношение, поэтому нужно заранее потренироваться в чтении, чтобы не сбиваться на непривычных ударениях;
  • из реальных служб следует исключить все сугубо священнические молитвы и возгласы (в частности, из Литургии – всю Проскомидию), ектении (миряне их не читают) и длительные «скучные» чтения, наподобие Шестопсалмия на утрене. Однако чтение Евангелия на Литургии следует оставить (причем читать его лучше уже не по церковно-славянски, а в современном переводе); оно же потом будет вам темой для проповеди, если до этого дойдет дело. Фрагмент, впрочем, можно выбирать не по календарю, а по своему вкусу ; соответственно и проповедь(-и) подготовить заранее;
  • следует оставить все простые и известные молитвы (наподобие «обычного начала» в начале службы и многолетия в ее конце), а также характерные молитвы в важных местах служб: стихиру на «Господи воззвах…», «Свете тихий…», вечернюю молитву и молитву св. Симеона Богоприимца – на вечерне; Воскресную песнь, стихиру на хвалитех и Великое славословие – на утрене; Блаженны, Херувимскую песнь, общее пение Символа веры и «Отче наш…» – на Литургии. (Что все это такое и где оно расположено – специально не расшифровываю: кому надо – тот найдет, а остальным нечего забивать голову.) Кроме того, на Литургии перед причастием следует читать не «Верую, Господи, и исповедую…», а другую подходящую по смыслу молитву, например «На принятие просфоры и святой воды»;
  • игровое чинопоследование для часов следует составить, но планово не читать, оставив в качестве резерва для «затыкания дыр», если таковые вдруг появятся в игровых службах;
  • из чинопоследований для Таинств обязательно исключить тайносовершительные молитвы, при необходимости заменив их похожими, но нейтрального смысла. При моделировании Крещения следует особенно избегать всякого произнесения каноничной крещальной формулы. Дело в том, что в Православии при особых обстоятельствах крестить может и мирянин, и хотя это допускается только в крайнем случае – лучше не приближаться к границе, где игровое действие вдруг может стать реальным Таинством;
  • следует хорошо понимать, что при наличии мало-мальской боевки наиболее «популярной» службой у вас на игре будет отпевание. Живые-то могут в храм ходить или не ходить, но вот уж «покойники» от вас никуда не денутся. И нужно быть готовым многократно служить эту службу, причем, возможно, по несколько раз над одними и теми же игроками. Поэтому она должна быть небольшой (10-15 минут максимум), состоять из удобочитаемых молитв и иметься в нескольких распечатках (крупным шрифтом!), чтобы ее можно было поручить почитать и кому-то из «мирян». В качестве основы годятся «натуральная» панихида, «Последование по исходе души от тела» («Канон при разлучении души от тела» подходит меньше, он предсмертный) либо иные молитвы с необходимыми сокращениями. Мы, например, читали «Последование…», но полностью только один раз, а потом исключили «канон за преставльшагося». Также важно помнить, что при совершении «заупокойных» служб не следует называть никаких конкретных имен: ни игровых (потому что таких «людей» на самом деле нет), ни реальных (потому что все «усопшие» на самом деле живы). Заранее предупредите об этом всех игроков, и пусть они молятся просто «обо всех усопших», либо, например, «обо всех в битве павших воинах русских», «обо всех ворогами убиенных братиях наших» и т.п. – но без имен;
  • еще одна особенность игровых служб – что вы не сможете, как в реальной церкви, принимать исповедь по ходу литургии. Вам просто не хватит сил одновременно вести службу и разговаривать с «исповедующимся». Но даже если у вас есть коллеги-«священники» на подхвате – все равно, сколько человек за 20-25 минут (т.е. до начала игрового причастия) вы успеете выслушать?.. Поэтому рекомендую принимать исповедь персонажей в любой момент, как им «загорится», да еще и игрокам об этом заранее объявить. Однако при этом надо понимать, что добровольно к вам почти никто не придет, и (даже если всю игру вас будут осаждать «экзальтированные дамочки») «суровые русские мужики» необходимость исповеди все равно проигнорируют. А ведь именно им «умирать» в боях, поэтому именно для них в первую очередь нужны исповедь и причастие. Так что будьте готовы проводить общую исповедь, ее можно даже заранее встроить в игровую литургию. В качестве общей исповеди не стоит, конечно, читать весь список грехов Великого Четверга: годится ежедневное исповедание из вечернего правила либо оттуда же 3-я молитва (покаянная ко Святому Духу).

Так, положим, к службам вы подготовились. Далее наступает пора работы с игроками.

Подготовка «паствы»

Первым делом вам обязательно нужно найти себе клир, причем клир поющий. Фактически, нужны именно певчие, без которых будет крайне тяжело вести службу. Потому что, во-первых, вы (священник) тогда будете заняты безостановочным чтением и даже кадило толком не разожжете. Во-вторых, даже если у вас хороший голос, прихожанам скоро надоест вас слушать – просто потому, что вы один. В-третьих, некоторые молитвы (как «Отче наш» и Символ веры на Литургии) следует не читать, а петь, причем хором. И звучат они, разумеется, тем лучше, чем больше народу их поет. И если вы не уверены, что «миряне» подтянут (а их пойди заставь выучить хоть саму-то молитву, не то что распев, ага-ага!), нужен хор. В крайнем случае – хотя бы один человек, но обученный основным молитвам, умеющий вовремя сказать «Аминь» и почитать за вас, пока вы заняты в алтаре. (В принципе, это может быть и другой «священник» либо кто-нибудь из «монашествующих», если они есть на игре – но какая-то помощь вам должна быть обязательно.)

Также певчие могут работать «хронометром». Дело в том, что даже сокращенные до 30-40 минут службы – слишком большая нагрузка на непривычных игроков. Поэтому не надо насильно заставлять их выстаивать всю службу: персонажам-то это, безусловно, положено, но вот игроки могут и не справиться. (У себя, например, мы специально объявляли, что регулярные службы несут фоновую игровую нагрузку – т.е. хочешь стой, хочешь нет.) А чтобы игроки не пропустили важные моменты (елеопомазание на всенощной, причастие на литургии), они могут подходить к хору и тихонько интересоваться – дескать, долго ли там еще?..

Отдельно скажу о магнитофоне (под «магнитофоном» я тут понимаю любую звуковоспроизводящую технику). С одной стороны, богослужения в Православной Церкви традиционно проходят только при живом пении. С другой стороны, в перерывах между службами в некоторых храмах иногда негромко включают записи духовных песнопений, и это создает хороший молитвенный настрой. Поэтому следует ли брать магнитофон на игру – решать вам самим. У нас была одна такая попытка еще раньше (т.е. на другой игре), и результаты оказались явно неудачными. Помимо чисто технических проблем (вылетающие штеккеры, садящийся аккумулятор и вообще отказавшая в итоге механика магнитофона), совершенно не удалось создать никакого «молитвенного настроя». Просто потому, что всем было ясно: играет именно запись. Поэтому я и считаю, что хотя бы один (пусть даже не очень поставленный), но живой голос, будет лучше всякой техники. Но окончательно решать этот вопрос, повторяю, предстоит вам самим.

Теперь пришла пора подумать о вашей пастве, то есть об игровых мирянах . Для «православной подготовки» рядовых игроков легче всего, конечно, написать правила. «Легче» – потому что необходимой информации навалом, а бумага все стерпит. Но предположим даже, что вы, правда, хорошо поработали и накропали гениальный талмуд, где есть абсолютно все: и базовые сведения о православии, и основы устройства церкви (и церкви как храма, и Церкви как организации), и правила поведения прихожан, и основные молитвы…

Так вот, теперь можете смело вешать этот талмуд под стекло на стенку. Потому что все равно его никто не прочтет. Это общая судьба всех правил, а уж правил для такого частного (а для кого-то – и одиозного) игрового раздела, как религия – и подавно. С практической точки зрения гораздо полезнее сделать небольшую памятку, буквально один лист формата А4, где кратко изложить игрокам только САМОЕ ВАЖНОЕ. В первую очередь это организационные моменты: «игровые обряды не имеют церковной силы, но мы просим относиться к ним с уважением», «службы будут продолжаться 30-40 минут», «исповедь персонажей принимается в любой момент по ходу игры», «если чего-то не знаете – не бойтесь спрашивать, лучше прямо по игре» и т.д. Сведения о православии и правила поведения мирян нужно туда включать только основные: в конце концов, при ошибке своего «прихожанина» вы его всегда поправите, получив лишний повод для игрового диалога. Но уж совсем бессмысленно включать в правила молитвы. Кто их знает – тот знает, кому положено – найдет и выучит, а вот «по желанию» точно учить никто не станет.

Идеальным при всем при этом было бы иметь собственного мастера по религии, который бы отслеживал соблюдение игроками правил. Да-да, тех самых, не читанных игроками правил. Или – на небольшой игре это даже удобнее – вам самому иметь статус играющего мастера по Православию. А для этого, ясен пень, нужно заранее задружиться с главмастером.

Очень полезно будет провести несколько подготовительных семинаров, где своими словами пересказать игрокам все те же (нечитанные ими) правила и ответить на вопросы. Вопросы порой будут откровенно идиотские; кто-то обязательно полезет в теологический спор или начнет высказывать пожизневые претензии (дескать, «а что это у вас в Православной Церкви все так плохо?..»). На вопросы следует ответить, а вот в споры не вступать, объяснив, что мы только моделируем Православие, причем не современное, а существовавшее на момент игры. И – «нравится, не нравится» – как бы вы ни относились к Православию по жизни, мы просим вас хотя бы просто исполнять правила, господа мои игроки.

Здесь же замечу вот что. Не следует делать игровую религию основой каких-то конкретных сюжетных заморочек. То есть на ней вполне может быть основан «глобальный» духовный конфликт – типа «…Вперед, братцы, за веру православную! Бей супостатов-кришнаитов!!!» Для опытных игроков допустимы и частные конфликты – типа «Вот я, православный, полюбил язычницу… Что мне делать?!» Но не надо завязывать на религиозность личные вводные простых игроков. Не сработает, или будет исковеркано в ущерб именно духовной составляющей. В конце концов, ведь любая сюжетная интрига – это именно игра. А в веру играть невозможно, мы об этом уже в начале говорили.

И отсюда с непреложностью вытекают два следствия, с которых, вероятно, нужно было начать эту статью.

  • Первое. Если на игре и возникнет духовный конфликт, требующий прямого человеческого участия и допускающий решение на уровне личностей (в простейшем варианте – богословский спор представителей различных конфессий), то разруливать его придется именно вам. Ну, со стороны Православия, понятно. И поэтому чисто «технической» подготовкой к игре обойтись не удастся, вам потребуются еще и реальные богословские знания, миссионерские замашки, катехизаторский опыт… Справитесь?..
  • Второе и главное. Игровая религия (т.е. настоящая религия, моделируемая на игре) – это не «движок». Игровая религия – это антураж. Фактически – фон. Но оттого, насколько серьезно вы построите этот фон и наполните им игровую действительность, зависит не только удача конкретной игры, но и будущее отношение игроков к реальному Православию. Помните об этом.

Coda

…И наконец, если все перечисленное вас не испугало, вы смело взялись за подготовку и благополучно с ней справились – можете приступать непосредственно к постройке игрового православного храма. Как именно это делать – смотрите другую статью.


P.S. А, чуть не забыл самое главное! Если вы собрались играть священника – хотя бы месяца за три перед игрой начинайте отпускать бороду и прекращайте стричься!

P.P.S. Кросспол для Камчатки совершенно неактуален, поэтому возможность «девочка играет мальчика» пришла мне в голову в самом конце работы. Да-да, в аккурат после фразы о бороде. Так вот, женщин-священников в Православной Церкви не бывает. Певчие – бывают, просфорницы – бывают, монахинь бывает сколько угодно, и даже «звонарницы» бывают иногда. Есть святые жены (и превысшая всех святых и даже ангелов – Богородица), а в первые века христианства были даже «диакониссы». Но вот женщин-священников быть не может. И это не дискриминация, это канон. Потому что священник – это образ Христа, Который, как известно, был мужчиной. Поэтому – не надо нарушать канон даже «внутри» игры. Девушки, вы же понимаете, что оправдания типа «я играю, во-первых, мужчину, и только во-вторых, священника» все равно не скроют ваш женский образ. Не надо выдумывать никаких «молодых, еще безусых» или всяких там «кастратов», не кощунствуйте. И если вы знаете и любите Православие, и если вы хотите быть в игровой церкви – то тем более должны это понимать. Равно как и то, что у вас на это есть все возможности. Играйте же монахиню! Будьте в церкви, читайте молитвы и почти целые (игровые) службы, управляйте хозяйственными делами храма, вершите церковную политику и наставляйте «мирян». Но не делайте вид, что вы священник, пожалуйста.